Урок по истории "В рыцарском замке"

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: Рыцарский замок


Цель урока:

  • создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях;
  • познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов, умения работать с текстами по алгоритму, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения, что будет способствовать воспитанию положительные личных качеств, уважение к людям.

Задачи:

  • Обучающие:
    • создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов, о снаряжениях рыцаря, турнирах, моральных нормах и установках;
  • Развивающие:
    • способствовать продолжению формирование умений работать с текстами по алгоритму, анализировать исторические источники, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения.
  • Воспитательные:
    • способствовать воспитанию культуры делового общения;
    • формирование этических норм и ценностей через усвоение понятий: «честь», «слава», «благородство».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: Урок с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная.

Ход урока

Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, уважаемые шестиклассники!

Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.

- Давайте пожелаем друг другу удачи! Хорошего вам настроения!

- Что нам нужно для успешной работы. Действительно для успешной работы нам нужно хорошее настроение.

На уроке работай старательно, и успех вас ждёт обязательно.

Актуализация знаний (3 мин.)

На парте у каждого из вас есть карточки, в которых есть вопросы.

На доске изображён кроссворд, отгадав который будет определено ключевое слово «рыцарь».

  1. Плата зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами.
  2. Части пахотной земли в поместье феодала, выделяемые крестьянам, за пользование которых они несли повинности.
  3. Крупный земельный собственник, следующий после короля в феодальной лестнице.
  4. Вид повинности, принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала.
  5. Тип хозяйства, при котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления.
  6. Хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Постановка учебной задачи (2 мин)

Дети, какое новое понятие вы встретили в результате нашей работы.

С термином «Рыцарь» вы скорее всего уже встречались, как вы понимаете смысл данного слова?

Рыцарь - феодал на военной службе, тяжеловооруженный конный воин (запись в тетрадь)

(Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер», что означает всадник.)

На экране появляется слайд № 1.

- Где из предложенных зданий мог бы жить рыцарь? Обоснуйте своё мнение. Здания под номерами. В течение 2 мин. ребята думают, а затем выбирают тот вариант, который, по их мнению, соответствует номеру жилища рыцаря на слайде.

- Почему вы выбрали именно эту картинку (замок находился на холме, на возвышенности, у него крепкие стены, башни)

- Давайте проверим ваши предположения. (На экране слайд № 2.3 изображение замка).

Ребята попробуйте предположить какую тему мы будем подробно будем изучать.

слайд 4 - Дети называют тему урока: "В рыцарском замке" или "Рыцарский замок", "Замок рыцаря" (учитель формулирует тему урока, т.к. смысл одинаков)

- Что бы вы хотели узнать на уроке? (таким образом, происходит целеполагание, учащиеся сами формулируют цели своей работы), (занятия рыцарей, условия жизни, их жилище и т.д.) (Слайд № 5)

Изучение нового

1. Замок рыцаря

(Слайд 6, 7) - Опишите дом рыцаря, изображенный на слайде (дети говорят, что дом рыцаря похож на крепость, построен из камня, имеет прочные стены, хорошо укреплен и т.д.) и ставит перед учащимися проблему:

Как вы думаете с чем было связано то, что у рыцаря был именно такой дом, а не другой? (для защиты от врагов, для хранения богатства, для приёма гостей, для ведения воины и т.д.) поиск решения (через выдвижение и проверку гипотез) Давайте спланируем нашу работу.

Сегодня на уроке мы получим представления о замке феодала и о снаряжении рыцаря.

Сначала замки строили из дерева, позднее из камня.

Замок возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Через ров перебрасывали подъемный мост. Вход в замок был только один. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход.

Взять замок приступом было очень сложно - нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице.

а) рассказ учителя об устройстве замка.

Замок был и домом, и крепостью феодала. Символом влиятельности своих хозяев.

Сначала замки строились из земли и дерева. Позднее их начали возводить из камня и кирпича. Такие постройки были прочнее и не боялись огня.

Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты: на возвышенностях, островах, в горах.

Со временем сложилась традиция постройки замков.

В основном замок состоял из следующих частей: донжон, внутренний двор, внешний двор, крепостные стены, ворота, ров.

Донжо̀н - главная башня в феодальном замке.

Донжон находился внутри крепостных стен в самом защищённом месте. Он был крепостью внутри крепости.

Донжон обычно был жилищем феодала. В нём располагались самые важные помещения замка: оружейные, главный колодец, хранилища ценностей и продовольствия. Часто в донжоне располагался крупный зал для приёмов.

Тут же располагалась тюрьма. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход.

Часовня, жилища воинов, конюшни, кузница, кухня располагались во внутреннем дворе.

Во внешнем дворе находились хозяйственные постройки, жилища ремесленников, мельница и пекарня.

Крепостны̀е стены обеспечивали замку безопасность и защиту от врагов. Они были оборудованы местами для лучников и дозорными башнями.

Одной из самых главных частей замка были ворота. Они были главным входом в замок. Ворота обладали большим количеством защитных механизмов: массивными дверями, решётками, башнями, чтобы сделать нападение на них более сложным.

Вокруг замков рылись рвы. Их заполняли водой, а на дне часто ставили колья. Рвы затрудняли доступ к крепостным стенам, мешали подкопам.

Попасть в замок можно было по подъёмному мосту. На ночь и при нападении врага его поднимали.

В ходе штурма надо было преодолеть множество препятствий.

Воинам было надо перебраться через ров, взобраться на холм и подойти к стенам, по длинным лестницам взобраться на них или разбить тараном ворота. Завладеть башнями, откуда уже можно было выйти во двор замка.

Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, ещё более высокую стену. После этого предстояло ещё взять донжон.

На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали нападавших стрелами.

Поэтому штурм был отчаянным предприятием, гораздо более трудным и опасным для осаждавших, чем для осаждённых.

2. Снаряжение рыцаря

В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами, так как они работали на земле.

- А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари?

- Давайте рассмотрим снаряжение рыцаря. Откройте учебник на стр. 96 рисунок «Рыцарь 11-13 в»

Прочитайте пункт 2 Снаряжение рыцаря и выделите основные компоненты обмундирования рыцарей.

Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; меч освящался священником у алтаря. Нередко он пользовался боевым топором и палицей - тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом.

Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног.

Тело рыцаря защищала кольчуга - рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы - доспехи из стальных пластин: ожерелье, кираса, наручи, рукавицы, набедренники, наколенники, тапочки. .

На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало - металлическую пластинку с прорезями для глаз.

Вес снаряжения доходил до 50-60 кг.

Рыцарь имел 2-3 коня: обычного и боевого, в доспехах.

Стоимость боевого коня и доспехов колебалась со временем от 4 до 20/30 быков.

- А теперь игра «Как одевались рыцари?»

Перед нами фигура человека. Его нужно одеть в снаряжение рыцаря. Трудность состоит в том, что вам даны снаряжения и одежда из разных эпох и разных стран.

Как же все это совместить. Давайте попробуем.

- Почему выбрали именно эти предметы?

- Молодцы! Вы справились с заданием, поэтому в свой дневник можете положить таблицу и рыцаря.

- Отправляемся дальше.

3. Воспитание рыцаря

а) Беседа с учащимися.

- Как вы думаете, легко ли было стать рыцарем?

- Нужно ли было для этого учиться и чему?

- Почему рыцарем мог быть только богатый человек?

б) Рассказ учителя о воспитании рыцарей.

Умение писать и читать было не главным. Но специальным умениям мальчиков обучали с детства.

Посвящение знаменовало длительный переход к зрелости и самостоятельности. Оно завершало семилетний курс, когда юноша в качестве пажа (слуги) и оруженосца проходил обучение у опытного рыцаря, прислуживая ему за столом, чистя его коня и разделяя с несвободными слугами все заботы о своем наставнике.

Церемония посвящения в рыцари состояла из нескольких этапов. Прежде всего, ему надевали шпоры, и один из старейших рыцарей препоясывал его мечом - самым почетным оружием. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку или по щеке - единственную в жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая. Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень.

  • Как воспитывали рыцаря?
  • Зачем феодалам было необходимо специальное воспитание?

Знатные рыцари считали себя людьми "благородными", гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков.

Рыцарь имел свой герб - отличительный знак рода и свой девиз - краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.

Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.

в) Работа с новыми терминами. (герб, девиз)

Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя.

В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.

На доске качества человека, необходимо выделить основные качества, которые должны были быть присущи рыцарям.

Кодекс рыцарской чести:

  1. Рыцарь должен искать подвиги;
  2. Бороться с врагами христианской веры;
  3. Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
  4. Быть справедливым и галантным.

Итоговый контроль и оценка

  • Что нового узнали?
  • Чему научились?
  • Какого человека мы сейчас называем благородным?
  • Какое поведение в наше время считается рыцарским?
  • Что сегодня мы подразумеваем под словами: честь, слава?

Задание на дом

§12 читать, творческое задание: оформить на листе кодекс рыцарской чести.

Рефлексия

Лестница успеха.