Особенности проектной деятельности на уроке музыки

Разделы: Музыка, Профессия — педагог


В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная деятельность.

Музыкально-проектная деятельность стала результатом активного поиска и внедрения в музыкально-образовательный процесс педагогических инноваций. Сегодня она рассматривается как универсальная педагогическая технология, основанная на идеях личностно ориентированного, гуманного подхода к учащимся, а метод проектов, реализующийся в музыкально-проектной деятельности, - как действенное средство их музыкально-творческого развития и самоопределения.

В настоящее время используются следующие виды учебных проектов:

  • Игровые - ролевые проекты, например, драматизация песен, постановка детских опер. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
  • Информативно-исследовательские проекты /рефераты, презентации/. Например, «Виды русских народных песен», «Жизнь и творчество композитора», «История одного музыкального инструмента».
  • Сценарные проекты - внеклассное мероприятие для школы или отдельного класса (подготовка и проведение концертов, смотров-конкурсов, классных часов, фестивалей и т. д.).
  • Творческие работы - свободное сочинение по прослушанному музыкальному произведению, литературный перевод текстов песен зарубежной эстрады.
  • Издательские проекты - стенгазеты, материалы для стендов.
  • Авторские проекты - сочинение песни, романса.

Отличительная черта проектной деятельности - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

1. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.

2. Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное - не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов, становлению опыта творческого самоопределения.

Если говорить о структуре музыкально-проектной деятельности, то ее можно сравнить с огромным панно, созданным по принципу мозаики. Учащиеся самостоятельно добывают информацию, вырабатывают необходимые для осуществления музыкально-проектной деятельности умения и навыки. Отдельные знания, способы деятельности, полученные в разных предметных областях, «складываются» в целостную картину. Детали этой картины, объединенные в единой структуре проекта, получают новое смысловое наполнение. В процессе реализации музыкально-проектной деятельности учащимися выявляются связи между предметами, которые по своему содержанию, на первый взгляд, кажутся далекими друг от друга. Результатом музыкально-проектной деятельности учащихся в данных условиях является музыкально-художественный проект, или творческий продукт, который носит образовательный характер.

Опыт показал, что музыкально-проектная деятельность способствует интеграции не только внутри одной образовательной структуры, но и на уровне взаимодействия базового и дополнительного образований: когда осуществляется взаимосвязь между предметами общеобразовательного цикла и дисциплинами различных творческих направлений сферы дополнительного образования (музыкально-хоровое, хореографическое, театральное и др.). В условиях интеграции базового и дополнительного образования музыкально-проектная деятельность стала эффективным средством и мощным катализатором на пути создания единой модели комплексного развития учащихся.

Получение знаний, выработка умений и навыков не являются конечной целью обучения, а становятся лишь средством, которым ученик должен овладеть для осуществления самостоятельной музыкально-художественной и учебно-исследовательской деятельности, составляющей основу их опыта творческого самоопределения.

Используя проектную деятельность, дети полнее постигают природу музыкального искусства, законы его функционирования, а также помогает обеспечить взаимопроникновение музыкально-художественной и учебно-исследовательской деятельности.

Технологии проектного обучения ориентируют деятельность учащихся на результат при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Современные педагогические концепции ориентированы на системный подход, на создание единого образовательного пространства. Последнее предполагает тесное взаимодействие различных образовательных сфер и структур. Именно в таком направлении позволяет двигаться проектная технология.

Метод проектов - это педагогическая технология, ориентированная не только на обобщение фактических знаний учащихся, но и на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Активное включение школьников в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.

Учебный проект рассматривается как средство активизации познавательной деятельности, развития креативности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни.

Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения учебных проектов развивались познавательные интересы, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценка выполненного проекта, накапливался опыт творческого самоопределения учащихся. Учитель не столько учит, сколько помогает школьникам учиться, направляет его познавательную деятельность, подсказывает пути добывания информации, присвоения знаний и опыта, выступает в роли независимого консультанта. Учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Они - активные участники процесса, а не пассивные статисты. Происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной урочной форме обучения.

Защита проекта может проходить как индивидуально, так и в форме коллективного творческого дела: соревнования команд, музыкального ринга, всеобуча для родителей, музыкального спектакля (театрализации), представления, фестиваля искусств и др.

Основными критериями оценки ученического проекта могут быть следующие:

  • актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;
  • полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;
  • умения делать выводы иобобщения;
  • самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, подходов, решений;
  • умение аргументировать собственную точку зрения;
  • художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя музыки. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Таким образом, музыкально-проектная деятельность как универсальная педагогическая технология способствует повышению качества не только музыкально-художественного образования, но также служит эффективным средством освоения содержания различных областей образования в их тесной взаимосвязи и фактором творческого самоопределения школьников; усиливает интегративные тенденции музыкально-педагогического процесса в школьном образовании, способствует преодолению его чрезмерной вербализации, формализации и тем самым вносит новый импульс в развитие системы.

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы: творческие проекты, предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: театрализации, музыкальные игры, произведения музыкального искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) являются: выставки рисунков, газеты, шумовые инструменты, праздники, музыкальные иллюстрации, сказки. Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.

Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Пример: на этапе разучивания «Весёлый музыкант» к содержанию песенки дети создают свой проект «Мультипликационный фильм». Детям дается задание нарисовать к определенному куплету песенки рисунок, в классе дети обсуждают, кто, что будет рисовать, чтобы рисунки не повторялись. (На диске презентация песни). Результатом является исполнение песенки во время демонстрации презентации.

Тема: «Музыкальные инструменты». Проект «Экскурсия - путешествие в страну музыкальных инструментов», где группа детей готовят небольшие сообщения об инструментах и выступают в роли экскурсоводов с показом иллюстраций. Другая группа выступают в роли музыкантов и исполняют небольшую импровизацию на шумовых инструментах (дети изготовляют инструменты сами).

В результате дети знакомятся с инструментами не пассивно, а активно: учатся находить нужную и интересную информацию, выбирают самого лучшего экскурсовода, а также играют на шумовых инструментах, которые делают сами дома. Также на уроке дети сами изготавливают из подручного материала простейшие шумовые инструменты. Используются: баночки, коробочки, фасоль, рис, горох, различные бусинки и т.д.

В процессе обучения игре на шумовых инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Шумовые инструменты - это игра в оркестр, где есть место фантазии, импровизации, творчеству. Игра в оркестр активизирует восприятие детей, помогает им почувствовать себя причастными к процессу творчества и вызывает у школьников живой интерес. Наблюдая, что такой вид деятельности вызывает восторг, радость у моих учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность для общего музыкального и творческого развития.

Перед темой «Инструменты симфонического оркестра» мы предлагали учащимся проект «Симфонический оркестр».

Краткое содержание проекта:

  • Закрепить понятия «вокальная» и «инструментальная» музыка.
  • Дать определение оркестр.
  • Обогащать знания детей о свойствах и особенностях групп симфонического оркестра.
  • Рассказать легенды о происхождении музыкальных инструментов.
  • Обогатить словарь детей музыкальными терминами.
  • Познакомить с расположением симфонического оркестра.
  • Расширять музыкальные впечатления детей.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Результаты проекта:

  • Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке.
  • Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической музыки.
  • Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
  • Вовлечение детей каждого ребенка в творческую деятельность.
  • Формирование у детей представления о разнообразии музыкальных инструментов.

Главным результатом всех проектов является: развитие музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной, владеющей музыкальными навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная - деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно-исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету.

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного «выращивания» и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации. Особую важность приобретает достижение коммуникативной гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий.

Для предмета «музыка» общение - одно из центральных понятий. Это, прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально - содержательную окраску. Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней.

В процессе взаимодействия педагога и обучающегося прослеживается закономерная связь между творческим общением при косвенном управлении в процессе сотворческой деятельности и творческим отношением личности к ее направленности и эффективности протекания, а также между воспитательным, сотворческим взаимодействием творческой активности.

Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы позволило выделить следующий ряд важнейших тенденций художественно-творческого и личностного развития учащихся, прошедших обучение по технологии творческого самоопределения:

  • перенос учащимися устойчиво проявляющегося опыта творческого самоопределения в учебные дисциплины других образовательных областей (гуманитарного, естественнонаучного цикла);
  • интерес к искусству, творчеству становится определяющим при выборе досуговой деятельности (занятия в кружках, студиях художественно-эстетического направления);
  • личностно-смысловое отношение к искусству, творчеству, выходя за рамки учебных занятий, становится стабильной качественной характеристикой личности школьников;
  • формирование устойчивых увлечений, интересов, стремлений учащихся, значительное повышение уровня их общей культуры, реализующееся в специфическом пространстве школьной культурно-художественной среды;
  • стремление учащихся к самоорганизации в творческие объединения дополнительного образования художественно-педагогического профиля;
  • у отдельных учащихся область музыкального искусства становится осознанно-доминирующей в процессе профессионального самоопределения.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат. К сожалению, захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, в последние годы их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)». В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

Грамотно сформулировать цели - особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.

Формулировке целей стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим.

Список использованной литературы

  1. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006.
  2. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С.Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  3. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С.Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  4. Леонтович А.В. Разговор об исследоватлеьской деятельности: Публицистические статьи и заметки/Под ред. А.С.Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006г.
  5. Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников: Сборник анкет с комментариями. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006.
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М. 2005.
  7. Сергеева В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. М. 2005.