Урок русского языка "Словосочетание". Тема: «Репортаж как жанр публицистики». 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: жанр, публицистический стиль, репортаж


Тип урока: Изучение нового материала (1-й урок).

Цель урока: дать представление о репортаже как жанре публицистики.

Задачи:

  • Образовательные: создать условия для повторения понятия публицистического стиля текста, жанров публицистики; познакомить с жанром репортажа, его строением; для формирования умения редактировать и создавать собственное речевое высказывание в жанре репортажа, отличая его от жанра заметки
  • Развивающие: создать условия для развития:
    • личностные УУД: уметь выбирать целевые установки для своих действий, принимать решения;
    • регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу, определять последовательность действий, прогнозировать, осознавать уровень усвоения;
    • коммуникативные УУД:
      • уметь планировать совместное учебное сотрудничество, строить речевые высказывания;
      • знаково-символические УУД: уметь моделировать учебный материал, выделять существенное;
    • познавательные (общеучебные) УУД:
      • уметь использовать выборочное, ознакомительное, беглое чтение; владеть средствами самоконтроля; оценивать свою учебную деятельность; определять проблемы собственной учебной деятельности; определять причинно-следственные отношения компонентов объекта; осуществлять перенос ЗУНов в новую ситуацию;
      • обогащать и усложнять словарный запас, овладевать выразительными свойствами языка.
  • Воспитательные: воспитывать познавательную активность; формировать умения сотрудничать, пропагандировать здоровый образ жизни.

Средства обучения: мультимедийная презентация, словари, дидактические материалы (распечатки текстов разных жанров, схема на доске)

Оборудование: мультимедийная презентация, распечатки текстов на партах, учебники.

Ход урока

Презентация

I этап. Мотивация учебной деятельности и целеполагание

Задачи этапа: Ученики учатся формулировать тему урока, задачу урока, обосновывать её актуальность, определять проблемы собственной учебной деятельности

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Внимание! Мы ведем прямой репортаж из кабинета №23 школы «22, где в эти минуты начинается урок развития речи в 8 классе. Сегодня ребятам придется немало потрудиться.

Я не случайно именно так начинаю наш урок. Ведь сегодня речь пойдет об одном из самых интересных жанров публицистики. И вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить?

- Но прежде всего, давайте вспомним, что вы знаете о публицистическом стиле?

(используется в газетах, журналах, в передачах на радио и телевидении, в выступлениях на митингах и собраниях)

Какова задача публицистического стиля? (воздействовать на массы посредством общественно значимой информации, назначение публицистического стиля — сообщая, убеждать, воздействовать на массы, формировать у людей правильное отношение к общественным проблемам)

- Вспомним речевую ситуацию п.с.: 1-м, о/о, воздействие на массы.

- Какие жанры публицистики вам известны? (заметка, репортаж, интервью, очерк, эссе).

II этап урока. Актуализация и пробное учебное действие

Задачи этапа: Ученики, рассуждая над высказыванием лингвиста, опираясь на свои знания, выводят понятие репортажа, где встречается, работают со словарем.

Сегодня в центре нашего внимания РЕПОРТАЖ.

- Знаете ли вы, что такое репортаж? Где можно встретить, услышать репортаж?

Известный лингвист Г.Я.Солганик сказал: «Репортаж – глаза и уши читателя».

- Как вы понимаете его слова?

- Подберите к слову репортаж однокоренные слова.(репортер)

- Человек, создающий репортаж, - репортер.

- Так что же такое репортаж? Обратимся к словарю.

Репортаж-сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в газетах, по радио, телевидению) (Словарь С.И.Ожегова).

Репортёр – журналист, доставляющий в газету сведения о фактах и событиях местной жизни.

- Какая задача стоит перед автором репортажа?

(рассказать о событии так, чтобы слушатели и читатели увидели его на самом деле).

III этап урока. Комплексное применение знаний

Задачи этапа: Знакомство с различными видами репортажа, сравнение с другими жанрами публицистики (заметка).

- Рассмотрите два текста. О чем рассказывается в каждом из них? Подумайте, который из них может быть репортажем?

- А к какому жанру относится второй текст (№1)

- Наша задача научиться отличать репортаж от информационной заметки.

Вернемся к текстам.

Что общего и различного в этих текстах?

Репортаж

Заметка

1. Сообщается о каком-либо важном событии.

1. Сообщается о каком-либо общественно-важном событии

2. Личность автора присутствует.

2. Личность автора отсутствует, в тени.

3. Изображает событие как процесс.

3. Событие как факт.

4. Всегда проявляется отношение автора к событию.

 

- Репортаж какого комментатора был бы вам интересен? Какой репортаж интересно было бы слушать и читать?

(разбирающегося в том, о чем говорится, эмоционального)

- Рассказ о Н.Н.Озерове(ученик)

- Физминутка

Вот такими задорными, яркими были репортажи Н.Н.Озерова.

IV этап урока. Самостоятельная работа с обсуждением и проверкой.

Этап выполнения формируемой деятельности учащимися.

Задачи этапа: учиться анализировать текст, выявить необходимые условия при создании репортажа.

Обратимся к упр.361 в учебнике.

- Какие советы дает Н.Н.Озеров начинающим корреспондентам?

Как вы думаете, советы Озерова относятся только к спортивному репортажу или к репортажу на любую тему?

Составим памятку для тех, кто пишет репортаж.

Памятка.

  1. Отобразить самое главное из того, что происходит.
  2. Выразить свое отношение к событию.
  3. Так писать о событии, чтобы его увидели на самом деле (в красках, в деталях, отражать важные факты).

- Единых правил для написания репортажей нет, каждый автор пишет по-своему. Но все-таки выделяют композиционные части.

V этап урока. Выполнение формируемой деятельности учащимися

Задачи этапа: учиться находить композиционные части репортажа и определять их содержательную составляющую.

Вы сегодня уже читали и слушали репортажи.

С чего начинались эти репортажи? (вступление, зачин)

- Давайте рассмотрим два варианта зачина.

Чем различаются эти варианты зачинов?

Какой, по вашему мнению, подошел бы к репортажу? (сложные предложения, обособленные члены предложения утяжеляют зачин, делают его растянутым, медленно развивающимся)

Простые односоставные неполные предложения, разговорные формы создают так называемый «эффект присутствия»

ЗАЧИН ДОЛЖЕН БЫТЬ ДИНАМИЧНЫМ.

Что мы узнаем из зачина? (где, когда и с кем происходит действие)

Почему необходимо, чтобы зачин был динамичным?

(репортаж – рассказ с места событий, процесс) (в резерве упр.125.)

Центральная часть репортажа – рассказ о событии.

Прочитайте репортаж, скажите каков тип речи этого текста? (повествование)

Слова какой части организуют повествовательный текст?

Глаголы

- Какие это глаголы? В какой временной форме преобладают глаголы в данном тексте?

- Глаголы настоящего времени.

Попробуйте прочитать этот текст, заменяя глаголы наст.времени на гл. прош. времени. Какой из этих текстов вам кажется динамичнее, события развиваются быстрее.

Правильно, глаголы настоящего времени создают впечатление «сиюминутности».

Также могут использоваться формы прошедшего времени совершенного вида, краткие причастия.

Вернемся к тексту. Какая часть текста не вписывается в центр.часть репортажа?

- Концовка.

О чем говорится в концовке?

- Краткий вывод, оценка автора происходящих событий.

Итак, вот мы с вами познакомились с жанром репортажа.

Но у нас сегодня на уроке присутствовал необычный гость – корреспондент школьной газеты. Послушайте его репортаж.

- Можно ли сказать, что выступление РЕПОРЕРА – репортаж?

Почему?

Это был рассказ с места событий, использовались простые конструкции, которые создают впечатление «сиюминутности», автор сам присутствует на уроке, высказывает свою оценку по отношению к происходящему, анализ событий.

Спасибо репортеру за его кропотливую работу!

VI этап урока. Рефлексия учебной деятельности

Задачи этапа: учиться владеть средствами самоконтроля; оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности.

А сейчас давайте еще раз вспомним основные отличительные признаки репортажа.

На листочках запишите признаки репортажа, которые вы запомнили.

  • 3 пр. - «3»(уд.)
  • 4 пр. - «4»(хор.)
  • 5 пр. - «5»(отл.)

VII этап урока. Домашнее задание

Задачи этапа: на следующем уроке развития речи мы продолжим работу над репортажем.

Д.З.

  1. Напишите репортаж (5-7 предложений) на любую из тем «На уроке русского языка», «На концерте», «На соревнованиях».
  2. Подчеркните глаголы. Укажите, в какой временной форме глаголы вы использовали.