Никто не становится хорошим человеком случайно.
Платон
Хорошего учителя всегда волнует вопрос не только, кем станут его ученики, а главное - какими они будут. Как добиться того, что бы каждый ученик достойно нёс высокое звание ЧЕЛОВЕК?
В последнее время уделяется огромное внимание уровню качества знаний учащихся, и трудно не согласиться с этим. «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу», - сказал Александр Сергеевич Грибоедов. Но, наблюдая за детьми, я поймала себя на мысли, что хороший ученик не всегда хороший друг, отзывчивый товарищ, добрый и честный ребенок. А ведь пройдет совсем немного времени, и этот маленький человек станет врачом, учителем, летчиком.… Каким он будет?
Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности этого общества в будущем.
Современное общество высокоскоростное и высокотехнологичное: занятые родители, телевидение и компьютеризация, не всегда положительно влияющая на детей. Электронные игрушки ярче и интересней кукол и машинок, живое общение заменили социальные сети. Дети перестали играть в подвижные игры, читать книги, общаться. Не хочется искать ответ на вопрос «кто виноват?», потому что это риторический вопрос и на него невозможно дать точного ответа. «Чтобы человек стал плохим, не надо прилагать особых усилий, но сделать хорошего человека - о, это требует дьявольски напряжённого труда!»1
Вечная задача педагогики - воспитание умного, честного, доброго и сильного человека сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира между людьми разных вероисповеданий и наций, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа - это время формирования личности.
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны между собой, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека, его эмоций, воли, характера и мотиваций, ценностных ориентаций и интеллекта.
Доктор философии Сиракузского Университета в Нью Йорке, профессор психологии Изард Кэролл - один из крупных современных исследователей человеческих эмоций в непосредственной связи с познавательной деятельностью человека, рассматривает эмоцию как неотъемлемую часть сознания. В своей книге «Психология эмоций» он пишет, что «эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие… Лишенный эмоциональных переживаний, человек не мог бы называться человеком».1
____________
1 Сухомлинский В.А., II , с. 246.
К.Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции».
1. Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующих обучение.
2. Радость.
3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
4. Страдание.
5. Гнев.
6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физиологические взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
8. Страх.
9. Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Без вины и стыда люди не соблюдали бы нормы морали и этики.
10. Смущение.
Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица, мозга, изменение в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут омрачить восприятие окружающего мира или раскрасить его яркими красками, повернуть ход мыслей к творчеству или меланхолии, сделать движения легкими и плавными или, наоборот, неуклюжими. Каждая эмоция воздействует на человека по-своему.
«Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации».2
____________
2 Кэррол Э. Изард. Психология эмоций. Издательство: Питер, 2007.
В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое и экологическое воспитание.
Литература дает возможность развивать и воспитывать личность почти во всех направлениях. Русские, зарубежные, современные писатели затрагивают в своих произведениях нравственные, патриотические, эстетические аспекты, любовь к труду, природе. Надо только помочь ребенку увидеть, а главное почувствовать, позволить дать собственную оценку и вовремя скорректировать, если необходимо, шкалу ценностей.
К сожалению, современные дети не любят и не хотят читать. А ведь ни для кого не секрет, что чтение обогащает словарный запас, расширяет кругозор, развивает творческие способности, фантазию, воображение и, в конечном итоге, формирует личность через эмоциональное восприятие прочитанного.
Передо мной встал вопрос: «Как не только привить детям любовь к чтению, а через литературные произведения помочь стать воспитанными людьми. Еще Платон писал: «Самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание».
В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:
- «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
- «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
- «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.
И так, для достижения цели, было необходимо вызвать у детей интерес к чтению и при этом заставить испытывать разнообразные эмоции. А по К. Изорду человек способен испытывать более 160 эмоций.
На уроках я заметила, что ребята затихают и с интересом слушают, когда я читаю вслух. На первом этапе я решила это использовать. Каждый урок я читала вслух, эмоционально раскрашивая голосом сюжет произведения. Наиболее интересные моменты, которые вызывали смех, негодование, слезы, …мы перечитывали по ролям.
На следующем этапе я использовала принцип Изарда Кэролла: «Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес, а интерес способствует развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирует обучение»3. Эмоция интереса играет важную роль в мотивации успеха. Интерес необходим для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование врожденных способностей.
____________
3 http://murzim.ru/nauka/psihologija/psihologija-jemocij/10587-fundamentalnye-emocii-po-k-izardu.html
На уроке я читала вслух до самого интересного момента и останавливалась. Это вызывало удивление, и как следствие - интерес «что будет дальше?». Теперь дети должны были сами дочитать до конца.
Следующим шагом стала «Карточка чувств и эмоций».
|
|
Сразу же после прочтения детям давалась карточка, на которой были перечислены базовые эмоции по Изорду, к которым я добавила наиболее понятные детям. Дети должны были отметить те эмоции, которые у них вызвало произведение. После этого в классе начиналась работа по разбору произведения, но на начальном этапе главной целью для себя я ставила не умение делить текст на части и озаглавить их, не подробный пересказ, а умение выделить главную мысль произведения. «Чему хотел научить автор?» - вопрос, на который отвечали дети, рассказывали, почему и в какой момент они испытывали, ту или иную эмоцию. После этого учащиеся должны были взять красный карандаш и еще раз отметить эмоции, которые вызывает у них произведение после подробного анализа. Опыт показывает, что часто меняется отношение к поступкам героев, дети начинают видеть прекрасное в простом и радоваться обыденным вещам.
Со временем «Карточка чувств и эмоций» пополнялась новыми терминами. Работа над пониманием толкования слова обогащала не только словарный запас, но и, по моему мнению, помогала оценивать самого себя. Потому что заставляла анализировать не только собственные ощущения, а обращать внимание на окружающих: почему мама сердится?, почему друг обиделся?…
Нельзя сказать, что этот метод можно и нужно использовать на каждом уроке, что это единственная «таблетка», которая поможет развить интерес к чтению и воспитать гармонично развитого человека. Но, он, как показал трехлетний опыт работы, приносит положительные результаты. Дети любят уроки литературного чтения, не стесняются читать вслух даже те, у кого темп чтения низкий, смело высказывают свою точку зрения о произведении, и самое главное, пропускают прочитанное через собственную призму нравственности.
Два человека, разглядывая шедевр архитектуры, могут по-разному оценить его. Один увидев множество кирпичей, находящихся перед ним, не в состоянии объединить их в нечто, что и является шедевром, и упрямо будет утверждать, что ничего кроме кирпичей перед ним нет. А другой оцепенеет в восторге перед гармонией и красотой шедевра. Кто из этих людей прав в своём описании увиденного? Личность человека предоставляет возможность понимать окружающий нас мир, объединять происходящие вокруг нас события в нечто огромное взаимосвязанное гармонией в совершенство, подобно тому, как кирпичи в совокупности своей объединяются в архитектурный шедевр. Такую возможность предоставляют человеку чувства - совесть, честь, любовь, доброта, гордость, сочувствие, нежность, надежда...
Если ты носишь высокое звание учитель, а особенно первый учитель, то на тебе лежит огромная ответственность за осознание и изменение системы мировоззрения маленького человека, его ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения. То есть в человеческом и социальном пространстве добра-зла, истины-лжи, прекрасного-безобразного, честности-беспринципности, любви-ненависти, дружбы-предательства, прав и обязанностей всегда оставаться Человеком.