Раздел 1. Пояснительная записка
Цели и содержание программы определены в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (М..: Просвещение, 2010), Примерных программ по учебным предметам, письмом МОН РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» и определяются задачами творческого овладения новым стандартом, технологиями, формами организации самостоятельной творческой деятельности учащихся.
Место курса в учебном плане.
В учебном плане ОУ на элективный курс в 9 классе отведен 1 час.
Данная рабочая программа разработана для обучения учащихся 9 классов МБОУ СОШ № 42 им. Х.Мамсурова г.Владикавказа.
Структура документа
Рабочая программа элективного курса представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; задачи и цели курса; календарно-тематическое планирование; содержание программы учебного предмета, перечень учебно-методических средств обучения, приложение.
Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень точности и лаконичности связной речи.
Курс рассчитан на 17 часов.
Работа в школе доказывает необходимость создания системной работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению задания 1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текста.
Сжатое изложение считается трудным заданием. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию, т.е. сжатие воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.
На занятиях можно организовать практикумы по самопроверке и взаимопроверке пробных изложений с указанием баллов за данный вид работы.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей выпускников.
Раздел 2. Задачи и цели курса
Задачи курса
- овладеть и практически использовать в школьной практике при подготовке к итоговым испытаниям основные идеи модернизации образования, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС);
- способствовать в оптимальные сроки совершенствованию в школьной практике предметных и метапредметных умений учащихся, способствующих оптимизации результатов овладения устной и письменной речью;
- способствовать созданию оптимальных условий для успешного формирования коммуникативной компетенции, внедрению современных образовательных технологий для достижения достойных воспитательных и образовательных результатов в форматах итоговой аттестации. развивать системное мышление; осознавать качество и уровень усвоения информации, осуществлять контроль и коррекцию собственных действий; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Цели курса
- Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе;
- познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку;
- дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету;
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» являются:
- понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа;
- воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранят чистоту и поддерживать нормы литературного языка;
- расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;
- способность к продуцированию текстов разных жанров;
- 5) стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.
Метапредметными результатами освоения выпускниками программы курса:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
- способность преобразовать полученную в процессе прослушивания информацию;
- адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прослушанного текста;
- умение свертывать и преобразовывать прослушанный текст ;
- владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как слово, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки;
- использование полученных знаний в повседневном общении.
Предметными результатами освоения выпускниками программы курса:
- расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;
- закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;
- овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил;
- овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;
- 7) осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.
Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение Первое задание работы ОГЭ в 9 классе - это написание сжатого изложения по тексту.
Сжатое изложение - это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика нужно прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация - то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
Дата проведения
|
№ |
Тема учебного занятия |
Вид деятельности |
Кол-во часов |
|
план |
факт |
1 |
Вводное занятие. Цели и задачи курса |
Введение в курс |
1 |
|
|
2 |
Знакомство КИМ ОГЭ. 9 класс. |
Знакомство с КИМ |
1 |
|
|
3 |
Что такое изложение? Что такое сжатое изложение? Алгоритм написания сжатого изложения. |
Схема-алгоритм написания сжатого изложения |
1 |
|
|
4 |
Понятие микротемы. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
|
Выделение микротем в тексте, составление плана |
1 |
|
|
5 |
Подготовка рабочих материалов к изложению Выделение микротем. Составление плана |
Составление плана текста, разноуровневые задания. Анализ текста |
1 |
|
|
6 |
Приёмы компрессии исходного текста. Разделение информации на главную и второстепенную |
Изложение, анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения, словарная работа. |
1 |
|
|
7 |
Приемы компрессии текста. исключение второстепенной информации. Отработка приёма исключение. |
Конспектирование, словарная работа. |
1 |
|
|
8 |
Приемы компрессии текста. Обобщение исходной информации за- счёт перевода частного в общее. Отработка приёма обобщение. |
Практикум |
1 |
|
|
9 |
Замена как прием компрессии текста. |
Практикум |
1 |
|
|
10 |
Практическое занятие по сокращению текста с использованием всех ранее изученных приемов компрессии текста. |
Практикум |
1 |
|
|
11-12 |
Написание сжатого изложения |
Практикум |
2 |
|
|
13 |
Классификация речевых и грамматических ошибок Анализ и исправление ошибок. |
Теоретическое обучение |
1 |
|
|
14 |
Итоговая работа. Написание сжатого изложения |
Практикум |
1 |
|
|
15 |
Анализ и исправление ошибок. |
Практикум |
1 |
|
|
16 |
Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения |
Подведение итогов деятельности учащихся после изучения курса |
1 |
|
|
17 |
Резерв |
|
1 |
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем |
Максимальная нагрузка учащегося, |
Из них |
||
Теоретическое обучение |
Практическая работа |
Самостоятельная работа |
||
Введение |
2 |
2 |
||
Обучение сжатому изложению |
11 |
8 |
2 |
1 |
Анализ ошибок |
2 |
1 |
1 |
1 |
Итого |
16 |
11 |
3 |
2 |
Раздел 4. Содержание программы учебного курса
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса (1ч)
Цели и задачи курса.
2. Знакомство с образцами КИМ ОГЭ.9класс. (1ч)
Особенности экзаменационной работы. Знакомство с КИМ за 9 класс. Оценка уровня речевого развития учащихся.
3. Что такое изложение? Что такое сжатое изложение? Алгоритм написания сжатого изложения. (1ч)
Понятие об изложении. Понятие о сжатом изложении..Алгоритм написания изложения.
4. Понятие микротемы. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. (1ч)
Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем. Работа по абзацному членению текста.
5. Подготовка рабочих материалов к изложению. Выделение микротем. Составление плана (1ч)
Подготовка рабочих материалов к изложению. Выделение микротем. Составление плана. Словарная работа. Изложение каждой микротемы .
6-10. Приемы компрессии текста. (5ч)
Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. - 1ч
Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) -1ч
Замены:
-замена однородных членов обобщающим наименованием;
-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
-замена предложения или его части указательным местоимением;
-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
-замена сложноподчинённого предложения простым - 1ч
Исключения:
- исключение повторов;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких из синонимов.
Слияния:
- слияние нескольких предложений в одно и т.д.- 1ч.
Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии.-1ч
11-12. Написание сжатого изложения . (2ч)
Выделение микротем.
Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы. Словарная работа.
13. Классификация речевых и грамматических ошибок Анализ и исправление ошибок. (1ч)
Классификация речевых и грамматических ошибок. Анализ ошибок. Работа над ошибками.
14. Итоговая работа. Написание сжатого изложения(1ч)
Составление плана. Компрессия текста. Написание изложения .
15. Анализ и исправление ошибок.
Работа над ошибками.
16. Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения(1ч)
Раздел 5. Перечень учебно-методических средств обучения
1.Сборник ОГЭ по русскому языку под ред И.П.Цыбулько.2021, изд Национальное образование,2021г.
2.Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2020: Ростов н/Д: Легион,2020.
3.Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие/ В.Н.Александров, О.И.Александрова. - 2-е изд., испр. - Челябинск: Взгляд, 2017.
4. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2012.
5. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - М.: Просвещение, 2012.
6. Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. - М.: Эксмо, 2012.
7. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М. : Просвещение, 2013.
8. Иванов В.В., Одинцов В.В., Смолицкая Г.П. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Просвещение, 2010.
9. Лекант П.А., Леднева В.В. Школьный орфоэпический словарь. - М.: Просвещение, 2013.
7. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М.: Просвещение, 2009.
10. Николина Н.А. Школьный словарь лингвистических терминов. - М.: Русское слово, 2012.
11. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. - М.: АСТ, 2013.
12. Розенталь Д.Э., Теленкова М. Словарь трудностей русского языка. - М.: Айрис-Пресс, 2013.
13. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2007.
12. Ушаков Д.И., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М.: Дрофа, 2013.
14. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: ВАКО, 2011.