Методическая разработка урока по ФГОС в 5-м классе "Непроизносимые согласные в корне слова"

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: Непроизносимые согласные в корне слова


Класс: 5.

Автор УМК: Предметная линия учебников под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. 5-9 классы. Русский язык. 5 класс.2019.

Тип урока: Урок систематизации ЗУН.

Цель урока:

  • актуализировать знания о правописании непроизносимых согласных в корне слова;
  • отработать умения подбирать проверочные слова;
  • правильно писать проверяемые, непроверяемые, непроизносимые согласные в корне слова.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: научить детей вырабатывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; одновременно осозная себя как индивидуальность и как члена группы.
  2. Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова; уметь правильно писать слова с проверяемыми, непроизносимыми согласными в корне слова, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться способами проверки согласных в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова.
  3. Метапредметные: применение приобретенных знаний; умений и навыков, анализ языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Формы организации учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы и технологии: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций.

Необходимое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

(На всех этапах урока использую здоровьесберегающие технологии)

ЭОР(презентация) https://shareslide.ru/russkiy-yazyk/prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazyka-5-6

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цели и задачи урока учащимся, чему должны научиться

Приветствие.

Тема нашего урока: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

Слушают учителя. формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания, участвуют в диалоге с учителем

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию автора)

II. Актуализация знаний

- Наша задача состоит в том, чтобы уметь не только находить эти слова, но и правильно подбирать проверочные слова. Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?
- Расскажите, что вы знаете об этой орфограмме из начальной школы.

Отвечают на вопросы.
Строят понятные высказывания.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других

Учебное действие

Внимание на экран.
- На экран вынесены слова. Что вы заметили? Запишите слова, доказывая написание непроизносимой согласной, подчеркните орфограмму:

чес?ный, извес?ный, мес?ный, счас?ливый, прелес?ный

второй столбик:
вкус(?)ный, ужас(?)ный, опас(?)ный

Организует и сопровождает деятельность учащихся.

Выполнение упражнения 48, с.28
Подчеркните непроизносимые согласные, подберите проверочное слово.

Контролирует правильность выполнения заданий

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся, их называют непроизносимыми согласными. Написание таких слов надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные «в», «д», «л», «т» в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки четко произносятся

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные:
Осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные:
Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

III. Выявление затруднений

- Проверка слов: подбор проверочных.
- Что обозначает слова «ненастный»?
Найдите толкование слова «доблесть» в словаре (несколько учащихся работают с толковым словарем).
- написание слов, которые нельзя проверить мы определяем по орфографическому словарю.

Слушают, рассматривают словари

Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные:
Осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные:
Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- А сейчас работа с тренажером.
ЭОР (тренажер) http://kid-mama.ru/neproiznosimye-soglasnye-v-korne-slova-onlajn-trenazher-po-russkomu-yazyku/

Формулируют цель учебной деятельности. Знакомятся с заданием, слушают учителя. Под руководством педагога составляют план работы над заданием. Задают вопросы для уточнения информации.

Познавательные:
извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные:
Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

V. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Выполнение упражнений 49, с. 28.
Учитель сопровождает деятельность учащихся

Выполняют упражнение. Учащиеся осуществляют контроль(самоконтроль, взаимоконтроль)
Комментируют написание непроизносимых согласных.

Познавательные:
Самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные:
Самостоятельно планируют необходимые действия, операции

VI. Включение в систему знаний и повторение

- Подведем итоги.
- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают вывод

Познавательные:
Приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные:
Исправляют, дополняют ответы одноклассников.
Коммуникативные:
Формулируют собственные мысли.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Домашнее задание:
Параграф10, упр.50, с 28 (подобрать заголовок к тексту, выполнить задания к упражнению)

-Что нового вы узнали на уроке?
- Какой этап урока вам понравился больше всего, а какой вызвал затруднения?
- Дайте оценку своей работе

Познавательные:
Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий.
Регулятивные:
Оценивают свою работу.
Коммуникативные:
Строят небольшие монологические высказывания.

ЭОР (тренажер) http://kid-mama.ru/neproiznosimye-soglasnye-v-korne-slova-onlajn-trenazher-po-russkomu-yazyku/