«Кто спас тебя, мать-Россия, В последней Великой войне?»

Разделы: ОРКСЭ, Патриотическое воспитание


Открытое внеклассное мероприятие по предмету «Основы Православной культуры» в 4 классе совместно с родителями и настоятелем Храма Михаила Архангела Отцом Николаем, посвященное священнослужителям в годы Великой отечественной войны

Цели проведения мероприятия:

  • Способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся.
  • Способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей, через изучение нового материала и совместную деятельность с родителями и Благочиньем.
  • Познакомить учащихся с деятельность священнослужителей и монахов в годы Великой Отечественной войны.
  • Помогать детям в развитии способностей: ценить мир и осознавать свою роль в сохранении мира на Земле.
  • Воспитывать уважение памяти защитников страны.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер.

Подготовка:Учащиеся и родители готовят материал о священнослужителях, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны.

Ход мероприятия

Звучит тихая музыка (Слайд 1)

Ученик читает стихотворение:

Как-то возьми и спроси я
У карты страны на стене:
«Кто спас тебя, мать-Россия,
В последней Великой войне?

Когда занимались с марша
Деревни и города,
Кто спас тебя: воин? маршал
От смерти, родная, тогда?»

В огне полыхала Волга,
Москва была к сдаче близка…
Но сдюжили мы, и долго
На запад шли наши войска.

Ах, милая пыльная карта,
В морщинах старинных дорог!
От гибельного штандарта
Кто спас нас?..
«Конечно же, Бог!»
(Монах Варнава (Санин))

Учитель: 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Они бомбили города, жгли села, убивали людей.

Четыре долгих года шла война. 9 Мая 1945 года война была закончена. Этот день стал Днем Победы! И в 2021году мы отмечаем 76-летие великой Победы.

Русская Православная церковь во все времена в горе и в беде была с народом своим. Издавна с благословения церкви вставали верные сыны Отечества на защиту священных пределов родной земли. И в годы Великой Отечественной войны патриотическая деятельность Русской Православной церкви стала достойным примером жертвенности и горячей любви к Родине. (Слайд 2)

Настоятель храма Михаила Архангела Отец Николай:

К началу Великой Отечественной войны советская власть закрыла большинство церквей страны и попыталась искоренить христианство, но в душах русских людей православная вера теплилась и поддерживалась тайными молитвами и обращениями к Богу.

С началом войны властям стало некогда заниматься агитационной программой, направленной против русской православной церкви. В городах и селах верующие стали устраивать сходки и писать ходатайства об открытии храмов. Советским властям ничего не оставалось делать, как дать разрешение на возобновление работы храмов. Закрытые церкви начинали работать. Священнослужителей реабилитировали и отпускали с каторги, куда они были сосланы ранее за свою духовную деятельность. Народу было дано негласное разрешение на посещение церквей.

Одни священники поддерживали народ в тылу, вселяя веру в победу, а другие переодевались в солдатские шинели и шли на фронт. Никто не знает, сколько батюшек без рясы и креста с молитвой на устах шли в атаку на врага. Кроме того, они поддерживали дух советских солдат, проводя беседы, в которых проповедовались милость Господа и его помощь в победе над врагом. Согласно советской статистике около 40 священнослужителей были удостоены медалями «За оборону Москвы» и «За оборону Ленинграда». «За доблестный труд» получили награду более 50 священников. Батюшки-солдаты, отставшие от армии, записывались в партизанские отряды и помогали уничтожать врага на оккупированных территориях. Несколько десятков человек получили медали «Партизану Великой Отечественной войны». (Слайд 3)

Звучит тихая музыка.

Родители:

Боже, спаси мою Родину милую,
Дай ей в великое сердце вожатые,
Вооружи ее мирною силою,
Нивы хлебами покрой ее сжатые.
Реки ее напои из небесного,
Море лазурного влагою чистою,
В дебри спаленного края безлестного
Ветром сосну занеси золотистую.

Долго родную безвинно кровавили,
Скорбно кресты поднялись по окраинам,
Сгибли ее льненокудрые Авели,
Смерти закон созидается Каином,
Но до конца ее край не расхитили,
Целы сокровища Богу угодного,
Знать от беды защитили святители,
Светлые кладези моря народного
.

Священнослужители и православные люди не только героически воевали на поле боя и лечили раненых, но и оказывали Советской Армии материальную помощь. Батюшки собирали средства на нужды фронта и покупали необходимое оружие и технику.

Особую страницу составляет создание на церковные средства танковой колонны «Димитрий Донской». Не существовало на свободной от фашистов земле почти ни одного, даже сельского прихода, не внесшего свой вклад в общенародное дело. 40 танков «Т-34», которые составили общецерковную танковую колонну, были построены на заводе Челябинска. Их передача частям Красной Армии состоялась у деревни Горелки, что в 5 км северо-западнее Тулы. Главный организатор создания общецерковной танковой колонны Патриарх Сергий по причине тяжелой болезни не смог лично присутствовать на передаче танков полкам. По его благословению перед танкистами выступил митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич). По окончании митинга митрополит Николай вручил танкистам памятные подарки от Русской Православной Церкви - часы с гравировкой, складные ножи с множеством приспособлений. Удивительно, но один из подарков владыки спасет в будущем жизнь командиру 2-й танковой роты 516-го полка капитану А.Н.Бондареву. В бою один осколок пронзит грудь отважного танкиста и застрянет в механизме подаренных часов в сантиметре от сердца.

Свой первый бой танкисты колонны «Дмитрий Донской» приняли на 1-м Белорусском фронте, где «...прорвали сильно укрепленную оборону немцев».

Полки прошли нелегкий боевой путь. Сражались с врагом под Вязьмой и Ржевом, Ленинградом и Новгородом, освобождали Ревель и Великие Луки.

В апреле 1944 г. в полку оставалось только четыре танка. 24 апреля 1944 г. при освобождении молдавской деревни Жервень и форсировании реки Реут танковый полк закончил свой последний бой. Оставшиеся от него две боевые машины громили врага в составе стрелковых частей вплоть до 5 мая 1944 года.

За весь свой боевой путь танкисты подбили и захватили 38 танков, 17 бронетранспортеров, 101 автомобиль, 3 склада горючего, взяли в плен 84 немецких солдата и офицера. 49 танкистов полка были награждены орденами и медалями. 21 солдат и 10 офицеров полка пали смертью храбрых.

Один из уцелевших танков находится сейчас в музейном комплексе боевой техники в парке «Патриот». Белый танк с красной надписью «Димитрий Донской» (Слайд 4)

Звучит тихая музыка.

Ученик читает стихотворение

Меня однажды в юности спросили:
- Кем будешь, если выйдет
звездный час?
- Хотелось бы стать совестью
России.
- Не много ли?
- Коль с Богом - в самый раз.

Для верных сыновей сие по силам,
Хоть немощны и поступью хромы.
Мы все должны быть совестью
России.
Что странного? Россия - это мы!
(Иеромонах Роман (Матюшин)

Рассказывают ученики (Сообщения готовились самостоятельно, обрабатывались при поддержке учителя и родителей.)

1. Священник Федор Пузанов (1888-1965) (Слайд 5)

Участник двух мировых войн, награжденный тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени.

Принял священный сан в 1926 году. В 1929 был посажен в тюрьму, затем служил в сельском храме. Во время войны собрал в селах Заполье и Бородичи 500 000 рублей и передал их через партизан в Ленинград на создание танковой колонны Красной Армии.

Будучи священником на оккупированной территории активно помогал партизанскому движению. Был связным, снабжал партизан продуктами. В тылу у немцев организовал уникальный сбор средств на нужды Красной армии. Спас от угона в Германию 300 односельчан.

«Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий,- писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. -Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны».

С 1948 года и до смерти настоятель Успенского храма в селе Молочкове Солецкого района Новгородской области.

2. Архимандрит Алипий(в мируИван Михайлович Воронов (1914-1975)) (Слайд 6)

Учился в вечерней студии при Московском Союзе советских художников в бывшей мастерской Сурикова. С 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой армии. Участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах. Орден Красной звезды, медаль За отвагу, несколько медалей За боевые заслуги.

С 12 марта 1950 года - послушник Троице-Сергиевой лавры (Загорск). С 1959 года наместник Псково-Печерского монастыря. Вернул из Германии монастырские ценности. Вел колоссальную реставрационную и иконописную работу в монастыре.

Демонстрируется часть документального фильма о Архимандрите Алипии.

3. Профессор, протоиерей Глеб Каледа (1921-1994) (Слайд 7)

В начале Великой Отечественной войны был призван в армию. С декабря 1941 года и до конца войны он находился в действующих частях и в качестве радиста в дивизионе гвардейских минометов «катюш» участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом. Был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной Войны.

В 1945 г. поступил в Московский геологоразведочный институт и окончил его в 1951 г. с отличием; в 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1981 г. - докторскую в области геолого-минералогических наук. Список его научных публикаций включает свыше 170 названий.

С 1972 года тайный священник. В 1990 году выходит на открытое служение. Служил в храме Илии Обыденного, затем - во вновь открывшихся храмах Высоко-Петровского монастыря; был духовником общины трапезного монастырского храма во имя преп. Сергия Радонежского. Заведовал сектором в Отделе религиозного образования и катехизации; был одним из основателей Катехизаторских курсов, преобразованных затем в Свято-Тихоновский Православный богословский институт.

Слово родителям:

Отец Глеб Каледа написал много мудрых книг. Мы приготовили для детей и взрослых цитаты из книг протоиерея Глеба Каледы. Цитаты эти полны мудрости и открывают самые главные ценности для человека.

Для находящихся в браке и для детей, живущих в родительском доме первичной ячейкой Вселенской Церкви должна быть семья - малая домашняя церковь; в ней совершается наш труд по стяжанию Царства Небесного.

В широком общественном плане создание крепких семей - задача общенациональная, государственная: в семьях заложено нравственное, культурное и экономическое благополучие народов.

Церковь есть школа любви к Святой Троице и людям - любви созерцательно-молитвенной и активно действующей.

Православие - это радостная полнота жизни во Христе.

Семья освящается благодатию Святого Духа.

К неприятию зла мира, его страстей и соблазнов, а не к уходу от него надо готовить детей; в них нужно воспитывать способность противостоять миру в сердце своем, способность сохранить веру среди неверия, чистоту - среди грязи и греха.

Любовь, как вера, «без дел мертва». Мы любим не столько тех, кто о нас заботится, сколько тех, о ком заботимся сами. Детей надо приучать любить родителей и заботиться о них с самого раннего возраста.

В старших братьях должна быть какая-то доля отцовского чувства по отношению к младшим.

- Это несколько цитат. Чтобы узнать больше, нужно читать мудрые книги.

4. Протоиерей Алексий Осипов (1924-2004) (Слайд 8)

Родился в Саратовской губернии, в 1942 заканчивает среднюю школу. Направлен в дивизион тяжелых минометов Резерва Ставки Верховного Главнокомандующего. Этот дивизион был придан 57 армии, отражающей немецкое наступление южнее Сталинграда. С началом нашего контрнаступления корректировщику огня рядовому Осипову пришлось пройти с тяжелыми боями через Калмыцкие степи к Ростову-на-Дону. Здесь 3 февраля 1943 года в одном бою Алексей Павлович получил два ранения. Сначала осколочное в предплечье и в грудь, но поля боя не покинул, а вечером ему раздробило ступню.

Ступню и часть голени сохранить не удалось, они были ампутированы. После лечения молодой солдат-инвалид, награжденный медалями: «За отвагу» и «За оборону Сталинграда» вернулся в родные места на Волгу. В 1945 году, за очень короткий срок он окончил Сталинградский учительский институт с отличием и сдал экстерном экзамены за курс Воронежского педагогического института. Был исключен за то, что читал на клиросе.

Заканчивает Одесскую Духовную семинарию, Московскую Духовную академию. Направлен в Новосибирскую епархию, в октябре 1952 года Алексий Осипов был рукоположен митрополитом Варфоломеем во диакона и во священника.

5. Протоиерей Борис Бартов (1926-2013) (Слайд 9)

17 августа 1925 года в семье Степана и Марии Бартовых в селе Кинделино Кунгурского района родился первенец. При крещении нарекли его в честь святого мученика благоверного князя Бориса. Он так и остался единственным ребенком в семье.

- Рос как все. Был октябренком, пионером, а вот комсомольцем не стал. Господь не допустил, - рассказывает отец Борис, - Музыкой немного занимался. У нас можно сказать маленький оркестр был: я на скрипке играл, отец мой - на балалайке. Как-то даже по радио выступал и на музыкальную олимпиаду в Свердловск ездил. О Церкви как-то особо не задумывался, отец мой неверующим был.

Раз на скрипке играл, то и решил после школы поступать в музыкальное училище. До сих пор отец Борис вспоминает свою встречу с представительницей «местной культуры» с ироничным испугом:

- Пришел документы подавать, а там женщина сидит такая… Я и не видал таких! У нас ведь все в заплатках ходили, а эта вся разодетая, губы накрашены! Что за чудо такое, думаю! Нет, я сюда не пойду, не подходит мне это, и… поступил в машиностроительный техникум.

Призван в армию с третьего курса Машиностроительного техникума в 1942. Прошел Северо-Западный, Украинский, Белорусский фронт техником. Он служил на военных аэродромах, готовил штурмовики к боевым вылетам и…молился. «Был такой курьезный случай в Белоруссии, под Минском. Я стоял часовым на посту у штаба. Сдал пост и пошел на аэродром за 12 километров, а на пути храм. Ну как не зайти? Захожу, батюшка посмотрел на меня и остановил чтение в раз. Певчие тоже замолчали. А ведь я прямо с боевого поста, с карабином. Они и подумали, что я батюшку арестовывать пришел…».

После окончания войны Борис Бартов еще пять лет служил в армии. Награжден орденом Отечественной войны II степени, десятью медалями. В 1950 году Борис Степанович был рукоположен в сан диакона. До последнего дня был почетным настоятелем Спасо-Преображенского храма города Кунгура.

6. Протоиерей Александр Смолкин (1926-2002) (Слайд 10)

Александр Петрович Смолкин родился 6 июля 1926 года на Алтае в крестьянской семье.

В 17 лет, в 1943 году, Александр Смолкин ушел на фронт, воевал на 1-м Прибалтийском фронте. В начале 1944 года Александр Смолкин получил тяжелое ранение, был направлен в госпиталь в Горький, где пробыл несколько месяцев. После выздоровления Александр вернулся в строй и продолжал воевать. Войну он закончил в Германии. Старший сержант Александр Смолкин был награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», польской медалью.

После войны Александр Смолкин еще несколько лет служил в армии и демобилизовался в 1951 году. И уже на следующий год он поет на клиросе, а затем становится псаломщиком в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, через год его рукополагают в диаконы, через три - во священники.

Звучит песня «Молитва солдата»

Под тихую музыку девочка читает стихотворение Юлии Друниной

ТЫ ДОЛЖНА!

Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Ты должна.
Хоть вернешься едва ли,
Хоть «Не смей!»
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа
Горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притворяться
Перед собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
«Сестрица!»
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит…

- Нельзя не удостоить чести и внимания женщин- ветеранов Великой Отечественной войны, посвятивших свою жизнь служению богу и людям.

7. Монахиня Адриана

(В миру Наталия Владимировна Малышева (1921-2012)) (Слайд 11)

Ушла на фронт с третьего курса МАИ, была направлена в разведку. Принимала участие в обороне Москвы, вынесла раненого из-под обстрела. Была направлена в штаб К. Рокоссовского. Принимала участие в боях на Курской дуге и под Сталинградом. В Сталинграде вела переговоры с фашистами, призывая их сдаться. Дошла до Берлина. После войны закончила МАИ, работала в конструкторском бюро С.П.Королева. Чтобы принять самое активное участие в восстановлении Пюхтицкого подворья в Москве ушла на пенсию, в 2000 году приняла монашеский постриг с именем Адриана.

- Вот история, рассказанная самой монахиней Адрианой:

В сентябре у меня день Ангела: на день Адриана и Натальи. Я и Адриана, и Наталья. Наталья по крещению, а Адриана, как монахиня. Так что меня кто хочет - называет Наталья Владимировна, а кому больше нравится «матушка» - пожалуйста, матушка.

В 1942 году после окончания офицерских курсов Наташа Малышева получает направление на Западный фронт, под Смоленск, в разведку при штабе Константина Рокоссовского.

Приехав, Малышева доложилась лично Рокоссовскому, тот тепло ее встретил и выразил надежду, что все будет хорошо. По утрам Рокоссовский вставал рано, надевал бурку и ходил по лесу, думал. Однажды утром они повстречались, и Наташа получила от него новое задание.

Он протянул свою руку (а у него ручища, как две мои) и говорит: «Знаете, я вам должен сказать, что скоро вам придется идти на выполнение серьезного задания».

Я говорю: «Очень хорошо, буду очень рада. Надеюсь, что все будет хорошо».

А задание было вот какое. Нужно было пойти в деревню и получить собранные сведения. Наш разведчик туда пошел и пропал. Нужно было узнать, что с ним случилось, и забрать все бумаги. А если они были не у него, то найти и принести.

Это было восьмого сентября. Меня довели до определённого места в лесу, оставили, дальше я шла одна, ночевала в лесу - на траве.

- Страшно было!

- Когда я это рассказываю, все дергаются, страшно слушать, но я много страшного и до этого видела, уже конец 1942-го как-никак.

Перед тем, как войти в деревню, я должна была прочитать знак. К дереву на окраине деревни были приставлены грабли - это был условный знак. В зависимости от того, куда грабли повернуты - было можно или нельзя идти. Смотрю, вроде можно идти. А потом знак меняют. Потом ещё раз меняют.

Что делать?

Тогда вспомнила, как мне говорил Рокоссовский: «Хладнокровие, еще раз хладнокровие и никакой поспешности». И ещё его слова вспомнила: «Мне жертвы не нужны. Нужно все обдумать. Живой человек дороже любых сведений. Мне не нужно, чтобы люди бросались просто так под танки. Мне нужно, чтобы все было продумано». Как я потом уже узнала, знаки менялись, потому что хозяин дома работал на немцев, а жена его сына помогала мне. Она и поворачивала грабли обратно. У меня был с собой чёткий-чёткий, но небольшой бинокль. И я видела ее лицо. Она так выразительно смотрела в лес, что я будто прочитала приказ уйти.

И Наташа Малышева решает идти обратно. За это в военное время могли и расстрелять…

Только когда вернулась, узнала, что в деревне былопредательство, и что то место, куда я должна была прийти, было подготовлено, было известно, что придет разведчик.

Я шла угнетенная, в очень плохом настроении: Надо же, сказала, что выполню, и не выполнила. А потом вспоминаю лицо этой женщины, которое видела в бинокль, думаю: «Нет, нет, правильно».

Прихожу, и узнаю, что, когда я ушла, из деревни пришла девчонка - партизаны послали предупредить, чтобы разведчика не отправляли. Там место провалилось. Но та девочка опоздала: я раньше ушла.

Наши решили, что я тоже, как и первый разведчик, погибла. И вдруг я появляюсь. Радость была! Потом говорят - командующий тебя зовет.

Я вхожу, Рокоссовский вышел из-за стола: «А ты еще, оказывается, и умница! Чем тебя наградить?». И тут я уже обрадовалась и говорю: «Ничем меня не надо награждать. Я только хочу до конца войны с вами служить - никуда меня больше не отправляйте». А он смеётся: «А что это только до конца войны? В армии служить можно до конца жизни».

А потом оказалось, что 8 сентября был день моего Ангела…

8. Монахиня Елисавета (в миру Вера Дмитриева) (1923-2011) (Слайд 12)

Матушка Елизавета, в миру Вера Ивановна Дмитриева, родилась в Ставрополе 27 августа 1923 года. По отцовской линии она украинка и все ее предки были землепашцы. Отец ее, Иван Николаевич Чапленко, нарушил традицию и стал медиком. Мама, Эмилия Игнатьевна, родом из Польши.

- Родилась я в воинской части. Была маленькой, как рукавичка. Отец сунет меня за пазуху и унесет. Мать примется меня искать. А я сплю в казарме, на солдатской подушке. Солдаты меня нянчили…

- Была моя бабушка большая молитвенница. Это она научила меня молитвам. А как мудро приучала она меня к Евангелию. - Почитай, говорила она мне, почитай, бо я вже не бачу (не вижу). Не заставляла меня читать, а просила помочь. Это была такая мудрость. Стала читать. Заинтересовалась. Времена были такие, что Библию могли отобрать. Могли и посадить. Поэтому ее прятали.

- Учеба в Бутурминской школе медицинских сестер подходила к концу. Уже прошло распределение. - Мы уже взрослые! Сколько было надежд! Хотелось верить в хорошее! Последний экзамен по хирургии назначили на воскресенье, 22 июня. Сразу после экзамена война сама пришла к нам!!!

Матушка Елисавета прошла Великую Отечественную войну медсестрой, вынесла множество раненых бойцов с поля боя. «Я читала молитву, и страх как-то током в землю уходит. И слышно, как сердце бьется. И не боишься уже». Укрывала раненых солдат от фашистов.
Она была одной из первых монахинь Хабаровска.

9. Матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина) (1919 -2008) (Слайд 13)

Радистка и партизанка Катерина Михайловна Ошарина (монахиня София)закончила Великую Отечественную войну в Берлине. Несмотря на ранения и преклонный возраст, она долгое время несла послушание в Раифском монастыре, занимаясь разведением цветов. Именно ее заботливыми руками выращены тысячи и тысячи цветов, которые так радуют многочисленных паломников, приходящих в Раифу.

Матушка София была из глубоко верующей татарской семьи кряшенов. Отец ее служил регентом церковного хора, трое тетушек - монахини в Казани. Девчонкой уйдя на фронт, она прошла тысячи километров по дорогам войны, участвовала во многих сражениях. Глядя на ее военные фотографии, никак не скажешь, что эта невысокая хрупкая девочка весом в сорок килограммов под ураганным вражеским огнем могла нести на себе и автомат, и вещмешок, и двадцатикилограммовую рацию за спиной. Участвовала радистка Екатерина Ошарина и в Курской битве.

Рассказывает матушка София:

«…Накануне Курской битвы нас в составе 125 специального батальона связи перебросили в город Орел. К тому времени от города уже ничего не осталось, все горело, рушилось. Я помню только два уцелевших здания - церковь и железно-дорожный вокзал. На окраинах кое-где сохранились какие-то сараи, в которых ютились выжившие. Груды битого кирпича, ни одного деревца в целом огромном городе, постоянные обстрелы и бомбежки. При храме был священник и несколько оставшихся с ним женщин-певчих. Вечером весь наш батальон вместе с командирами собрался в храме, батюшка начал служить молебен. Мы знали, что нам предстоит наступление на следующий день. Вспоминая своих родных, многие плакали. Страшно…

Нас, девчонок-радисток, было трое. Остальные мужчины: связисты, катушечники. Наша задача наладить самое главное - связь, без связи конец. Сколько в живых из нас осталось не могу сказать, ночью нас разбросали по всему фронту, но думаю, что немного. Потери у нас были очень большие. Почти все девченки погибли. Меня вот Господь сохранил…»

«Когда началась Великая Отечественная, я окончила четыре курса плодоовощного факультета Алма-Атинского сельхозинститута по специальности цветоводство. Нас с первого курса уже к войне готовили: кого на медсестру, кого на радиста... Я попала в радисты. Был абсолютный слух. Перед отправкой на фронт мы еще месяц учились на стрелков-радистов. Но у меня всего двенадцать вылетов было - большинство же фронтовых дорог пройдено по земле. В начале 1942 года наша часть попала в район под Москвой.

Работали больше по ночам, по шесть - восемь часов. В эфире - тысячи радиостанций, и среди всего этого надо найти голос своей. Ошибешься - и все... Немцы пеленговали и старались уничтожить радистов. Поэтому станции чаще в лесу останавливались. И их надо было охранять. Стоишь, лес шумит вокруг. Как посторонний шум - кричишь: «Стой, кто идет!» А никого нет, никто не отвечает, и только ждешь: вот сейчас-сейчас - раз ножом сзади! Что, не страшно? Еще как!

И только про себя все время: «Господи, спаси, Господи, помоги, Господи, сохрани...» Крестики на груди носили»... Матушка продолжает свой рассказ: «А церквей за всю войну нигде, кроме как в Орле, не встречали. В деревнях они все сожженные были. Орел никогда не забуду: большой храм на горе. Внизу вокзал, весь разбитый, вокруг все в руинах, а церковь уцелела. Помню и батюшку: небольшого роста, с необыкновенными, какими-то лучистыми глазами... Мы постояли, помолились, как могли, - за месяцы военного бытия уж все позабыли. А больше нигде церквей не встречали.

...А что было, когда через Днепр переправлялись! В Могилеве, после переправы, кругом трупы - идти было невозможно, их тысячи лежат... вот, вот, здесь! Кто-то еще жив, хватает тебя снизу, с земли - «сестричка, помоги!» А ты с радиостанцией, надо быстрее вперед, связь налаживать. А они там так и остались, без помощи... В нашем подразделении из 25 человек выжили только двое. Вспоминать тяжело.

...Как жили? В палатках, землянках. Только одна часть уйдет, после нее - сплошные вши. Помыться чаще всего негде было. В Гжатске нас окружили, неделю не могли выйти. Кругом немцы, есть было нечего. Снимали и варили ремни. С трудом нас оттуда вытащили.

...Помню Кенигсберг. Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом - крепость. Сколько наших солдат погибло!.. Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали с хоругвями, вынесли икону Казанской Божией Матери... А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: «Ну, батюшки пошли, теперь дело будет»! И только монахи запели - стихло все. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались... Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: оружие отказало. Вот какая сила у молитвы!

Учитель: Сегодня мы все вместе рассказали только о нескольких ветеранах- священнослужителях, а значит нашей совместной работе есть продолжение.

Вспоминая о людях, защищавших нашу Великую Родину в годы Великой Отечественной войны, зажигается свеча памяти! (Слайд 14)

Звучит тихая музыка, один из родителей зажигает Свечу Памяти. Участники мероприятия передают свечу из рук в руки и ставят на стол.

Свеча не плавится, не плачет, а рыдает:
Она о павших в страшных битвах вспоминает.
Её душа горит в огне пожарищ,
Где каждый был как брат, был друг, товарищ.
Она горит, чтоб люди не забыли,
Как зло в смертельной схватке победили.
В свеченье - лики тех, кто победил,
Кто от чумы фашистской защитил,
Кто не дожил до мира, до Победы.
Потомки, помните всегда об этом!
Склоните головы в священной тишине,
Не дайте разгореться вновь войне.
Свечу, как скорби знак, над миром поднимите,
И от неё огонь любви в сердцах зажгите,
Чтоб не угас над миром жизни свет
И люди войнам на Земле сказали: "Нет!"
Горит свеча, душа её рыдает,
О всех погибших в войнах вспоминает....

- Заключительное обращение Настоятеля Храма Михаила Архангела отца Николая к участникам мероприятия.