Новые векторы развития образовательной системы в условиях перехода ФГОС – ФГОС 21

Разделы: Русский язык

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Сегодня государство уделяет особое внимание развитию образования обучающихся. Об этом свидетельствуют четкие требования к результатам обучения (личностным, метапредметным, предметным) [5] и разработка «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года» [4], все чаще высшие государственные чины говорят о необходимости перестройки отечественных форм образования. Бесспорно, на это влияют не только развитие новых образовательных технологий, но и вызвавшая широкий общественный резонанс новая коронавирусная инфекция (COVID-19). Мир изменился. Подход к образованию стал иным. Теперь дистанционная форма обучения не является чем-то эфемерным. Все это, с одной стороны подтверждает, что мы достигли той опасной черты, когда образование современных детей уходит в информационное интернет-поле и чревато серьезными последствиями для безопасности нашей страны, а, с другой стороны, создает благоприятную ситуацию для изменений в теории и практике образования.

Сегодня перед образованием стоят серьезные вызовы: неблагоприятная эпидемиологическая обстановка; отсутствие экономического развития в школах; столкновение процессов глобализации и регионализации; рост националистических и ксенофобских настроений, экстремистских проявлений у подростков; криминализация молодежной среды; превалирование декларативных моральных норм над реально действующими в обществе; плохая координация взаимодействия социальных институтов; кризис традиционной семьи; стремительное развитие потребительского общества; возрастание роли СМИ, «информационные войны», проникновение информационных технологий во все сферы человеческой жизни.

Образование ищет новые методы работы, которые будут способствовать наилучшему усвоению учебного материала, реализации образовательных программ, раскрытию творческого потенциала школьника, развитию его коммуникативных навыков, его конкурентоспособности, развитию в социуме.

Сейчас образование вышло на новый уровень, но вместе с тем, дети теряют

«общественное ядро», они обучаются путем открытой глобализации, внедряя новые IT- технологии во все сферы жизнедеятельности.

Острой необходимостью является установление баланса между социумом и технологиями, которые развивает этот социум.

Следует отметить и тот факт, что не все субъекты современной социализации и образования на должном уровне справляются со своей задачей. Речь идет о традиционных субъектах: семье, школе, педагогах, детском коллективе. Люди всё чаще стали предпочитать общение в социальной сети реальному «живому» общению. Это связано с целым рядом как объективных, так и субъективных факторов, на которые повлиять сможет лишь новое поколение, однако, ни без помощи своих более опытных коллег.

За время пандемии, необходимо признать, накоплен уникальный опыт решения проблем образования его участниками. Педагоги выступили в качестве новаторов, смогли в кратчайшие сроки освоить новые образовательные ресурсы, помогли родителям и детям освоить их, не отошли от основной стратегии образования и позволили сконцентрировать внимание на новых инновационных площадках и возможностях.

Сегодня можно зафиксировать ряд новых векторов развития образования, которые позволили бы ответить на серьезные вызовы, стоящие перед ним. Сосредоточимся на трех из них, потому что, они связаны с тенденциями развития современного образования и ролью педагога в этом процессе.

Первый вектор. Дистанционное обучение. Интенсивно развивающееся в последнее время дистанционное образование может иметь особое значение для воспитания и личностного роста человека любого возраста. Такие его принципы как: свобода выбора времени и темпа обучения, отсутствие фиксированных сроков обучения; свобода в выборе места обучения; переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу

«образование через всю жизнь»; переход от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - знания доставляются человеку; свободное развитие индивидуальности [2] создают уникальные обстоятельства для воспитания принципиально важных для жизни в современном обществе качеств учащихся, таких как: самостоятельность, предприимчивость, инициативность, ответственность, независимость, самокритичность, которые в свою очередь, позволяют растущему человеку осознанно вести себя в социальной среде, избегая ненужных рисков.

В то же время дистанционное образование порождает и определенные трудности, так как происходит в большей мере вне непосредственного контакта как самих обучающихся (это важная основа процесса воспитания), так и между учеником и педагогом. Из этого следует необходимость поиска форм компенсации данного недостатка в процессе обучения, то есть формы обучения при дистанционном образовании требуют изменений.

В связи с информационными технологиями можно говорить и о тех негативных моментах, которые они могут внести в процесс образования. Именно угрозы в этой сфере сегодня рассматриваются как одни из основных для социальной, прежде всего, информационной безопасности подрастающего поколения.

Второй вектор. Субъектность. Ученик и учитель сейчас выполняют равноправные роли субъектов в процессе обучения. Она заключается в осознанном и деятельностном отношении к окружающему миру, определению себя в нём как личности, что, вне всякого сомнения, является положительным фактором нового уровня образования, способствует развитию личности ученика, однако, обилие таких отношений провоцирует обучающегося всё чаще относиться к учителю, как к другу, товарищу, как к равному себе. Это провоцирует все большее непонимание между педагогами и учениками, которые всё чаще говорят о своих правах, но не об обязанностях, к сожалению.

Третий вектор. Гибкость. Неопределённые, неупорядоченные отношения между участниками образовательного процесса проявляются излишней уступчивостью, отказом от первоначальных позиций каждого участника образовательного процесса. Это делает современное образование гибким, что, несомненно, имеет как позитивные, так и негативные стороны.

Отметим, что такая гибкость способствует ускоренной реализации всех образовательных тенденции современного мира. И педагоги, и ученики, и родители активно идут на контакт, ищут подходы и способы взаимодействия, решают всё новые и новые задачи обучения, поставленные государством. Однако, такие взаимоотношения укореняют принципиально новые социальные связи, порождают нестабильную психотравмирующую атмосферу в образовательном социуме.

Реальность показывает нам, что основу построения новой системы образования должны составлять междисциплинарные научные знания о человеке и о личности как феномене историческом, антропологическом, психологическом, культурологическом, социальном, философском и педагогическом, а также о развитии тех обществ, в которых живет человек. Такие знания можно получить путем реализации полисубъектной стратегии [3] образования, использования воспитательного потенциала современных форм и методов образования, где акцент необходимо возлагать на реализацию воспитательных функций педагога.

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 года № 16).
  3. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности (концепция) / Ред. Н.Л.Селиванова. - М.: УРАО «ИТИП», 2009. 64 с.
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 204 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».