Цели:
- Обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об исторической вехе царствования Петра Великого.
- Развитие умения работать в команде, творческих и познавательных способностей школьников, расширение исторического кругозора учащихся.
- Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей Родины.
Оборудование: Портрет Петра Великого, плакаты с символикой Российского государства начала XVIII века.
Ход мероприятия
Оргмомент
Эпиграф
«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник -
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник»
А.С.Пушкин
- Каждый человек, любящий Родину, должен знать её историю. Сегодня мы с вами откроем книгу Истории Государства Российского на главе: «Пётр Первый». Зорко следить и оценивать ответы игроков будет (жюри)
А теперь я попрошу команды занять свои места и представить себя.
1. Представление команд - 1 тур
Идет представление команд: девиз команд, приветствия соперникам.
Жюри оценивает соответствие названия команд их девизу, оригинальность, творчество при составлении эмблемы, максимальная оценка за первый тур - 3 балла.
2. Второй тур - игра «Счастливый случай»
Ведущий. Каждой команде поочерёдно будут заданы вопросы, отвечать сразу, практически без подготовки, за каждый правильный ответ - один балл.
Вопросы:
- Рост Петра Первого равнялся……(2м 4 см)
- Часть света, в которую Пётр I «прорубил окно». (Европа)
- Призывник в регулярную армию Петра Первого. (Рекрут)
- Город - рай, основанный Петром как северная столица. (Санкт-Петербург)
- Когда на Руси отмечали Новый год до Петра Первого? (1 сентября)
- Сколькими ремёслами владел Пётр Великий? (Четырнадцатью)
- Что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху? (Жениться)
- Когда Пётр I стал императором? (После победы в Северной войне)
- «Шведское озеро»- что это? (Балтийское море)
- Имя сестры-регента Петра I. (Софья)
- Сколько лет длилась Северная война. (21 год)
- Дата Полтавской битвыиюня 1709 г.)
- Сподвижник и друг Петра I. (А. Меншиков)
- Под каким именем Царь России выехал за границу в составе «Великого посольства». (Пётр Михайлов)
- Первая печатная газета. («Ведомости»)
Жюри называет результаты первых двух игр.
3. Игра «Что? Где? Когда?»
Ведущий. С командами играет Министерство образования и науки Российской Федерации. Внимание на экран!
Демонстрируется кинофрагмент «Великое посольство», «Полтавская битва»
Задание:
- Как называлась поездка Петра в Европу?
- Как называется битва, изображенная в этом фрагменте
4. Игра «Историческая дуэль»
Капитанам предлагается «выстрелить» друг в друга заранее приготовленными вопросам.
5. Черный ящик
Петр 1 привез это из Европы. Вы должны отгадать, что находиться в черном ящике, задать можно 5 вопросов. Ведущий: Догадайтесь, о чём идёт речь: Назовите событие Северной войны и год, когда оно произошло:
В огне под градом раскалённым,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
(А.С.Пушкин «Полтава»)
Ответ: Полтавское сражение, 1709 г. (2 балла)
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нм суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
(А.С.Пушкин «Медный всадник»)
Ответ: основание Санкт-Петербурга, 1703 г. (2 балла)
Ведущий: Догадайтесь, о чём идёт речь?
Кто из игроков первым догадается, о чём идет речь, поднимайте руку. За правильный ответ - 1 балл, если ответ дан неверно, то ход переходит к другой команде. Они дослушивают задание до конца и дают правильный ответ.
1-й ученик (читает задание):
- Общественные собрания, которые проводились в зимнее время поочерёдно у знатных лиц. Хозяин предоставлял гостям комнаты (приходить можно было без приглашения), свечи (собирались с 5 до 10 часов вечера), игры (шашки, шахматы).
На этих собраниях могли присутствовать женщины, что являлось большим нововведением. Перед посещением собраний каждый обязан был чистить зубы порошком мела. (Ассамблеи).
2-й ученик (читает задание):
- Эта книга пользовалась большим успехом у состоятельных горожан и молодых дворян, где шла речь о правилах поведения в обществе. («Юности честное зерцало»)
3-й ученик (читает задание):
- Сначала это был аптекарский огород (с научными, учебными и практическими целями),
где сажали лекарственные травы, необходимые для медицины. В будущем это стал …. (Ботанический сад)
1-й ученик (читает задание):
- При Петре I его нельзя было получить без службы даже детям знатных особ. Дослужившись. Отличившись в бою, выходцы из любых сословий имели право стать дворянами.
Его присваивали согласно «Табели о рангах». (Чин).
6. Игра «Пантомима» Участники команд должны показать при помощи жестов и мимики исторические сюжеты:
- создание регулярной армии (полки «нового строя»);
- введение европейских обычаев (бритьё бород, обрезание платьев);
- проведение ассамблеи.
7. Игра «Исторические пятнашки»
На доске появляется квадрат с клеточками, в которых записаны даты.
Учащимся даётся задание восстановить даты в хронологическом порядке. Показывая указкой на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идёт речь:
1708 |
1711 |
1714 |
1725 |
|
1672 |
1700 |
1703 |
1682 |
|
1721 |
1718 |
1709 |
1722 |
Выигрывает та команда, представитель которой более точно укажет на все даты за меньшее количество времени.
Игра способствует формированию практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, развивает внимание и память.
8. Конкурс «Напиши СМС»
НАПИШИТЕ SMS-СООБЩЕНИЕ В ПРОШЛОЕ,
ВЫРАЗИВ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ
К ЭПОХЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО.
АДРЕСАТ - ОТ ЦАРЯ ПЕТРА
ДО ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА - ВЫБИРАЙТЕ САМИ.