Синтаксический разбор словосочетания

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: синтаксический разбор словосочетаний


Класс: 5.

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

  • Систематизировать ранее изученное о словосочетании и предложении;
  • Знать порядок разбора словосочетания, уметь разбирать словосочетания по образцу в устной и письменной форме;
  • Развивать способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
  • Уметь строить устные высказывания ,анализировать ,делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
  • Стремиться к речевому самосовершенствованию,бережно относиться к языку.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тесты, карточки с заданием.

Основные понятия: грамматическая основа, подлежащее, сказуемое.

Тип урока: объяснение нового материала.

Используемые методы, приемы, формы: словесная форма, фронтальный опрос, групповая работа, иллюстративно-словесный метод.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1.Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности

- Послушайте концерт №3 фа мажор 1ч. «Осень» Вивальди (итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо, автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года»)
- Какие мысли, чувства вызвала композиция? Почему? (Грусть, печаль)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Л: положительно относятся
к учению, познавательной деятельности.
П: осознают учебно-познавательную задачу.
Р: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

2.Актуализация знаний, постановка учебной проблемы
Открытие новых знаний.

- Давайте совершим виртуальную прогулку по осеннему Владикавказу. (Слайд 2-5)
- Что вы видите на слайдах?

Ученики записывают слова: город, небо, горы, тропинка, пруд, парк, лебедь…- подбирают к ним прилагательные, глаголы, составляют словосочетания.

Отвечают на вопросы.

Л: имеют мотивацию к учебной деятельности.

П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач;
Р: принимают и сохраняют учебную задачу;
К: задают вопросы,отвечают на вопросы других.

-Давайте сформулируем тему урока. (Словосочетание)
-Вспомните, что вы знаете о словосочетании.
- Какие бывают словосочетания по главному слову?
- Какие способы подчинительной связи вы знаете? (Слайд 6)
- Чем словосочетания отличаются от предложений?
- Перед вами карточки со стихотворением русского писателя и поэта И.Бунина «Листопад». (Слайд 7)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

3.Выявление места и причины затруднения

Игра по группам. Эвристическая беседа.
- Выпишите по три словосочетания

глаг.+сущ.

прил.+сущ.

- Средством выразительности речи какие могут быть словосочетания?
- Как называют такие прилагательные, которые образно передают чувства?
- Являются ли словосочетаниями лес стоит, он высох, осень вступает…
- Выпишите оставшиеся словосочетания, укажите вид, способ связи ссч.
Работа с учебником. Пользуясь материалом учебника, составьте рассказ, что мы называем словосочетанием, предложением? Чем отличаются? (Слайд 8)

Отвечают на вопросы.

Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
П: устанавливают
причинно-следственные связи, делают выводы.
Р:осознают недостаточность своих знаний.

4.Самостоятельная работа по вариантам

- Вычеркни неверные варианты ответов. (Приложение)

1 вариант

1. Какое утверждение является неверным?

1) Синтаксис - раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.

2) Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.

3) Зависимое слово связывается в словосочетании с главным только грамматически.

4) Ошибки в расстановке знаков препинания называются пунктуационными.

2. В каком словосочетании неверно указано главное слово?

х x

1) пронеслась по полю 3) в дупле березы

х х

2) зеленых вершин 4) исследовать остров

3. Какое сочетание слов данного предложения не является словосочетанием?

Я нашел и собрал на поляне корзину крепких грибов.

1) нашел на поляне 3) крепких грибов

2) корзину грибов 4) нашел и собрал

4. Укажите именное словосочетание.

1) шумело громко 3) ветки берез

2) прыгнул в воду 4) пошел к реке

5. Укажите глагольное словосочетание.

1) продавец книг 3) пение птиц

2) бегать на стадионе 4) шепот детей

6. С каким из данных прилагательных нельзя составить словосочетание со словом глаза?

1) большие 3) грустные

2) голубые 4) коричневые

7. Какое словосочетание отличается от других по своему строению?

1) шум садов 3) тяжелое громыхание

2) шорох гравия 4) громыхание грозы

8. Какое сочетание слов данного предложения не является словосочетанием?

Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка.

1) перед медвежонком 3) сидит перед медвежонком

2) сидит на земле 4) большая лягушка

2 вариант

1. Какое утверждение является неверным?

1) Пунктуация - раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

2) Зависимое слово в словосочетании связывается с главным только по смыслу.

3) Смысловая связь в словосочетании устанавливается по вопросам.

4) В словосочетании различаются главная и зависимая части.

2. В каком словосочетании неверно указано главное слово?

х х

1) висит на ветке 3) повернуть налево

х х

2) запасы продовольствия 4) на высоком берегу

3. Какое сочетание слов данного предложения не является словосочетанием?

Тихой ночью месяц вышел из-за лип.

1) тихой ночью 3) вышел из-за лип

2) месяц вышел 4) вышел ночью

4. Укажите именное словосочетание.

1) броситься за собакой 3) принимал груз

2) моток веревки 4) ярко блестело

5. Укажите глагольное словосочетание.

1) скрип полов 3) мчаться вперед

2) ветра свист 4) прогулка по лесу

6. С каким из данных прилагательных нельзя составить словосочетание со словом волосы?

1) длинные 3) коричневые

2) русые 4) светлые

7. Какое словосочетание отличается от других по своему строению?

1) звучание музыки 3) игра света

2) блеск красок 4) детский шепот

8. Какое сочетание слов данного предложения не является словосочетанием?

Лягушка делает в сторону небольшой скачок.

1) лягушка делает 3) делает скачок

2) делает в сторону 4) небольшой скачок

Л: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения.

К: В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

5.Работа с текстом.

Запишите текст. Озаглавьте его. Определите, к какому стилю речи относится. Подчеркните грамматические основы предложений.
Заканчиваются осенние деньки. Совсем не весело природе. Земля окутана сухой листвой. Только осинка может похвастаться золотыми монетками. Осенний ветер быстро подхватывает сухие листочки и несёт их к реке. Сотни маленьких корабликов плывут в своё последнее плаванье. Трава от первых заморозков завяла и прильнула к земле. Птиц совсем не слышно, только кукушка изредка подаёт голос. Природа ждет прихода зимы. (Карточки)

Формулируют собственное мнение, доказывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем делают выводы.

Л: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

6. Рефлексия

Ответьте на вопросы:
- Что вспомнили на уроке…
- О чем говорили…
- Что нового узнали…
Оцените свою работу на уроке

7. Домашнее задание

Составьте рассказ об осени по данному началу.
Дни становятся короче…