Введение
По данным научных исследований, только трое учащихся из тысячи старшеклассников владеют элементарными умениями работы с текстом (Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Когда книга учит» - М., 1988г. - с.5).
Первоочередной задачей в работе с текстом является обучение учеников умению выделять непонятные места в тексте и формировать стремление уяснить в себе причины этого непонимания.
Ограниченные рамки позволяют использовать на уроке незначительную долю необъятного в учебных условиях исторического материала.
Извлеченные из различных источников дополнительные материалы требуют тщательной обработки. Это помогает увидеть затруднение, вызванное противоречием между политической и нравственной характеристиками различных исторических деятелей, процессов, явлений.
В исторических текстах могут встречаться эпитеты, которыми характеризуются исторические личности. На основе этих эпитетов можно судить о цельности или, наоборот, о противоречивости натуры, что, в свою очередь, отражается на внутренней и внешней политике государства.
Алгоритм работы с текстом.
- Прочитать, понять содержание.
- Отделить понятное от непонятного.
- Выделить основную мысль текста.
- Выявить внутренние связи между отдельными элементами текста.
- Вычленить микротемы как основы для формулирования вопросов и составления плана.
- Сформулировать вопросы.
- Разбить вопросы на группы.
- Можем ответить сейчас.
- найдем ответы в литературе.
- Пока нет ответа.
- Давать характеристику событиям, явлениям, государственным деятелям.
- Проанализировать события.
- Сравнивать различные тексты, делать самостоятельные выводы.
Работа с историческим текстом позволяет.
- Углубить, уточнить, дополнить свои знания.
- Усилить научную доказательность и эмоциональную нагрузку изучаемой темы.
- Охватить текст как целостность.
- Распознать общее в частном.
- Выделить отличия.
- Сравнить различные тексты.
Трудности работы с историческим текстом.
- Тексты не адаптированы, т.е. представлены в естественном их виде.
- В текстах присутствует незнакомая лексика.
- Непривычность стиля изложения.
- Упоминание неизвестных ученикам фактов.
Пути преодоления трудностей.
- Анализ лексики текста и разъяснение непонятных слов.
- Конкретизация положений текста примерами.
- Подтверждение разъяснения дополнительными материалами, непосредственно связанными с рассматриваемым текстом.
Задача учителя (двуединая, но противоречивая).
- Использовать все возможности для развития познавательных интересов ученика, побудить его к изучению предмета.
- Сделать понятным и доступным текст, преодолеть нежелание работать с ним.
Формы организации работы с историческим текстом.
- При опросе.
- При изложении нового материала.
- Самостоятельное изучение, с последующей коллективной беседой.
- Сочетание того и другого.
- При закреплении изученного материала.
- Урок - исследование исторических текстов на повторительно - обобщающем уроке.
- Домашнее задание.
Виды исторических текстов.
- Летописи
- Поучения.
- Законы.
- Уставы.
- Мемуары.
- Приказы.
- Отрывок из художественной литературы.
- Произведения историков.
- Мемуары.
Приемы работы с историческим текстом.
- Вставить в текст пропущенные слова, которые представлены ниже в списке. Для начала пропуски и слова из списка совпадают. Далее количество слов из списка увеличивается.
- При опросе или закреплении нового материала обучающимся предлагается найти ошибки в тексте. Можно заранее оговорить количество ошибок, но не обязательно. Дети подчеркивают ошибки в тексте, обсуждают в парах или группах, заменяют правильными ответами, доказывают свою точку зрения.
- Составить из слов определение. Для начала можно не менять порядок слов, но исключить знаки препинания и союзы. Усложнить задание изменением порядка слов и добавлением лишних.
- Для характеристики исторического деятеля детям выдаются небольшие тексты, из которых они выделяют черты характера, делят их на положительные и отрицательные, делают выводы о вкладе данного человека в историю страны.
- Из текстов можно выделять фактические и оценочные суждения, что непосредственно готовит обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по истории.
- Этому же способствует и умение составлять планы текста.
- Познавательному интересу обучающихся, а так же развитию речи способствует такой прием как выделение устаревших слов и оборотов в документе и нахождение им замены.
- Обучающимся можно предложить самим составить текст из разрозненных кусков. При этом дети учатся охватывать текст как целостность, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свою правоту.
- Тексты, содержащие ценностные ориентиры, позволяют формировать представление о менталитете целого народа. Изменение ценностей может привести к расцвету или гибели государств. Выявление ценностей, их классификация, объяснение причин изменений в ценностях способствуют становлению активной гражданской позиции обучающихся.