Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) школьники должны уметь применять полученные знания на практике [1]. Невозможно достичь этой цели без создания педагогических условий для самостоятельного получения, освоения и осмысления знаний. Задача современного учителя - не давать знания школьникам, а создать условия и мотивацию формирования комплекса умений для самообучения. Помощником учителю в этом вопросе выступает «интерактивное обучение». Термин interactive learning (англ.) обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, руководителем) [2].
Основной целью обучения в законодательстве Российской Федерации является - целостное развитие личности ученика [3]. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя - обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии.
Применение интерактивных технологий и средств обучения превращают обычный урок в диалог учитель-ученик, ученик-ученик, где все становятся равноправными участниками образовательного процесса, учитель становится консультантом, помощником в приобретении знаний, диалоговое общение приобретает черты взаимодействия, способствующие совместному решению задач. Положительно влияет на развитие самостоятельности, активности, формирование коммуникативных навыков, развитие познавательной и мыслительной деятельности учащихся [4].
В своей педагогической практике я использую следующие интерактивные методы:
«Микрофон». Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон», обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод. Метод «Микрофон» используется мною на уроке по темам «Информационные ресурсы и сервисы в сети Интернет», «Обработка информации» и др.
«Мозговой штурм». Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание. Провожу мозговой штурм по теме «Безопасность в Интернете».
«Обучая - учусь». Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обсуждение и закрепление учебного материала. Данный метод можно применить на уроке по темам «Представление информации в компьютере», «Как мы познаём окружающий мир» и др.
«Два, четыре - вместе». Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит общее обговаривание вопроса. Метод «Два, четыре - вместе» применяю на уроках по алгоритмизации и программированию.
«Выбери позицию». Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятия правильного решения. Метод использую на уроке, где рассматриваю положительные и отрицательные стороны Интернета.
«Совместный проект». Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом. Данный метод можно применить, например, при изучении темы «Моделирование».Учащиеся делятся на три группы. Каждой группе предлагается составить описание «Планеты Земля»: первой группе с точки зрения математики (диаметр, толщина атмосферы и земной коры, длина экватора и меридиана и т.д.); второй группе с точки зрения русского языка (сочинение-описание); третьей группе с точки зрения изобразительного искусства (рисунок).После обсуждения полученных результатов учитель знакомит с другими представлениями «Планеты Земля»: глобус, географическая карта. Учащихся формируют понятие «модели», самостоятельно выделяют некоторые виды материальной модели и информационной.
«Кластер». Сворачивание большого объема информации в наглядную схему. Составляем кластеры по темам «Носители информации», «Моделирование и формализация», «Разновидности объектов и их классификация» и др.
Интерактивных форм и методов обучения очень много и все они побуждают к творческой познавательной деятельности учащихся, создают атмосферу повышенного интереса.
При подготовке к урокам по теме «Устройство компьютера», использую задания творческого характера, например:
- Вам поручили подключить новый компьютер. Вы подключили все устройства. При включении компьютера изображения нет. Определите, что может быть причиной возникновения проблемы.
- Может ли быть компьютер без…(монитора, жесткого диска, дисковода оптических дисков, клавиатуры, мыши, процессора, оперативной памяти).
- Может ли иметь смысл наличие в компьютере двух экземпляров…(монитора, жесткого диска, дисковода оптических дисков, клавиатуры, мыши, процессора, оперативной памяти).
- Имея в наличии некоторые запчасти компьютера и схему материнской платы, попробуйте собрать все в единое целое (имеется процессор, материнская плата, оперативная память, шина, жесткий диск).
Используя такие несложные упражнения, учащиеся более точно начинают представлять назначение устройств компьютера.
В современном мире существуют множество онлайн-сервисов и программ-оболочек для разработки интерактивных заданий.
Учащимся нравится выполнять различные «Веб-квесты». Задания для веб-квеста разрабатываю в таких программах как:Learningapps.org или Quizlet [5]. Эти конструкторы предназначен для разработки интерактивных заданий по разным предметным дисциплинам и для применения на уроках и во внеклассной работе. Также в данной программе уже представлен огромный выбор готовых учебных заданий по различным предметам и темам. Например, в 8 классах при объяснении темы «Системы счисления» можно использовать всевозможные интерактивные задания, разработанные в приложениеLearningapps.org. Ученики могут проверить свои знания в таких играх как «скачки» и «кто хочет стать миллионером», самостоятельно или вместе с другом, что дополнительно мотивирует учащихся на правильное решения заданий.
Каждый учитель хочет видеть результат своей работы: что учебный материал хорошо усвоен учениками, что они уверенно оперируют изученным материалом, могут применять знания в новых условиях. Поэтому мною часто используется метод шестиугольного обучения. Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства. Для того чтобы облегчить распечатку шестиугольников использую шаблон, которым может воспользоваться каждый учитель (https://www.classtools.net/hexagon/).
В разработке компьютерных заданий, которые можно использовать при работе с интерактивной доской, удобно пользоваться программой HotPotatoes. HotPotatoes - универсальная программа-оболочка, позволяющая преподавателям создавать интерактивные тренировочно-контролирующие упражнения в формате HTML. Приложение позволяет создать кроссворды, упражнения на заполнение пробелов, создание теста на поиск соответствие, тест на выбор альтернатив и коротких ответов, создание теста - перепутанные предложения [6].
Для создания контрольных и самостоятельных работ в виде теста с вводом ответа учитель может воспользоваться программой MyTest. Это система программ, в которую входят программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов. Учитель может отслеживать результаты учащихся в режиме онлайн и корректировать свою дальнейшую работу.
Он-лайн ресурс www.wooclap.com позволяет оперативно провести опрос учащихся. Перейти к вопросу учащиеся могут со своих телефонов или через QR код или по ссылке. Статистика ответов видна на экране.
В интерактивных методах обучения рефлексия один из важных этапов современного урока. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, как можно применить полученные знания в будущем.
На этапе рефлексии можно использовать следующие подсказки:
- «Хочу спросить…»
- «Для меня сегодняшний урок…»
- «Самое трудное для меня…»
- «Как вы оцениваете свои действия и действия группы?»
Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек).
Включение интерактивных технологий делает процесс обучения результативнее. Главный результат - это горящие глаза обучающихся, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Интерактивные технологии позволяют делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью.
Литература
- ФГОС ООО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo
- Интерактивные методы обучения - Словарь справочник по корпоративному обучению [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sberuniversity.ru/edutech-club/glossary/937/
- Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://docs.cntd.ru/document/902365651
- Интерактивное обучение: современные технологии на уроках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/interaktivnye-formy-i-metody-obucheniya
- LearningApps.org - interaktiveundmultimedialeLernbausteine [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://learningapps.org
- HotPotatoesHomePage [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hotpot.uvic.ca