Изучение иностранного языка должно обеспечить приобщение учеников к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, формировать дружелюбное и толерантное отношения к ценностям иных культур. Стандарт устанавливает требования к метапредметным результатам таким, как самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Осуществление проектной деятельности по предмету или нескольким предметам способствует развитию знаний и общего кругозора у обучающихся и реализует системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных особенностей обучающихся.
Выбирая тему для создания проекта, учениками обычно движет интерес и уникальность темы. Я хотела бы поделиться опытом моих учеников и моим лично в создании метапредметного проекта «Адские леди», посвященному созданию шотландского мужского костюма, шотландскому танцу. Проект оказался успешным и экономически выгодным (в школе остались три полных костюма и макет волынки). Проект выполнялся в рамках предметов английский язык и технология.
Проблема, которая подтолкнула нас к созданию проекта, основана на нашем интересе: как мужчины в юбках, играющие на волынке оказались в авангарде Британских войск? Удобно ли быть героем в килте? Мы решили узнать это подробнее и проверить на себе.
Цель проекта: создать шотландский национальный мужской костюм и танец.
Задачи проекта:
- ознакомиться с материалом по истории шотландского костюма и танца;
- изучить основные элементы мужского шотландского костюма и танца;
- изготовить национальный шотландский мужской костюм;
- разучить национальный шотландский танец.
Основная часть
Изучение истории появления шотландского национального мужского костюма.
Изучение теоретического материала истории появления шотландского национального мужского костюма мы начали с просмотра видео и поиска информации в интернете (список ресурсов в конце статьи).
Изучение истории и особенностей шотландского народного танца.
В ходе работы над проектом мы узнали, что шотландскими танцами называют танцы, связанные с культурой и обычаями Шотландии. Известный шотландский народный танец переходит из поколения в поколение. Танцы были простыми, но заводными. Все движения выполнялись точно, без каких-либо ошибок. Многие годы традиция береглась и сейчас она не забыта. Все народные шотландские танцы исполняются под такой музыкальный инструмент, как волынка. Эта многовековая традиция сохраняется и сейчас.
Стили выполнения танцев:
- «Танцы на Мечах» - древнейший стиль выполнения сольных танцев. Их выполняли воины перед тем, как вступать в битву. Движение рук и ног выполняется четко, атлетично. Во время танца изображаются рога оленя. Такой стиль немного напоминает даже балет.
- «Экосез» - это традиционный старинный шотландский танец. Как правило, он исполнялся в сопровождении волынки. Движения танцоров в экосезе отличаются грациозностью и живописностью. Характерными его элементами являются постоянные притопывания, подпрыгивания, кружения и хлопки в ладоши.
- «Хайланд» - это самый древний сольный шотландский танец горцев. Хайланд - это танец на полупальцах. Для этого исполнитель должен обладать невероятной выносливостью и иметь сильные ноги. Хайланд основывается на прыжках. Все движения исполняются ногами, а руки мало задействованы в танце.
Практическая часть проекта. Изготовление шотландского костюма
Подбор необходимых материалов и аксессуаров для изготовления костюма
№
|
Элементы костюма |
Материалы |
Фурнитура |
1. |
Килт |
Юбка и берет изготавливаются из шерстяной ткани с традиционным шотландским рисунком из клеток и полос - тартаном (в России такой материал известен под названием шотландка) |
крючки |
2. |
Берет |
помпон из ниток для вязания |
|
3. |
Спорран- напоясная
|
Мягкая ткань (имитация меха) |
липучка-застёжка,
|
Последовательность изготовления костюма
1. Килт
Схема раскроя юбки
Маршрутная карта изготовления юбки килт
№
|
Наименование операций |
1 |
Снять мерки |
2 |
Раскроить юбку |
3 |
Сметать складки на заднем полотнище |
4 |
Приутюжить складки |
5 |
Сметать боковые швы |
6 |
Приметать пояс к верхней части юбки |
7 |
Примерка юбки |
8 |
Стачать боковые швы |
9 |
Притачать верхнюю часть пояса |
10 |
Приметать верхнюю часть пояса |
11 |
Притачать верхнюю часть пояса |
12 |
Приутюжить пояс |
13 |
Пришить крючки с внутренней части пояса |
14 |
Стачать шлёвки |
15 |
Притачать шлёвки к поясу юбки |
2. Берет
Маршрутная карта изготовления берета
№
|
Наименование операций |
1 |
Начертить шаблон части берета (клин) |
2 |
Раскроить клинья берета, околышек |
3 |
Сметать клинья |
4 |
Стачать клинья |
5 |
Приметать околышек |
6 |
Притачать околышек |
7 |
Вставить резинку в околышек |
8 |
Изготовить помпон из ниток для вязания |
9 |
Пришить помпон к берету |
3. Спорран
Маршрутная карта изготовления сумки
№
|
Наименование операций |
1 |
Начертить шаблон сумки |
2 |
Раскроить детали сумки |
3 |
Сколоть части сумки булавками |
4 |
Стачать части сумки |
5 |
Притачать липкую ленту (застёжка) |
6 |
Изготовить кисточки из кожи |
7 |
Пришить кисточки к сумке |
8 |
Вырезать и стачать ремешок сумки |
9 |
Закрепить левый конец ремешка к сумке |
10 |
Пришить к правому концу ремешка застёжку - краб |
Мы считаем, что достигли цели проекта. В ходе выполнения проекта мы изучили теоретический материал по данной теме и пришли к выводу, что национальный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками, к которому требуется бережное отношение.
Нам было интересно, но трудно разучивать шотландский танец, исполнять его в килте. По завершении проекта мы испытали чувство уважения к шотландским солдатам в килтах.
Одним из результатов нашего метапредметного проекта является создание шотландского костюма и танца.
Думаем, что мы можем демонстрировать их учащимся на уроках истории, иностранного языка, искусства, технологии, внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Используемые информационные ресурсы
1. https://clck.ru/YxWFm - история шотландского костюма.
2. https://clck.ru/YxWNE - видео о создании шотландского костюма.
3. https://clck.ru/YxWLa - шотландская музыка.