Работа с текстом на уроке истории

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: работа с текстом


Введение

По данным научных исследований, только трое учащихся из тысячи старшеклассников владеют элементарными умениями работы с текстом (Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Когда книга учит» - М., 1988г. - с.5).

Первоочередной задачей в работе с текстом является обучение учеников умению выделять непонятные места в тексте и формировать стремление уяснить в себе причины этого непонимания.

Ограниченные рамки позволяют использовать на уроке незначительную долю необъятного в учебных условиях исторического материала.

Извлеченные из различных источников дополнительные материалы требуют тщательной обработки. Это помогает увидеть затруднение, вызванное противоречием между политической и нравственной характеристиками различных исторических деятелей, процессов, явлений.

В исторических текстах могут встречаться эпитеты, которыми характеризуются исторические личности. На основе этих эпитетов можно судить о цельности или, наоборот, о противоречивости натуры, что, в свою очередь, отражается на внутренней и внешней политике государства.

Алгоритм работы с текстом.

  1. Прочитать, понять содержание.
  2. Отделить понятное от непонятного.
  3. Выделить основную мысль текста.
  4. Выявить внутренние связи между отдельными элементами текста.
  5. Вычленить микротемы как основы для формулирования вопросов и составления плана.
  6. Сформулировать вопросы.
  7. Разбить вопросы на группы.
  8. Можем ответить сейчас.
  9. найдем ответы в литературе.
  10. Пока нет ответа.
  11. Давать характеристику событиям, явлениям, государственным деятелям.
  12. Проанализировать события.
  13. Сравнивать различные тексты, делать самостоятельные выводы.

Работа с историческим текстом позволяет.

  • Углубить, уточнить, дополнить свои знания.
  • Усилить научную доказательность и эмоциональную нагрузку изучаемой темы.
  • Охватить текст как целостность.
  • Распознать общее в частном.
  • Выделить отличия.
  • Сравнить различные тексты.

Трудности работы с историческим текстом.

  • Тексты не адаптированы, т.е. представлены в естественном их виде.
  • В текстах присутствует незнакомая лексика.
  • Непривычность стиля изложения.
  • Упоминание неизвестных ученикам фактов.

Пути преодоления трудностей.

  • Анализ лексики текста и разъяснение непонятных слов.
  • Конкретизация положений текста примерами.
  • Подтверждение разъяснения дополнительными материалами, непосредственно связанными с рассматриваемым текстом.

Задача учителя (двуединая, но противоречивая).

  • Использовать все возможности для развития познавательных интересов ученика, побудить его к изучению предмета.
  • Сделать понятным и доступным текст, преодолеть нежелание работать с ним.

Формы организации работы с историческим текстом.

  • При опросе.
  • При изложении нового материала.
  • Самостоятельное изучение, с последующей коллективной беседой.
  • Сочетание того и другого.
  • При закреплении изученного материала.
  • Урок - исследование исторических текстов на повторительно - обобщающем уроке.
  • Домашнее задание.

Виды исторических текстов.

  • Летописи
  • Поучения.
  • Законы.
  • Уставы.
  • Мемуары.
  • Приказы.
  • Отрывок из художественной литературы.
  • Произведения историков.
  • Мемуары.

Приемы работы с историческим текстом.

  1. Вставить в текст пропущенные слова, которые представлены ниже в списке. Для начала пропуски и слова из списка совпадают. Далее количество слов из списка увеличивается.
  2. При опросе или закреплении нового материала обучающимся предлагается найти ошибки в тексте. Можно заранее оговорить количество ошибок, но не обязательно. Дети подчеркивают ошибки в тексте, обсуждают в парах или группах, заменяют правильными ответами, доказывают свою точку зрения.
  3. Составить из слов определение. Для начала можно не менять порядок слов, но исключить знаки препинания и союзы. Усложнить задание изменением порядка слов и добавлением лишних.
  4. Для характеристики исторического деятеля детям выдаются небольшие тексты, из которых они выделяют черты характера, делят их на положительные и отрицательные, делают выводы о вкладе данного человека в историю страны.
  5. Из текстов можно выделять фактические и оценочные суждения, что непосредственно готовит обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по истории.
  6. Этому же способствует и умение составлять планы текста.
  7. Познавательному интересу обучающихся, а так же развитию речи способствует такой прием как выделение устаревших слов и оборотов в документе и нахождение им замены.
  8. Обучающимся можно предложить самим составить текст из разрозненных кусков. При этом дети учатся охватывать текст как целостность, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свою правоту.
  9. Тексты, содержащие ценностные ориентиры, позволяют формировать представление о менталитете целого народа. Изменение ценностей может привести к расцвету или гибели государств. Выявление ценностей, их классификация, объяснение причин изменений в ценностях способствуют становлению активной гражданской позиции обучающихся.