Программа составлена на основе программы географии 5-9 классы общеобразовательных учреждений / [А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин и др.] - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014.
Учебник География России. Хозяйство. Регионы Авторы Е.А. Таможня. Под ред. В.П.Дронова. -3 изд., дораб. и доп. - М.: Вентана - Граф,2014
Количество часов всего: 68, часов в неделю: 2 часа
1. Нормативно-правовые документы
Рабочая программа разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований ФГОС ООО, основной образовательной программы ООО школы, программы для среднего (полного) общего образования по географии М: Вентана Граф Составители: Душина И.В., Пятунин И. др. 2012г.
В обязательной части учебного плана отводится на изучение образовательной области «География» в 9 классе 2 часа в неделю, 68 часа в год.
Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам.
Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.
2. Содержание курса
Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Учебно-методические задачи:
- сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;
- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- развивать картографическую грамотность школьников;
- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
В структурном отношении курс состоит из двух частей: «Природа и население России» и «Хозяйство и регионы России», которые, в свою очередь, подразделяются на введение и семь разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», «Население России», «Природный фактор в развитии России», «Хозяйство России», «Природно-хозяйственные регионы России», «Россия в современном мире».
Раздел «География отраслей и межотраслевых комплексов»
Тема «Топливно-энергетический комплекс»
Содержание раздела (темы)
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Понятие «топливно-энергетический баланс».
Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа. Системы трубопроводов.
Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов. Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭКи проблемы окружающей среды.
Тема «Металлургический комплекс»
Содержание раздела (темы)
Конструкционные материалы. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы страны. Чёрная металлургия. Традиционная и новая технологии получения проката. Типы предприятий чёрной металлургии и факторы их размещения. География чёрной металлургии России.
Цветная металлургия: отраслевой состав и значение отрасли. Факторы размещения предприятий. Основные черты географии металлургии лёгких и тяжёлых цветных металлов на территории страны. Проблемы и перспективы развития комплекса. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды.
Тема «Химико-лесной комплекс»
Содержание раздела (темы)
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса. Роль химической промышленности в составе комплекса, отраслевой состав и основные факторы размещения.
Лесная промышленность: география лесных ресурсов, отраслевой состав, факторы размещения предприятий. Лесопромышленные комплексы.
География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы.
Проблемы и перспективы развития комплекса. Химико-лесной комплекс и окружающая среда.
Тема «Машиностроительный комплекс»
Содержание раздела (темы)
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Особенности технологического процесса. Факторы и особенности размещения предприятий машиностроительного комплекса.
География науко-, трудо- и металлоёмких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий основных отраслей оборонно-промышленного комплекса.
Проблемы и перспективы развития комплекса. Машиностроительный комплекс и окружающая среда.
Тема «Агропромышленный комплекс»
Содержание раздела (темы)
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения и типы предприятий АПК.
Сельское хозяйство: отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и пригородная специализация отраслей сельского хозяйства. Главные районы размещения животноводства и земледелия.
Пищевая и лёгкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры размещения.
Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.
Тема «Инфраструктурный комплекс»
Содержание раздела (темы)
Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Особенности разных видов транспорта. Понятие «транспортная система». Важнейшие транспортные магистрали и узлы на территории страны. Показатели работы транспорта. Понятия «грузооборот», «пассажирооборот». Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России. География сухопутного, водного и других видов транспорта.
Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны, размещение.
Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение в хозяйстве, диспропорции в размещении, перспективы развития.
Проблемы и перспективы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на окружающую среду.
Тема «Экологический потенциал России»
Содержание раздела (темы)
Окружающая среда. Источники загрязнения окружающей среды и экологические проблемы в России. Экологический потенциал России, его региональное и глобальное значение.
Рациональное использование природных ресурсов, мониторинг экологической ситуации, конценция устойчивого развития.
Планируемые результаты изучения раздела (темы)
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «топливно-энергетический баланс», «специализация», «комбинирование», «коопе-рирование», «химизация», «урожайность», «грузооборот», «пассажирооборот», «транспортная система», «окружающая среда». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Приводить примеры: отраслей в составе МОК, видов предприятий, ландшафтов разной степени антропогенного изменения.
Понимать: значение отраслей и МОК в хозяйстве страны; особенности размещения, проблемы и перспективы развития важнейших межотраслевых комплексов и отраслей хозяйства России; причины природных и антропогенных изменений, пути сохранения качества окружающей среды на территории своего государства; значение экологического потенциала России на региональном и глобальном уровнях.
Показывать по картам: главные районы (базы) и центры топливной промышленности, электроэнергетики, чёрной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, машиностроения, животноводства и растениеводства, лёгкой и пищевой промышленности, производственной и социальной инфраструктуры; регионы с экологически благоприятными и неблагоприятными условиями.
Определять по картам: факторы и особенности размещения предприятий разных отраслей хозяйства. Определять по статистическим материалам: показатели развития отдельных отраслей хозяйства, тенденции их развития; место РФ в мире по запасам отдельных видов природных ресурсов, производству отдельных видов продукции и услуг.
Устанавливать взаимосвязи между: отраслями хозяйства в составе МОК; факторами и особенностями размещения предприятий разных отраслей хозяйства; природными условиями и зональной специализацией сельского хозяйства.
Составлять краткую географическую характеристику баз топливной промышленности, металлургии, химико-лесного комплекса по типовому плану.
Оценивать особенности, тенденции, проблемы развития отдельных отраслей хозяйства России, современные экологические проблемы России. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для наблюдения и оценивания изменений в структуре хозяйства страны в целом и своей местности, для самостоятельного поиска географической информации об изменениях в структуре экономики России и их оценке, об экологической ситуации в России, её оценке; проведения наблюдений и геоэкологического мониторинга за объектами своей местности, оценки их изменений; чтения карт экономико-географического и эколого-географического содержания.
Раздел «Природно-хозяйственные регионы России»
Тема «Принципы выделения регионов на территории страны»
Содержание раздела (темы)
Понятие «районирование». Виды районирования территории России.
Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения.
Зона Севера и основная зона расселения и хозяйственного освоения.
Крупные природно-хозяйственные регионы на территории страны: Центральная Россия, Европейский Север, Северо-Западный, Поволжский, Европейский Юг, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный регионы.
Тема «Общая комплексная характеристика Европейской части России»
Содержание раздела (темы)
Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства регионов европейской части России.
Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.
Тема «Центральная Россия»
Содержание раздела (темы)
Состав региона. Преимущества столичного, соседского и транспортного положения. Высокая степень освоенности региона.
Центральная Россия - историческое, политическое, экономическое, культурное, религиозное ядро российского государства.
Основные черты природы и природные факторы развития территории: равнинность территориии, неравномерность размещения полезных ископаемых, благоприятность климатических условий для жизни человека и развития земледелия, наличие крупных равнинных рек, преобладание лесных ландшафтов.
Основные природные ресурсы: минеральные (железные руды КМА, фосфориты Кировской области), лесные и рекреационные. Дефицит большинства видов природных ресурсов.
Высокая численность и плотность населения, преобладание городского населения. Крупные города и городские агломерации. Социально-экономические проблемы сельской местности и древних русских городов.
Культурно-исторические и архитектурные памятники. Ареалы старинных промыслов.
Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала. Специализация хозяйства на наукоёмких и трудоёмких производствах, возможности развития высоких технологий. Достаточно высокий уровень развития социальной инфраструктуры.
Наличие продуктивных сельскохозяйственных угодий страны. Развитие пригородного сельского хозяйства. Социальные, экономические и экологические проблемы региона.
Внутрирегиональные различия Московский столичный регион.
Тема «Европейский Север»
Содержание раздела (темы)
Состав региона. Специфика географического положения региона. Влияние геополитического и соседского положения на особенности развития региона на разных исторических этапах.
Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, богатство минеральными ресурсами, влияние морских акваторий на климат региона, избыточное увлажнение территории, богатство внутренними водами, неблагоприятные условия для развития земледелия. Различия природных условий и ресурсов Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера.
Этнический и религиозный состав, культурно-исторические особенности, расселение населения региона. Города региона.
Специализация хозяйства региона: развитие ТЭК, металлургии, химико-лесного комплекса. Роль морского транспорта и проблемы развития портового хозяйства.
Социальные, экономические и экологические проблемы.
Тема «Северо-Западный регион»
Содержание раздела (темы)
Состав региона. Особенности географического положения в разные исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым сообществом. Особенности географического положения Калининградской области.
Особенности природы и природные факторы развития территории Северо-Запада: чередование низменностей и возвышенностей, следы древнего оледенения, влияние приморского положения на умеренность климата, избыточное увлажнение и богатство региона внутренними водами. Местное значение природных ресурсов.
Новгородская Русь - район древнего заселения. Старинные русские города - культурно-исторические и туристические центры.
Высокая плотность и преобладание городского населения. Санкт-Петербург - северная столица России, его роль в жизни региона.
Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территориии. Слабое развитие сельского хозяйства Отрасли специализации разных областей района: судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК, туристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы портового хозяйства. Свободная экономическая зона «Янтарь» и её перспективы.
Социальные, экономические и экологические проблемы.
См. продолжение программы