Обобщение педагогического опыта по использованию блочно-модульной технологии на уроках математики

Разделы: Математика

Класс: 11

Ключевые слова: блочно-модульная технология


Введение

Предлагаемая методическая разработка представляет собой пример решения одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания математики в школе - дифференцированного подхода в обучении посредством использования блочно-модульной технологии.

Актуальность предлагаемой методической разработки заключается в том, что её использование позволит учащемуся полностью достичь конкретных целей учения в процессе работы. В блочно-модульной технологии педагогически привлекательно введение двух стандартов: стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый) и стандарта повышенного обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому ученику). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, его обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

Подача материала крупными блоками позволяет:

  • воспринимать тему как единую величину
  • видеть взаимосвязь отдельных подтем
  • освободить больше времени на практическое применение теоретических знаний
  • применить дифференцированный подход к учащимся на основании данных диагностической карты.

Цель разработки: создание условий для дифференцированного подхода к обучению по теме «Первообразная».

Задачи разработки:

  • выявить закономерности работы учителя в русле развивающего обучения на разных типах уроков математики при изучении одной темы;
  • определить основные параметры действия учителя при работе в блочно-модульной технологии.

Новизна методической разработки.

В педагогической литературе встречается достаточно большое количество теоретического материала по проблеме блочно-модульного обучения. В своей работе я попыталась представить личный опыт, который дополняет, развивает и вносит новые элементы в данную теорию. В частности, в предлагаемом мной блоке уроков «Первообразная» определены ведущие цели и задачи конкретной темы, сформирован конечный результат, составлена технологическая карта блока, представлена поурочная технологическая карта, диагностическая карта, показаны групповой метод работы на уроке и индивидуальная работа учащегося в рамках модуля. Основными положительными моментами считаю реализацию развивающего обучения, раннюю дифференциацию при изучении темы, создающую условия для обеспечения собственной деятельности учащегося, развитие его индивидуальных способностей.

Основная часть

Блочно-модульная технология является весьма эффективным методом обучения на среднем и старшем этапах обучения, где необходимо не только ознакомиться и изучить новый материал, но и научиться применять его на практике за достаточно небольшое количество учебных часов. Данная технология позволяет творчески переработать учебный материал, выделить наиболее важное и существенное в нём, вычленить необходимые навыки и умения, помогает программировать не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества.

Блочно-модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий ученика, причём, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается не только на содержание учебного материала, но и ориентирует учеников на цель учебной деятельности, мотивирует её принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

Данная технология предполагает чёткую структуру:

  • вводное повторение;
  • презентация нового материала;
  • первичное закрепление;
  • первичный контроль;
  • дифференциация
  • обобщающий контроль.

Таким образом, технология блочно-модульного обучения предоставляет большие возможности для осуществления идей развивающего обучения: если ученик выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребёнка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сделать сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. Такое развитие реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организацией учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах). Уровень и формы дифференцированных заданий определяются при помощи диагностики, неоднократно повторяющейся с целью определения уровня знаний, потребностей и возможностей обучаемого.

В данной научно-методической разработке предлагаю рассмотреть применение блочно-модульной технологии, как реализацию развивающего обучения на примере темы «Первообразная», изучаемой в 11 классе. Разработка содержит технологическую карту блока, состоящего из 8 уроков, поурочную технологическую карту, диагностическую карту, подробный конспект 7 урока блока.

Опыт работы по данной методике позволил сформировать оптимальную последовательность деятельности педагога при составлении блока:

  • диагностика;
  • составление технологической карты блока;
  • составление поурочной технологической карты;
  • определение промежуточного и итогового контроля;
  • разработка уроков по теме.

Приступая к работе над любой темой, четко обозначаю, чему конкретно должны научиться мои ученики, что знать и уметь. Этому способствует перспективно-тематический план, построенный с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей и классных коллективов. В таком плане предусматриваю, отбираю и комбинирую все то, что приведет учащихся к желаемому результату: определяю содержание и форму уроков различного типа, подготовку к ним учащихся.

Планирование блока, рассматриваемого в данной работе, начинается с составления технологической карты блока, позволяющей:

  • определить стандартный и повышенный уровни знаний, умений, навыков учащихся;
  • структурировать уроки по типам;
  • осуществить дифференцированный подход;
  • спланировать использование разнообразных методов и форм работы с целью повышения учебной мотивации;
  • наметить виды промежуточного и итогового контроля.

Таким образом, учитель получает наглядное представление о содержании каждого урока блока.

Технологическая карта блока

После составления технологической карты блока, необходимо детально определить содержание каждого урока. Планируя, отдельный урок в блоке продумываю его так, чтобы он представлял собой единое целое, с четкими установками, направленными на развитие мыслительной и речевой активности учащихся, с обоснованными переходами от этапа к этапу. Уделяю внимание организации самостоятельной работы учащихся в различных формах: индивидуальной, коллективной, в парах, обеспечивая при этом максимальную занятость каждого. Все этапы урока завершаются анализом проделанной работы, показом достигнутого результата. Помимо этого обязательно продумываю оснащение урока с целью наилучшего воздействия на учащихся: там, где это можно, широко использую различные графики, таблицы, опорные конспекты.

По структуре урока заполняется поурочная технологическая карта (составлена автором данной работы). Карта отражает основные моменты и содержание урока, показывает способы дифференциации. Например, на 4 уроке блока менее успешные учащиеся выполняют работу над ошибками и отрабатывают навык применения теоретического материала на практике вместе с учителем, в то время как успешный учащийся самостоятельно (частично с помощью учителя) продолжает приобретать знания, работая посредством модуля: карточки- программы (см. приложение №4).

Хочу обратить внимание на то, что данная поурочная карта имеет определённый набор заданий для каждого урока. Задания одинаковые по смыслу, но разные по уровню сложности. Благодаря этому карту можно использовать не однократно, а в зависимости от уровня класса изучающего данную тему, производя необходимую выборку заданий.

Поурочная технологическая карта

Для осуществления дифференциации, а конкретно для определения группы учащихся, способной самостоятельно продвигаться вперёд при изучении темы используется диагностическая карта. Данные заносятся в таблицу на основе промежуточного контроля, как теоретического, так и практического материала.

Диагностическая карта

Заключение

В качестве вывода хотелось бы отметить, что при подаче учебного материала блочно-модульным способом одним из важных моментов является то, что рядовой ученик достигает обязательного уровня подготовки, а более способный и трудолюбивый - повышенного уровня обучения, т.е. открывается возможность дифференцированного подхода к учащимся на ранних стадиях изучения темы. В данном блоке уже на четвёртом уроке из восьми появляется возможность использования дифференциации, в то время как при подаче традиционными способами расширение и углубление происходит обычно на последних уроках.

Также на уроках постоянно можно выделять время для повторения теоретического материала и решения типовых задач, что позволяет как можно чаще возвращаться к пройденному материалу. При этом вполне возможно автоматическое заучивание, т.е. реализуется принцип «Трудное нужно делать привычным, привычное - легким, а легкое - приятным».

Конечно же, одним из ведущих положительных моментов является структурно обусловленное осуществление промежуточного контроля за усвоением дозированного учебного материала, а также коррекция знаний, что чаще всего возлагалась на самостоятельную работу ученика, а, как известно, что несознательным учеником она либо не проводится, либо выполняется на неудовлетворительном уровне.

Значимость блочно-модульной технологии состоит ещё и в том, что подача теоретического материала крупным блоком позволяет видеть целостность темы, взаимосвязь подтем и освобождает время на выполнение практических заданий. В данном блоке только один урок является презентацией теоретического материала, а все остальные направлены на выполнение практических заданий различного уровня.

Ещё одним плюсом, на мой взгляд, является виденье конечного результата обучения, позволяет расставлять акценты на более проблемные задания. Например, при неоднократном нахождении первообразной в одном задании, необходимо обратить внимание на обязательное нахождение константы. А при сложных случаях нахождения первообразной требуется показать специальные приёмы и тому подобное.

Также хотелось отметить, что из практики работы известно, что очень часто получение учеником одного, двух пробелов в знаниях приводит к накоплению непонимания, не успешности при дальнейшем изучении темы, а блочно-модульная технология, благодаря, своей нацеленности на достижение строго определённого результата позволяет этого избежать.

Приложения 1-8

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алтынов П.И. Контрольные и зачётные работы по алгебре. М.: Экзамен, 2004.
  2. Ивлеев Б.М., Саакян С.М. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. М.: Просвещение 2000.
  3. Каплан Б.С., Рузин Н.К., Столяр А.А. Методы обучения математике. Минск: «Народная асвета», 1981.
  4. Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа. М.: Просвещение, 2006.
  5. Кочагин В.В. Математика. Тематические тренировочные задания. М.: Эксмо, 2007.
  6. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа. М.: «ОНИКС 21 век», 2005.
  7. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебное по­собие. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  8. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обу­чения в школе. М.: Новая школа, 1997.
  9. Статья в журнале. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии. Научно-практический журнал «Завуч» №5, 2005. стр.38-56.
  10. Статья в журнале. Лобжанидзе В.А. психологическая служба в условиях личностно ориентированного обучения. Научно-практический журнал «Завуч» №6, 2002. стр.91-103.