Современное общество активно выдвигает новые требования к обучению учащихся, которые ставят своей целью формирование инициативных и коммуникабельных людей, творческих личностей с новым типом мышления, способных принимать решения с потребностью в постоянном самообразовании и быстро ориентирующихся в меняющейся жизненной ситуации.
При традиционном подходе к образованию это трудно выполнимо. Чтобы реализовать эти требования, учителю необходимо применять на уроках методы активного взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Активные методы обучения дополняют традиционные методы посредством изменения позиции учащихся с пассивно потребительской на активно преобразующую, т.е. ученик занимает субъектную, активную позицию по отношению к учителю, другим учащимся или индивидуальным средствам обучения, таким, как компьютер, рабочая тетрадь, или учебник.
Применение данных методов позволяет достичь основных целей изучения истории и обществознания в школе:
- развивать способности учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода,
- формировать умение осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
- формировать у учащихся общественную систему ценностей, осмысляя закономерности общественного развития и осознавая приоритет общественного интереса над личным, уникальность каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе;
- развивать навыки исторического анализа и синтеза,
- формировать понимание взаимовлияния исторических событий и процессов.
Учитывая многообразие подходов при классификации активных методов обучения, я предлагаю использовать наиболее очевидный способ их классификации - адресный, то есть определяющий направление использования того или иного способа на уроке. Возникает возможность разделить весь арсенал педагогических воздействий, причисляемый к активным и интерактивным методам обучения, всего на три группы: индивидуальные, групповые и фронтальные, который представлен в таблице:
Активные методы преподавания |
||||
Индивидуальные |
Групповые |
Фронтальные |
||
Аудиовизуальные средства |
Деловые игры |
Тренинг |
||
• Учебник
|
• Работа в группах
|
• Опорные сигналы
|
• Ролевые
|
Например, работая в 5-6-х классах и столкнувшись с проблемой т н «свободных рук» учащихся, я использую метод предметного рисования: я решила использовать эту ситуацию и разрешила учащимся рисовать в тетради непосредственно на уроке и даже ставлю оценки, но только в том случае, если рисунок отражает тему урока.
Одним из эффективных приемов, который можно использовать на разных этапах урока считаю "Понятийное колесо". В центре доски пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова-ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.
Приступая к работе над темой «Древнее Двуречье» в центре пишу ключевое слово, а вокруг него, соединенные лучами слова-ассоциации (основные понятия), которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока: Двуречье (Междуречье), шумеры, мифология, религия, клинопись, искусство. В конце урока детям можно предложить самостоятельно заполнить недостающие места: например, Ур и Урук, Висячие сады Семирамиды, «отец школы», «сыновья школы».
Например, на уроке истории Древнего мира по теме «Искусство Древнего Египта» этот прием можно использовать на этапе закрепления нового материала: одни дети, самостоятельно работая с учебником, вносят такие понятия, как пирамиды, Большой сфинкс, храмы, обелиски, гробница фараона Тутанхамона, трон фараона, мумия фараона, чудеса света. Другим, более сильным можно предложить заполнить это колесо без использования учебника.
В 10 классе приём «понятийного колес» использовала на стадии «Вызов» с целью актуализировать уже имеющиеся у учащихся знания о Смутном времени. Ребята получают задание охарактеризовать понятие «Смута», пообобрать к этому слову синонимы, словосочетания, ассоциации. Возникает вот такая картина:
Эта схема создает условия для формирования новых знаний об этом противоречивом времени в истории государства Российского.
Активно использую метод кубирования, который позволяет рассмотреть тему с разных сторон. Этот подход предусматривает использование кубика с написанным на каждой грани указанием направления мысли. Его я подсмотрела на уроках биологии. Этот метод позволяет увидеть и понять многогранность, а порой и противоречивость жизни человека и общества. Он позволяет находить множество признаков, характерных черт, особенностей событий и явлений (ребятам иногда требуется не куб, а многогранник), помогает вычислить недостающие звенья. С его помощью можно рассматривать явления, события с различных сторон, позиций, выделяя при этом «светлых» и «темных» сторон, положительные и отрицательные признаки и последствия.
Например, изучение в старших классах на уроках обществознания феномена человека. Человек может быть рассмотрен как результат эволюции животных видов, как уникальное в природе разумное существо, обладающее сознанием, как субъект экономической, политической, социальной и духовной сфер общества, как носитель ценной информации, как самая страшная угроза для природы. Этот приём можно использовать как при изучении нового материала, так и при проверке домашнего задания.
Особенно актуален это прием на заключительном уроке-дискуссии , посвященном эпохе Ивана Грозного и его личности, чтобы рассмотреть противоречивость эпохи и личности царя. На кубе отражены многочисленные стороны личности русского царя, ребята, работая в группах должны привести примеры, соответствующие выпавшей стороне куба. Например:
1) Иван Грозный- тиран и деспот
А) Деспотические наклонности Ивана Грозного, которые начали проявляться уже в 12 лет, привлекая "Истории о великом князе Московском" Андрея Курбского, где говорится , что Иван IV проливал кровь бессловесных животных, сбрасывая их с высоких крылец и теремов или в 15 лет начал людей губить. В компании со сверстниками на лошадях стали избивать и грабить простых людей, мужей и жен. Курбский говорит, что все это не только слышал от Ивана Грозного, но и сам видел, как на деле исполнялось. Б) Подозреваемых в измене Иван Васильевич придумал кипятить в котле. В один раз Иван Грозный казнил в Москве 300 человек. В Новгороде во время опричной экспедиции в течение пяти недель каждый день топил от 500 до 1500 человек, жестоко убивал женщин и детей.
В) Жестоко и бессердечно поступил Иван Грозный с искусными мастерами, зодчими Бармой и Постником Яковлевым, построившим храм в честь взятия Казани. Он приказал ослепить их, если верить легенде. Сегодня храм Василия Блаженного (Покровский собор) в числе семи чудес России. А сколько еще замечательных творений создали бы они, украшая Русь!
2) Положительная оценка деятельности молодого государя
В книге Пашкова "Хроника правлений и событий рассказывается, что в первые годы правления течение молодой царь находился под влиянием священника Сильвестра и дворянина А.Ф. Адашева. В этот период правилом для царя и его приближенных были мудрая умеренность, человеколюбие, дух кротости и мира. Например, царь приказал собрать в Москву со всех концов России представителей разных народностей. Он выступил перед народом с пламенной речью, в которой каялся перед народом о принесенном ранее зле и обещал исправиться, стоять за справедливость. "Отныне я судья ваш и защитник",- так закончил свою речь Иоанн. Алексею Адашеву было поручено принимать челобитные от бедных, сирот, обиженных. Народ вместе с царем плакал от умиления.
3) Царь-«устроитель»
- меры, которые принял царь к просвещению России.( В страну из-за рубежа пригласили более 150 человек - художников, аптекарей, типографов, лекарей, ремесленников и других специалистов, но Ливонский орден воспрепятствовал их прибытию. И только несколько человек тайными путями добрались до Москвы")
- упорство царя в достижении цели:
а) присоединение Казанского ханства и взятие хорошо укрепленного города: три похода , сам возглавлял войско в походе. Несмотря на отчаянное сопротивление, Казань была взята. Когда он возвратился в Москву, его сплошной стеной встречал народ. Царь обратился к народу с речью. Теплой и искренней была встреча. Вся Россия пребывала в радости. Царь дал торжественный обед в Большой Грановитой Палате, был весел и щедр.
Б) Другое славное завоевание - Астраханское ханство. Громкое имя покорителя ханств позволило Иоанну возвыситься среди государей стран Европы и Азии и послужило возвеличиванию России. В состав России стали проситься другие народы, ища защиты и покровительства, в т.ч. Сибирское ханство.
В) Многочисленные внутренние преобразования:
- Впервые в 1549 году основан Земский Собор (сословно - представительный орган при царе). На нем были представлены основные сословия государства: дворянство, духовенство, высший слой горожан (купечество, посадские люди), крестьянство.
- В 1550 году принят новый Судебник. Он наделял Боярскую Думу правом законодательного органа страны, увеличивал плату за пожилое. Подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день.
- Созданы приказы, каждый из которых ведал определенными делами.
- В 1551 году созван церковный Собор (Стоглавый), он привел к единству церковные обряды, канонизировал местных святых.
- В 1556 году - реформа местного самоуправления: наместники стали получать жалованье, вместо «кормления». Местное население само выбирало управителей: губных старост - из землевладельцев (губа - округ), земских старост - из черносошных крестьян и излюбленных голов (в городах).
- В 1550 году - военная реформа: ограничение местничества на время военных действий. Появление стрелецких полков, служивших за жалование.
4) Безнравственное поведение царя и его окружения.
Ребята со ссылкой на письмо Андрея Курбского Ивану Грозному указывают злодеяния, которые творили опричники с ведома царя: "девушек собрав невинных, за собою их в подводах возят и бесстыдно чистоту их растлевают, не удовлетворяясь уже своими пятью или шестью женами".
«В Москве заведено гостей напоить до беспамятства. А если кто этого не делает - позор ему и посрамление.»
И у самого царя его приближенные часто пировали. Много пили и ели. Под утро расходились, да еще и не все". Такой разврат и пьянство не считались пороком.
5) Примеры раскаяния и религиозности царя
Иван Грозный тяжело переживал смерть первой жены Анастасии, убийство любимого сына Ивана, совершенное в гневе. Испытывая раскаяние, он велел составить список жертв своего ужасного правления (синодики), который перед его смертью в 1584 г. вырос до 3000 с лишним имен. Копии этого списка, вместе с денежными пожертвованиями, были разосланы по крупнейшим монастырям России с распоряжением молиться за упокой их душ.
6) Примеры мудрости в политической деятельности:
А) Иван IV установил торгово-дипломатические отношения с Англией во время правления королевы Елизаветы, затем Марии. Англичане открыли торговый путь в Россию, которым воспользовались и другие страны, например, Голландия"
Б) После взятия Казани царь разослал в разные концы бывшего ханства призывы переходить в российское подданство с обещанием сохранить за населением мусульманскую веру, занимаемые ими знмли, защитить от врагов. Под воздействием царских грамот башкирские и удмуртские племена запросились №под сильную руку русского царя».
Несколько граней на кубе можно оставить незаполненными, чтобы подвести ребят к одному из наиболее сложных вопросов: оценке опричнины. Здесь в работе над дискуссией ребята приведут многочисленные примеры
а) опричного террора:
- выселение землевладельцев с родовых земель и передача их опричникам, массовые казни, насилия над боярами, заподозренными в измене (с опорой на исторический документ историка А.Г. КУЗЬМИНА :
«Опричнина - одна из самых трагических страниц русской истории.Террор, какового не бывало, по крайней мере, после татаро-монгольского нашествия: беспрестанные и бессмысленные казни людей, служивших государству; десятки тысяч новгородцев, спущенных в Волхов, - такового не было ни при одном ливонском, литовском или шведском нашествие».
Результаты опричнины- страна разорена…пример -новгородский погром
Иван Грозный устроил новгородский погром в результате, было казнено с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей. По сообщению русской повести о разгроме Новгорода Иван велел обливать новгородцев зажигательной смесью и затем, обгорелых и ещё живых, сбрасывать в Волхов. Священники и монахи после различных издевательств были забиты дубинами и сброшены туда же. Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число убитых достигало полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500−600 человек, считались счастливыми. Шестую неделю царь провёл в разъездах с опричниками для грабежа имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, избит скот
Приблизительно погибло от 10 до 15 тысяч человек во время Новгородского погрома
Из Новгорода Грозный отправился к Пскову. В Пскове царь собственноручно убил игумена Псково-Печерского монастыря Корнилия. Об убийстве преподобного рассказывает Третья Псковская летопись, упоминает Андрей Курбский, а также «Повесть о начале и основании Печерского монастыря» (конец XVI века)
Б) Однако после работы с цитатой из исторического труда А.Платонова: «Смысл опричнины состоял в борьбе государственной власти , опиравшейся на 2служилвй класс»(дворян-помещиков) против могущественной княжеско-боярской знати, потомков удельных князей. Важнейшим результатом опричнины был разгром боярско-княжеского землевладения, являвшегося основой могущества старой феодальной знати»
Таким образом, ребята за внешней стороной исторического явления увидят, что российская государственность путем жестокого контроля повернула на самодержавный путь развития и ускоренную централизацию русского государства.
Все это вместе взятое в конце урока позволит сделать вывод, что противоречивая личность Ивана Грозного оказала большое влияние на ход истории.
С одной стороны, выросла территория, решены многие внешнеполитические проблемы на востоке. С другой стороны, не решены проблемы на западном направлении. Страна приобрела там противников в лице Швеции, Литвы, Польши, которые уже скоро заявили о себе.
С одной стороны, Россия стала сильным централизованным государством. С другой стороны, обезлюдивание страны, истребление лучших умов Отечества, что не способствовало в дальнейшем ни экономическому, ни культурному развитию страны.
Холопство, введенное Иваном Грозным, опричнина, деспотизм, терроризм так глубоко пустили свои корни в нашей истории, что избавиться от них непросто. И непросто потому, что, как мы видим, оценка всего этого не только отрицательная, но и положительная: «Жестокость Ивана Грозного есть порождение суровой эпохи» (Н.М.Карамзин) Об этом же говорит и тот факт, что в проекте "Имя Россия. Исторический выбор 2008" Иван Грозный получил большое количество голосов.
При изучении нового материала: развитие логического мышления, познание нового через ассоциации, привлечение внимания и интереса к проблеме, использование опоры на старые знания. Активизация мышления, создание реального образа.
При закреплении: запоминание ключевых моментов, осознание полученных знаний и себя в них, уточнение неясностей.
При обобщении: повторение изученного, систематизация знаний, осмысление логических связей.