Особенности организации процесса знакомства детей четвертого года жизни с нематериальными ценностями и традициями народов России через живопись

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Никогда нестареющее, не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков и народная эстетика рождает ощущение непреходящих ценностей. Сквозь сито веков просеял народ культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках на протяжение многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, вызывала интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Знакомство с народным искусством способствует эстетическому воспитанию, расширению и развитию художественных представлений, духовных потребностей, воображения, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса. Развивает чувство прекрасного, умение понимать и ценить памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Главное в работе нашего детского сада эстетического профиля-творческое развитие ребенка, его умение действовать в воображаемом пространстве, развитие фантазии, мира чувств, разнообразие его ощущений, ассоциаций, памяти, сознания, его индивидуальности и духовности. Освоение детьми пространства и среды выстроено с учетом региональных, этнокультурных традиций, формирование способности воссоздать в облике те образы жизни, те «стили», которые свойственны конкретному ландшафту, истории края, истории культуры, общечеловеческим и духовным ценностям

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому надо уделять особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений

Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Большой интерес вызывают у детей предметы декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, вышивка, плетение кружев, глиняная игрушка, свистульки. Педагог широко использует в работе с малышами малые фольклорные формы, которые раскрывают живописность языка. Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка улучшает настроение детей, вызывает улыбку у загрустившего ребенка, успокаивает плачущего:

А кто у нас плачет, не получит калачик!
А кто у нас хнычет, не получит куличек!
А кто заревет, не получит сухарек!
Запоет кто в лад, будет кушать мармелад!

Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Воспитатель проводит игры «Каравай», «Гуси-лебеди». Особое значение имеет введение малых фольклорных форм, ярких народных выражений в живую разговорную речь. В процессе умывания, одевания, сборов на прогулку воспитатель использует к месту потешку, загадку, прибаутку: «Водичка, водичка, умой мое личико!» Существенным содержанием национальной культуры является устное народное творчество, и прежде всего, сказки. По своей природе, построению, выразительным средствам и языку она требует, чтобы ее рассказывали. Это обеспечивает контакт со слушателями, создает определенное настроение в детской аудитории. Впечатления ребят будут более сильными, если воспитатель рассказывает сказку в национальном костюме.

Большую радость вызывают у детей рассматривание прекрасных иллюстраций В.М.Васнецова, творчество которого основано на фольклоре и проникнуто любовью к историческому прошлому России, где глубоко и тонко чувствуется вся неповторимая прелесть красоты Вятского края. С миром сказки дети соприкасаются со сложным миром художника. В сказочно-былинные образы Васнецов вложил размышления о природе, любви и ненависти, добра и зла. Славные витязи сражаются в царстве добра и справедливости самоотверженно, смело, и зло отступает под натиском священного подвига. Прекрасные царевны как идеал женской красоты наполняли царство прекрасным образом любви. И гусляры то царство славили!

Существенным содержанием национальной культуры являются устное народное творчество, народно-прикладное искусство и музыка. Поэтому в основу этой работы легло широкое использование элементов национального народного творчества, которые направлены вносить в сознание детей совершенно новую струю, содержащую в себе огромный спектр национальных традиций русского народа, исторического развития и становления

Живопись лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

Мир прекрасного всегда рядом. Главное, чтобы душа была открыта его восприятию Войди в этот мир, где свободно и радостно, и тогда ты вновь увидишь, как прекрасны распустившийся цветок, необозримые дали, цветущий луг, как высоки и светлы облака.

В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей при применении декаративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях. В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства различных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладения приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы),координация руки и глаза. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития математических представлений. В процессе занятий у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевая трудности, доброжелательное отношение к товарищам при высказывании оценочных суждений о своих работах. Встреча с искусством, обучение детей видению прекрасного в жизни и в искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты-все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с ним происходит обогащение души ребенка, воспитывается любовь к своей Родине. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину-задача особенно актуальная. Вопрос в том, как и какими методами воспитывать. А для этого нет лучшего пути ,чем знакомство с мастерством народных умельцев, народными промыслами. Это позволяет детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.

  • Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (дымковская игрушка, хохломские изделия)
  • Формировать представления о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, прибаутки)
  • Обогащать музыкальные впечатления детей посредством знакомства с колыбельной песней
  • Воспитывать интерес к русской народной сказке

Актуальность выбранной темы обусловлена следующими факторами:

  • целью современного образования, которое воспитывает и развивает личность ребенка в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ
  • изучение народных росписей способствует эстетическому воспитанию и развитию дошкольников
  • занятия по росписи оказывают психотерапевтическое воздействие на детей: уверенность в себе, спокойствие, ощущение радости, чувство защищенности

Многие ремесла уже позабыты, многое утрачено и наша задача помнить и возрождать эти потери, чтобы наши дети видели и знали, на что были способны их предки. С начала детям бывает трудно-они не понимают старинных названий предметов быта, элементов росписи, но постепенно втягиваются, проявляют интерес, ждут новых для себя открытий. Формы работы разные: путешествие в сказку, превращение в мастеров-художников, экскурсия в гончарную мастерскую. Так же, знакомство с каждым новым видом народного промысла можно начинать с просмотра компьютерной презентации, из которой дети узнают историю возникновения того или иного вида художественной росписи, его узоры и элементы, используемые цвета, технику рисования, знакомятся с изделиями данной росписи. Дети творят для себя, от собственной радости и для собственной радости. Потому-то их творчество так радостно и так «гениально» Дети не мыслят категориями символов. Никто из ребят не думает к примеру, о том, что солнце-значит богатый урожай. Творчество для ребенка является выражением радости бытия, красоты и гармонии мира, вызывающих в нем подъем чувств. В средней группе дети знакомятся с дымковской росписью, ее элементами, а также с дымковской игрушкой. На занятиях дети овладевают техникой рисования узоров кистью: тонкие линии-кончиком кисти, широкие-всей кистью с нажимом, и др. Познав основные элементы росписи и используя их в своих работах, дети отличали народные игрушки от других. Дальше ребята продолжают знакомство с Абашевской игрушкой, Полхов-Майданской, узнают новый вид росписи-Хохломская роспись. В работе можно использовать разные виды деятельности: рисование, лепка из пластилина и глины, пластилинография, разные виды аппликации.

Занимаясь декоративным творчеством, ребенок овладевает необходимыми для него техническими приемами, что способствует развитию двигательных ощущений, а главное-мелкой моторикой, ведь детям приходится прописывать мелкие элементы росписи. Развивается точность движения пальцев, тренируя мелкие мышцы рук. Наличие художественно-творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому способности следует развивать как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом способствует развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

Результаты работ всегда вызывают положительные эмоции. Дети с большим удовольствием дарят свои поделки родителям и группе.

Знакомить детей с народно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности. Все виды изо-деятельности можно дополнять и музыкальным воспитанием. Знакомство происходит с фольклором, обычаями, обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Несомненно развивается речь детей, так как ребята узнают множество новых слов, разучивают наизусть фольклор, слова к народным подвижным играм. Так дети знакомятся с народным праздником «Масленница», заучивали заклички, веснянки. Узнали про православный праздник «Пасха», после чего расписывали пасхальное яйцо. Познакомились с праздником Рождество Христово, узнали историю возникновения праздника, его традициях, узнали как празднуют в других странах.

Знакомство с произведениями народных мастеров способствует развитию творческих возможностей у детей, формирует творческое начало, обогащает личность

Поддерживая интерес детей к русскому народному искусству, мы приоткрываем дверь в сокровищницу русской национальной культуры и интерес, который мы пробудили у ребят, поможет им открыть эту дверь настежь!

Список использованной литературы

  1. Доронина, Н. Васнецово царство / Рябово.