Работаю тридцать седьмой год учителем начальных классов. Много было замечательных выпусков, победителей и призеров олимпиад, понимающих и поддерживающих родителей, но так называемые «трудные» дети оказывались в каждом классе. Такие дети имели проблемы и в учебе, и в социальной адаптации. И, конечно, они влияли на общую успеваемость класса, создавали серьезные проблемы другим детям, постоянно нарушали дисциплину, иногда срывали уроки. В основном дети были не плохие, но требовали от учителей особое внимание и участие. Конечно, на них приходилось затрачивать больше и времени, и сил, особенно сложно приходилось преодолевать влияние семьи и улицы.
Вопрос о «трудных» детях обсуждался всегда. Многие педагоги уверены, что «трудного» ученика можно обучать только тогда, когда он «исправится», а лучше всего избавиться от него. Но статистика показывает, что «трудных» детей не становится меньше. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Нельзя отмахиваться от «трудных» воспитанников, избавляться от них под всякими предлогами. Искусство воспитания заключается не в том, чтобы одним махом сделать из «трудного» воспитанника тихого, послушного (это и невозможно), а в том, чтобы удержать его в сфере своего воздействия и потом поставить на правильную дорогу жизни» [1,2]. И перед учителем стоит очень сложная задача - перевоспитание «трудного» ученика.
В соответствии с ФГОС растут требования к результатам обучения, и совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, которые испытывают трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, является одной из главных задач для современной школы. И роль классного руководителя и социального педагога в оказании «трудному» ребенку социально-педагогической помощи несомненна.
Социально-педагогическую работу учитель начальных классов строит по двум направлениям: выявление детей этой категории и индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска». Педагогическое сопровождение детей «группы риска» является самым эффективным способом, и умело организованная индивидуальная работа с таким ребенком - показатель успешного оказания педагогической поддержки.
Как строить работу в 1 классе, если учитель столкнулся с «трудным» ребенком? Если он не один, а их несколько? В первую очередь учителю нужно изучить личное дело каждого ученика и при составлении социального паспорта класса выявить детей «группы риска». Второй этап - наблюдать за адаптацией к школьным условиям и требованиям обучения, ежедневно контролировать посещаемость уроков. Третий этап - ежедневная индивидуальная работа. Это беседы о правилах поведения, о правилах общения со сверстниками, оказание помощи в преодолении трудностей в учебе, вовлечение во внеклассную деятельность.
Основным видом деятельности младших школьников является игра, и учитель должен строить индивидуальную и групповую работу в игровой форме. В первом классе, когда дети еще только знакомятся друг с другом, провожу такие игры, как «Свеча правды», «Цветок доброты». День мы начинаем с утреннего сбора. Дети сидят в кругу, здороваются друг с другом, говорят комплименты и пожелания соседу по кругу, рассказывают новости. Я знакомлю с мероприятиями, которые ожидают их в течение дня. Учитель - активный участник утреннего сбора. Первоклассники должны понимать, что они все разные, но должны относиться с уважением к каждому. Учитель начальных классов знает, что с первого дня нужно воспитывать в каждом ребенке доброжелательность и толерантность.
Психологи определяют следующие этапы работы классного руководителя с детьми «группы риска»: выявление таких детей; диагностирование и изучение их проблем; составление программы профилактики или коррекции; реализация программы; подведение итогов и коррекция полученных результатов. Формы работы с детьми группы риска - это индивидуальные (беседы, оказание индивидуальной помощи и др.), групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.) и коллективные (концерты, конкурсы, соревнования и др.).
Каковы же основные признаки «трудного» ребенка? У «трудного» ребенка отсутствует крепкая духовная связь с родителями, у него проблемы в общении с одноклассниками, он часто проявляет жестокость, агрессию, лжет, игнорирует просьбы взрослых, бывает раздражительным. Учеба ему не нравится, он часто не выполняет домашние задания. Классификаций «трудных» детей существует много. Обычно это педагогически запущенные, социально незащищенные и социально запущенные дети. Учитель должен выявить причину «трудности», также степень «трудности» и строить работу для решения возникшей проблемы. В работе с трудными детьми учителю начальных классов оказывают помощь социальный педагог и психолог школы.
Очень важным и сложным этапом социально-педагогической работы с детьми «группы риска» является установление контакта с родителями и сопровождение семьи. Дети «группы риска» - это обычно дети из семей, в которых «трудные» родители. Это одинокие матери с неустроенной личной жизнью, это родители, употребляющие алкоголь, это родители, не понимающие своих детей, предъявляющие завышенные требования, имеющие низкий материальный достаток и т.д. Неправильные отношения между родителями и детьми и создают трудности в воспитании детей «группы риска». Конечно же, такие родители сами нуждаются в особом внимании и помощи от педагогов.
Работая с трудными детьми, я поняла, что эту проблему можно решить намного быстрее, если в классный коллектив сплоченный, дружный и терпимый к особенностям таких детей. В начальных классах у многих детей еще не сформированы нравственные принципы, и мы, учителя, прекрасно понимаем, что негативные привычки очень быстро могут распространяться по классу и трудные дети могут плохо влиять на одноклассников. И задача учителя начальных классов - сформировать правильное отношение у младших школьников к негативному влиянию.
Вовлечение детей «группы риска» во внеклассную деятельность работа кропотливая и сложная. Родители таких детей не проявляют особого интереса к внеурочной жизни своих детей, не записывают их в кружки и секции. После школы дети предоставлены сами себе, они начинают искать компании сверстников, где никогда над ними не смеются, принимают их такими, какими они есть. Задача учителя - не допустить этого и вовлечь «трудного» ребенка во внеклассную деятельность. Спортивные секции, поисковая деятельность в кружках, экскурсии, туристические походы, различные конкурсы, соревнования должны заинтересовать любого ребенка. Учитель должен вовлечь «трудных» детей в интересную внеурочную деятельность, где ребенок может проявить себя. Наряду с контролем посещаемости занятий учитель должен контролировать занятость «трудного» ребенка в свободное и каникулярное время.
Привлечение «трудных» детей к общественной работе тоже считается одной из эффективных форм. Просьба выполнить поручение в классе вызывает у ребенка интерес и гордость. Именно просьба, а не приказание. Учитель должен убедить ребенка, что его участие в школьных делах необходимо. Если ребенок ответственно будет относиться к поручениям учителя, в глазах коллектива повысится его авторитет, а это вызовет чувство собственного достоинства.
При составлении плана воспитательной работы классный руководитель обязательно должен запланировать работу с детьми из «группы риска» и с их родителями. Посещение семей и проведение индивидуальных консультаций и бесед является основной формой работы с родителями детей «группы риска». Как пишет социальный педагог Кузнецова Т.Е.: «Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми, нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены необходимые условия» [2,3].
Важно также отметить, что причинами появления «трудных» детей бывают борьба за внимание, за самоутверждение, желание мщения и неверие в собственный успех. Работа с «трудным» ребенком имеет лишь тогда успех, когда ребенок чувствует к себе внимание и доверие со стороны учителя, когда учитель переживает за неудачи ребенка и радуется даже маленьким его успехам. Похвала и поддержка педагога повышает самооценку ребенка, он становится уверенным в своих силах и начинает уважать себя. Опытный учитель никогда не сравнит такого ребенка с другими детьми, сравнение допускается только с его успехами и неудачами. Ребенок должен знать, что даже если учитель огорчен его неудовлетворительными отметками, он в него верит и надеется на его успех. Заботливое и доброе отношение педагога вызовет у ребенка ответные чувства, он будет стараться не огорчать, а радовать учителя. Можно выделить три важных этапа при работе с детьми группы «риска» - это понять, принять и помочь.
Ответственность педагога в работе с детьми «группы риска» очень велика, т.к. от правильности и точности работы зависит судьба ребенка. И работа педагогов должна строиться таким образом, чтобы дети, находящиеся в зоне риска и имеющие проблемы, не переходили в группу риска. Главная задача педагогов - создавать специальные условия для предотвращения этого перехода.
Литература
Статьи в сборниках или журналах:
- Сухомлинский В.А. О «трудных» детях // Учительская газета. 1957. № 28. С.2.
Виртуальные источники:
- Кузнецова Т.Е. Работа социального педагога в современных условиях» 2014.
URL: http://serpcpmss.ucoz.ru/publ/stati/
t_e_kuznecova_rabota_socialnogo_pedagoga
_v_sovremennykh_uslovijakh/3-1-0-75 [дата обращения: 7.12.2018].