Общеразвивающая образовательная программа "Занимательное краеведение"

Разделы: Краеведение, Дополнительное образование


Направленность программы: краеведческая.

Вид программы: Модифицированная модульная.

Возраст учащихся: 11-14 лет.

Форма обучения: Очная.

Цель программы:

  • познакомить обучающихся с историко-культурным наследием РСО-Алания;
  • сформировать черты патриотизма и гражданственности, способствовать
  • воспитанию духовной культуры обучающихся.
  • Обучающие:
      изучать окружающий мир: природы, истории и культуры своего края.
    • обучать знаниям о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
    • обучать видеть и понимать красоту живой природы;
  • Воспитательные:
      воспитывать высокую духовную нравственность: любовь к людям и природе, стремлению к добрым поступкам, чистым мыслям и чувствам.
    • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
    • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
  • Развивающие:
    • развивать потребности общения с природой;
    • развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
    • развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса.

Задачи программы:

  • обучать навыкам экологически грамотного и безопасного поведения;
  • знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
  • обучать исследовательской работе по изучению своей семьи, истории поселка, его знаменитых земляков.

Срок реализации программы: 3 года.

В результате реализации программы 1 Модуля «Занимательное краеведение» обучающийся должен знать:

  • правила ТБ в кружке;
  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города;
  • традиции своей семьи;
  • традиции своего народа;
  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

Ожидаемые результаты:

  • условия жизни животных в естественных условиях, животных, вошедших в Красную книгу РСО-А;
  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, знать растения, занесенные в красную книгу РСО-А;
  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
  • технологию изготовления поделок из природного материала.

уметь:

  • видеть и понимать красоту живой природы; вести простейшие наблюдения в природе;
  • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;
  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и
  • великих людях, о достопримечательностях малой Родины.

В результате реализации программы 2 Модуля «Занимательное краеведение» учащийся должен

знать:

    правила составления родословных таблиц;
  • знать историю своей семьи;
  • знать национальные особенности быта и культуры осетин;
  • ветеранов ВОВ, тружеников тыла и «детей войны».

уметь:

  • составлять свою родословную;
  • проводить поиск необходимой информации в различных источниках;
  • анализироватьи
  • систематизировать полученную информацию;
  • оформлять исследовательские проекты.
В результате реализации программы 3 Модуля «Занимательное краеведение» учащийся должен

знать:

  • исторические корни народа, взаимоотношения с другими народами;
  • историю зарождения письменности, классиков и современников осетинской литературы;
  • историю основания г.Владикавказа и его развития;
  • методику исследования.

Уметь:

  • составить библиографию, оформить, исследовательскую работу, составить тезисы, аннотацию, текст выступления;
  • работать с путеводителями, картами, краеведческой литературой.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Осетины - один из самых любопытных народов Кавказа… Они всегда были особым предметом изучения исследователей, этнографов Европы, но все-таки не изучены.
С.Фарваровский

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда стояла в центре внимания образования. Любовь к своей Родине, стремление к ее процветанию является основой могущества государства.

Большую роль в нравственно-патриотическом воспитании играет туристско-краеведческое движение, которое способствует приобщению молодежи к изучению истории родного края, к стремлению глубже понять особенности его природы, истории, культуры, приобщиться к героическому прошлому своей Родины. Одной из важных, продуктивных форм патриотического воспитания учащихся сельских школ является функционирование школьного музея. Деятельность музея удачно сочетает в себе краеведческую, историко-патриотическую и военно-патриотическую работу с учащимися.

Специфика данной программы дополнительного образования заключается в том, что в ней сочетаются общеобразовательные, оздоровительные, занимательно-развлекательные аспекты.

Приобщение обучающихся к поликультурной среде, воспитание уважения к традициям и обычаям народов России и мира дадут хорошие результаты в профилактике межэтнических и межрасовых конфликтов.

Программа рассчитана на 3 года, возраст обучающихся 11-14 лет. Эта возрастная группа особенно, на взгляд автора, нуждается в приобщении к истокам традиционной культуры, и, в то же время, уже обладает необходимым запасом знаний по культуре, литературе, истории, географии.

Новые знания, получаемые на занятиях творческого объединения, а также в экскурсиях, позволят им пополнить знания по краеведению.

Методы обучения данной программы достаточно традиционные (беседа, лекция, викторина, интеллектуальная игра, кроссворды), хотя во время занятий всегда присутствует элемент азарта, поиска, игры. Навыки поисковой, краеведческой деятельности помогут детям максимально проявить активность, изобретательность, разовьют их творческий и интеллектуальный потенциал, обогатят их эмоционально, и что, самое главное, помогут создать крепкую духовную основу. Обучение данной программе позволяет решить проблему занятости детей в свободное время, пробудить интерес к новому виду деятельности, развивает самостоятельность мышления. Участие в конкурсах, семинарах, исследовательская деятельность повышают самооценку, позволяют добиться Применение данной программы, позволяет глубже познакомиться с культурой, историей и литературой народа, с традициями, обычаями и верованиями осетин. Это будет способствовать сохранению традиционной и воспитанию толерантной культуры. Активные формы работы (экскурсия, поход, экспедиция) способствует не только оздоровлению детей, но и воспитывают у них чувство ответственности за товарищей, за экологическую обстановку, за сохранность памятников культуры, природы, истории и т.д.

Прогнозируемые результаты по каждому году обучения даны в учебно-тематическом плане и содержании программы.

Данную программу можно отнести к малобюджетной, так как для ее реализации требуется стандартное оборудование учебного класса и типовое оборудование для проведения экскурсий. Учебно-воспитательный план ТО «Занимательное краеведение» составлен для обучающихся 11-14 лет. Реализуется за 3 года обучения по144 часа в год.

Программа разработана на 3 года обучения:

1-3 год обучения - 4 часа в неделю.

Актуальность

Актуальность заключается в том, что данный курс призван помочь педагогу во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучаемых. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.

Новизна и отличительная особенность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что при ее реализации предусматривается выполнение принципа разноуровневости, обозначенного Конвенции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р). Ведь именно технология разноуровнего обучения, лежащая в основе программы «Занимательное краеведение», предполагает создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Уровневая дифференциация образовательного процесса в свою очередь соответствует выполнению еще одного принципа дополнительного образования - его персонализации.

Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей. Поэтому программа предусматривает три уровня освоения: стартовый, базовый и продвинутый.

Отличие программы от уже существующих состоит в том, что содержание программы рассчитано на всестороннее изучение, исследование истории, хозяйства, природы, населения, культуры и быта РСО-Алания.

Цель программы:

  • познакомить обучающихся с историко-культурным наследием РСО-Алания;
  • сформировать черты патриотизма и гражданственности, способствовать воспитанию духовной культуры обучающихся.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формировать у обучающихся знания об обычаях, традициях и духовной культуры осетин;
  • научить обучающихся основным трудовым навыкам и приемам, используемым в народном хозяйстве и природоохранной деятельности.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческих способностей, обучающихся;
  • расширить кругозор обучаемых по краеведению, истории, географии;
  • развивать стремление к научно-исследовательской и природоохранной деятельности;
  • показать и заинтересовать возможностью профессиональной деятельности, связанной с краеведением: экологи, краеведы, географы, историки, этнографы, археологи;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию бережного отношения к родному краю;
  • сформировать у обучающихся следующие качества личности: любовь к Родине и родному краю, способность видеть и воспринимать
  • прекрасное, понимание здорового образа жизни, дисциплинированность и внимательность, смелость, чувство партнерства, доброту и дружбу, силу и ловкость;
  • способствовать формированию у обучающихся мировоззрения, убеждённости в необходимости охраны и изучения природы и истории родного края.
  • заинтересовать обучающихся культурой народа, научить ценить и уважать культуру других народов способствовать воспитанию нравственной личности.

Формы и методы проведения занятий:

Наиболее характерными приемами и формами обучения являются:

  • Лекции и беседы, занятия, викторины;
  • Коллективная, групповая и индивидуальная работа;
  • Многократная отработка приемов и навыков на практике;
  • Коллективная творческая игра;
  • Экскурсии;
  • Анализ и обобщение накопленной информации, приобретение умений и навыков.

Методы обучения:

  • Словесные - рассказ, беседа, объявление, убеждение, поощрение, лекция.
  • Наглядные - демонстрация образцов, показ видеофильмов, альбомов, фотографий, плакатов, схем, таблиц, диаграмм, туристских карт, примеры.
  • Аналитические - наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ, опрос, анкетирование.

Адресат программы

Занятия в творческом объединении «Занимательное краеведение» - групповые. В реализации программы принимают участие дети от 11 до 14 лет на основе добровольного вступления в объединение. Дети принимаются без предварительной подготовки по заявлению от родителей. Воспитанники объединяются в группы по 20 человек по годам обучения. Количество детей в группе первого года обучения 20 человек, второго и третьего - не менее 20.

Группы первого, второго и третьего года обучения могут быть разновозрастными. Воспитанники изучают единый теоретический материал, предусмотренный программой объединения, а практическое задание выбирают в зависимости от степени владения теоретической подготовкой и практическими навыками.

Большая часть программы направлена на формирование практических умений и навыков поведения в природе, проведения учебных исследовательских и экспериментальных работ, расширение интересов и углубление знаний об уникальности природных ландшафтов республики Северная Осетия - Алания.

Условия реализации программы.

Занятия проводятся в кабинете краеведения. Используется следующее оборудование: - Технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска, видеопроектор). Для проведения занятий требуются также книги, определители, методические рекомендации для проведения практических, исследовательских работ (как в бумажном, так и в электронном виде), ресурсы Интернета.

На основании Положения об аттестации обучающихся МБУ ДОД "СЮН", утверждённой приказом №27 от 25.08.2014г. проводится аттестация обучающихся. Результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживаются путём проведения промежуточного и итогового этапов аттестации обучающихся.

Форма проведения промежуточной аттестации: творческие работы, защита творческих работ, участие в конкурсах.

Форма проведения итоговой аттестации: участие в конкурсах, защита творческих проектов, контрольная практическая работа.

Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. Конвенция ООН о правах ребенка
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Закон РСО - А «Об образовании»
  4. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р)
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413)
  6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008)
  7. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (утв. письмом Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)
  8. Письмо МО и Н РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
  9. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей») Инструкция по технике безопасности
  10. Квалификационная характеристика педагога дополнительного образования (утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Методическое обеспечение образовательной программы

Программа предусматривает значительный объём самостоятельной работы обучающихся. Большинство занятий в рамках программы являются комбинированными. Можно выделить следующие основные формы проведения занятий, которые используются в ходе реализации программы: лекции, беседы, семинары, экскурсии, консультации, встречи со специалистами, тематические встречи, аналитические занятия, дискуссии, тренинги.

При реализации программы используются следующие методы обучения: репродуктивный, продуктивный; метод проблемного изложения; частично-поисковая работа; поисковый метод; метод малых групп; метод мозгового штурма; исследовательский.

Методика рассчитана на выявление и дальнейшее развитие талантливых детей в предметной области краеведение. В течение года занятия проводятся воспитанниками, имеющими большой интерес к краеведению.

В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии возрастными, психологическими возможностями и способностями детей, что предполагают возможную необходимую коррекцию и режим занятий.

Содержание программы, формы, методы и приёмы соответствуют возрастным особенностям детей. По мере освоения программы обучающиеся начинают самостоятельно анализировать собранный материал, осваивают методики исследований в природе.

Последовательность реализации программы представляется следующей. Изначально необходимо выявить склонность и интерес обучающихся к той или иной проблеме. Следующим шагом является сбор информации по интересующей теме и осознание проблемы, над которой предстоит работать. Далее начинается процесс освоения методик, по которым будет проводиться исследование. Параллельно идёт подготовка снаряжения для проведения «полевых» исследований и освоение элементарных навыков, необходимых для выживания в природных условиях. При необходимости должны быть выработаны и специальные навыки, необходимые для решения конкретных задач. Одним из самых сложных этапов с точки зрения организации для руководителя является проведение полевых исследований, особенно, если данные собираются в экспедиции.

Далее проводится «камеральная» обработка собранного материала, по результатам которой выполняется печатная исследовательская работа. Важно научить школьников правильному построению работы, выполнению необходимого иллюстративного и наглядного материала.

Однако написанием работы процесс обучения не заканчивается. В современном мире человек, не умеющий представить результаты своего труда, не конкурентоспособен. Он становится заложником более предприимчивых собратьев. Задача педагога научить своего воспитанника быть конкурентоспособным в быстроразвивающемся мире. Это вполне можно сделать на примере результатов своей исследовательской работы.

Следующим шагом после написания исследовательской работы является освоение основных способов представления результатов своей деятельности. Это создание электронных презентаций, публикаций и буклетов, интернет-сайта.

Не менее важным является умение подать себя и результаты своей работы при непосредственном общении с другими людьми. Поэтому следующим шагом является обучение школьников публичной речи.

Логическим продолжением всей предшествующей работы является, участие школьников в конкурсах и конференциях, где они могут обсудить результаты своей работы с другими людьми, а также посмотреть, чем занимаются их сверстники. Однако участие в таких мероприятиях также требует специальной подготовки.

Завершением всей работы является систематизация и обобщение всего накопленного материала, анализ своих достижений и промахов, фиксация приобретённого опыта. Материалы проделанной работы публикуются для широкого ознакомления. Это может быть сделано в форме газетной статьи или стенгазеты. Отбор материала и подготовка его в популярном виде для СМИ так же является для школьника обучением. Любой современный человек должен уметь популярно и доходчиво объяснять свою позицию. На выработку именно этого умения и направлен последний блок.

Работа с родителями

  • процессе обучения проводится работа с родителями обучающихся:
  • родительские собрания;
  • индивидуальные встречи и беседы с родителями;
  • консультации;
  • представление работ обучающихся родителям в виде итоговых открытых занятиях.

Диагностический инструментарий

Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике обучающихся.

Оценка результатов образовательной деятельности

Для оценки результативности образовательной программы применяются входящий, промежуточный и итоговый контроль.

Цель входящей диагностики - диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся, мотив посещения учебных занятий.

Формы оценки:

  • собеседование с обучающимися;
  • анкетирование;
  • наблюдение.

Цель промежуточной диагностики - проверка освоения образовательной программы (знаний, умений, навыков).

Цель итоговой диагностики - выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы.

Диагностический инструментарий:

  • тестовые задания;
  • кроссворды;
  • устный и письменный опрос;
  • игры;
  • практические задания.

По результатам контроля проводится индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися.

Критерии оценки

  • Минимальный (низкий) уровень - 10-30 балла.
  • Базовый (средний) уровень - 40-60 баллов.
  • Повышенный (высокий) уровень - 60-100 баллов.

Теоретические знания оцениваются по 100-балльной системе.

  • 10-30 балла - обучающийся материал не знает, но пытается выстроить ответ.
  • 30-40 баллов - тема не раскрыта, обучающийся плохо ориентируется в материале.
  • 40-60 баллов - содержание темы раскрыто на половину, ответ не уверенный, педагог помогает наводящими вопросами.
  • 60-100 балла - тема раскрыта хорошо, обучающийся хорошо ориентируется в материале, но его ответ может быть дополнен другими обучающимся или педагогом.

Свободно ориентируется в материале.

Практические знания оцениваются по 100-балльной системе.

  • 10-30 балл - обучающийся пытается выполнить задание, но уровень выполнения очень низок. Задание выполняется с подсказкой педагога.
  • 30-40 балла - недостаточное применение знаний на практике, но хороший уровень выполнения задания.
  • 40-60 балла - обучающийся выполняет задание творчески, самостоятельно, но теорию применяет недостаточно.
  • 60-100 баллов - выполнение задания хорошо продумано. Обучающийся хорошо применяет на практике теорию, относится к решению поставленной задачи творчески, импровизирует.

См. продолжение статьи