Цель: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника, научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата, закреплять вычислительные навыки, развивать логическое мышление, умение рассуждать.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Планируемые результаты
Предметные:
- познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника
- чертить геометрические фигуры по заданному размеру.
- знать свойства квадрата, уметь отличать квадрат от других геометрических фигур.
Личностные:
- оценивать собственную деятельность;
- проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения;
- позитивное отношение к решению возникшей проблемы;
Метапредметные умения:
- использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
- проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы;
Коммуникативные умения:
- проявлять инициативу и активность на уроке.
- формулировать высказывание, используя новые математические термины;
Регулятивные умения:
- по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока.
Оборудование: проектор, ПК, учебник «Математика» 2 класс, часть 2, под ред. М.И.Моро и др.; линейки.
Педагогические технологии:
- Компьютерные (новые информационные технологии обучения)
- Групповые технологии
- Игровые технологии
- Информационно-коммуникативные технологии
- Технология проблемного обучения
- Здоровьесберегающие технологии
Ход урока
I. Оргмомент
Прозвенел у нас звонок,
Начинается урок.
Посмотрите все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
II. Актуализация знаний
1. Ребусы на полях с.34.
2. Работа над задачами.
- Из поездки на юг Таня привезла 16 ракушек, а магнитов на 5 меньше. Сколько сувениров привезла Таня?
- На катке было 28 детей. С катка ушли 7 мальчиков. Сколько детей осталось на катке? (21)
3. Логическая задача.
- Кузнец подковал пару лошадей. Сколько подков ему понадобилось? (8)
- На тарелке 6 груш. Одну из них разрезали пополам. Сколько груш лежит на тарелке?
III. Самоопределение к деятельности
У вас на партах лежат конверты с геометрическими фигурами. Соберите из них автомобиль, а я соберу его на доске.
- Рассмотрите внимательно свои автомобили. Из каких геометрических фигур они состоят и сколько их? (из кругов, квадратов, прямоугольников).
- Какие фигуры имеют прямые углы? (квадраты, прямоугольники)
- Что вы знаете о прямоугольнике? (противоположные стороны прямоугольников равны).
- Какие фигуры составляют кабину автомобиля? (квадраты).
- Что вы можете сказать о сторонах квадрата? (у квадрата все стороны равны).
- Сформулируйте тему урока. (квадрат)
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа.
- Как называют людей, которые ремонтируют автомобили? (автослесари).
Давайте попробуем себя в этой профессии и разберем автомобиль. (учитель разбирает один из автомобилей на отдельные фигуры).
- Чем похожи квадрат и прямоугольник? (прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны).
- Чем они отличаются? (у квадрата все стороны равны).
Проверим это. (учитель путем перегибания сравнивает стороны квадрата - противоположные и смежные).
- А теперь давайте отремонтируем кабину. Для этого нужно вычислить ее периметр. Давайте вспомним, что такое периметр? Нам известно, что длина одной стороны равна 5 см. Можно ли вычислить ее периметр? Как это сделать? (кабина квадратная, а у квадрата все стороны равны. Значит, остальные стороны кабины также будут иметь длину 5 см. Для того чтобы вычислить периметр квадрата, нужно число5 взять 4 раза. 5+5+5+5=20 см).
2. Работа по учебнику.
№ 1, 2 с.34 - устно.
- Прочитайте правило. Совпадает ли оно с нашим выводом?
V. Физминутка
Много ль нам, ребята, надо
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом ещё кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень - очень
Развесёлый чудачок.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику.
- Как правильно начертить квадрат?
№ 3 с.34 (начертить в тетради квадрат и найти его периметр)
№6 с.34 - составить задачу по выражению и решить ее.
№ 7 с.34 - решить уравнения.
№4 с.34 - решить с проверкой у доски
VII. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
Ребята, у нас получился большой и очень насыщенный урок. Скажите, с какими геометрическими фигурами мы работали на сегодняшнем уроке?
- Что такое прямоугольник? Что такое квадрат?
Стихи (рассказывают заранее подготовленные дети)
1.
Как окно прямоугольник,
Аккуратный, словно школьник.
Он похож на дверь, на книжки,
И на ранец у мальчишки.
На автобус, на тетрадку,
На большую шоколадку.
На корыто поросенка
И на фантик у ребенка.
2.
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его квадрат.
- Были ли у вас моменты, которые вызвали затруднения?
- Что вам понравилось?
- А вы знаете, как из прямоугольника сделать квадрат? (учитель показывает)
- С каким настроением вы уходите с урока? Покажите смайлики.
VIII. Подведение итогов урока
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- Все ли вам было понятно?
- Какое задание вам показалось самым трудным?
- Оценки за урок.
Домашнее задание №5 с.34