Использование татарских подвижных игр-состязаний на уроках физической культуры как метод развития физических качеств и привития любви к национальной культуре

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: татарские подвижные игры-состязания


Вступление

Все свое детство я провел в татарской деревне, но почему-то сейчас, когда я пытаюсь вспомнить наши детские игры, на ум приходят только общеизвестные «Прятки», «Вышибалы» и «Выше ноги от земли». Никакого национального колорита - просто детские забавы с мячом и массовая беготня по двору. Поэтому хотелось более подробно изучить татарские подвижные игры в своей теме самообразования, в последующем применить на практике, то есть на уроках физической культуры.

Конкретно разработанных сборников татарских подвижных игры и состязаний для применения на уроках физической культуры я не нашел. Поэтому возникло желание систематизировать имеющиеся игры и собрать их как сборник для дальнейшего внедрения в рабочую программу по физической культуре.

Цели:

  • Популяризация подвижных игр и состязаний.
  • Изучение истории возникновении татарских игр и состязании.
  • Анализ научной литературы в области изучения организации подвижных игр и состязании с учащимися 6-17 лет. Обобщение литературных данных.
  • Дать полное описание игр и состязаний.
  • Применение и внедрение татарских подвижных игр и состязаний на уроках физической культуры.
  • Создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр состязаний через включение их в совместную деятельность.

Задачи:

  • Разработать сборник татарских подвижных игр и состязаний для уроков физической культуры с последующим применением их в качестве дополнительного материала к рабочей программе.
  • Внедрить на уроки физической культуры те виды игр и состязаний, которые соответствуют конкретным разделам программы.
  • Научить школьников национальным татарским играм и состязаниям.
  • Активизировать двигательную активность посредством подвижных игр и состязаний.
  • Познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр-состязаний и возможностью использования их при организации досуга.
  • Формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств.
  • Создавать условия для проявления чувства коллективизма.
  • Развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и также эмоционально-чувственную сферу.
  • Воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм, как наследию и к ведению здорового образа жизни.
  • Дать возможность каждому ребёнку побывать в движении во время урока.
  • Формирование у учащихся сознания необходимости подвижных динамических пауз для сохранения собственного здоровья.
  • Овладение навыкам работы в команде

В результате освоения подвижных игр учащиеся должны:

иметь представление:

  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  • о способах изменения направления и скорости движения;
  • о народной игре, как средстве подвижной игры;
  • об играх разных народов;
  • о соблюдении правил игры

уметь:

  • выполнять комплексы упражнений, направленных на формирование правильной осанки;
  • выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
  • играть в подвижные игры;
  • выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
  • выполнять строевые упражнения;
  • соблюдать правила игры

Ожидаемый результат:

  • Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
  • Развитие умений работать в коллективе.
  • Формирование у детей уверенности в своих силах.
  • Умение применять игры самостоятельно.

Человек с малых лет начинает учиться взаимодействию с обществом посредством игр. Малыш, принимая участие в ролевых играх, проигрывает различные жизненные ситуации, что, по мнению педагогов, является очень важным для формирования его навыков общения, работы в команде и развития индивидуальных особенностей.

В подвижной игре ребенок развивает такие качества, как ловкость, выносливость, умение мыслить в нестандартной ситуации. Вырабатываются и лидерские черты, а также благодаря духу соперничества у человека появляется умение правильно определять цель и двигаться к ее достижению, несмотря на преграды. Таким образом, подвижные игры становятся неким тренажером для развития упорства, желания добиться победы, что, несомненно, важно для дальнейшей успешности взрослой личности.

Большое значение играют народные состязания и игры. Помимо развития физических и психологических качеств у человека, народные игры дарят знания о традициях предков. Не зная истоков своего народа, можно вырасти «Иванами, родства не помнящими». Поэтому один из важнейших рычагов педагогики - прививать любовь к своей истории, поддерживать народные традиции, развивать их. Такое учение приносит не только удовлетворение от интересного увлекательного действа, но и воспитывает глубокие патриотические чувства. Патриот своей страны знает и ценит наследие прошлого.

На Руси Великой проживает испокон веков множество народов, владеющих бессмертным богатством обычаев и традиций, передаваемых от отцов детям. Многие обычаи как раз отражены в народных играх.

Так, татарские игры и состязания в основе своей имеют традиции татарского народа, невероятно интересные и самобытные. Игроки демонстрируют не только физические умения, но и качества, присущие настоящим национальным героям:

  • смелость,
  • смекалку,
  • красоту мысли,
  • грациозность движений,
  • ловкость,
  • быстроту реакции,
  • выносливость,
  • волю к победе.

В период зарождения игр в них присутствовали только конкретные действия, отображающие трудовую или бытовую активность. Со временем, как любое другое явление, игры трансформировались, развивались, вбирали в себя больше информации из различных источников и сфер деятельности.

Игра - самый благодатный образовательный метод. В ходе игры ребенок узнает много нового и полезного, но при этом получает большое удовольствие, а доказано, что учение с увлечением приносит намного больше пользы.

Причем развитие личности происходит сразу в нескольких направлениях: повышается двигательная активность, развиваются мыслительные способности, закладывается психологическая основа, вырабатываются воспитательные навыки, формируется эстетическая сторона. Таким образом, смело можно говорить о том, что развитие гармонично развитой личности невозможно без участия в играх и состязательной деятельности.

Дети - как губка впитывают все, что видят. Так и игры, которые были прерогативой взрослых и проводились в конкретные особые дни и праздники, стали достоянием подрастающего поколения. Фольклорная основа, лежащая в основе национальных игр, стала доступна людям всех возрастов, ведь культурные традиции не принадлежат конкретно одной возрастной группе населения. Дети впитывают в себя обычаи и традиции родного народа с младенчества, нет обособленности детей от взрослых. Однако те же дети по мере своего взросления и постижения новых знаний, которыми не обладали их родители, способны развивать и преобразовывать имеющиеся народные традиции, сохраняя, тем не менее, национальный колорит. Общественный строй может меняться, но фольклорное начало остается неизменным. Эти «предания старины глубокой» - фундамент для народных игр, которые не теряют своей актуальности и популярности у взрослого населения, детей и подростков.

Особенности татарских народных игр

Взаимосвязь между национальными чертами и интернациональными в народных играх велика. Это неудивительно. Народы имеют свое могучее наследие, свою великую историю, свои традиции, которые живы до сих пор. И в играх, как раз, дети начинают знакомство с этим народным наследием, доставшимся им от пра-пра-прадедов. Заинтересованность ребенка перерастает постепенно во много большее, нежели просто интерес к действу, участником которого он становится. Идет воспитание патриотизма, ответственности перед своей Родиной, глубокого уважения к наследию своей страны, любви к Отечеству. Сначала это еще неосознанные чувства, но чем старше человек становится, тем серьезнее он относится к тому, что он гражданин своей страны, потомок великого народа с богатой историей.

Татарские состязания и игры взаимосвязаны с историей татарского народа, его обычаями, вероисповеданием, бытом. Народные игры - одна из существенных областей культуры татарского народа.

Одна из ярких отличительных черт татарских народных игр - состязательность. В ходе соревнования игроки эмоционально реагируют на промахи и удачи, могут импровизировать для достижения успеха. Также в татарских народных играх участники проявляют дух коллективизма, товарищества.

Татарские народные игры, к сожалению, изучены недостаточно. К этой теме обращались А.Риттих, К.Фукс, П.Знаменский, однако информация подобрана не слишком скрупулезно и полно. Авторы приводили только описание некоторых состязаний, не углубляясь в основу игр. Нет информации о татарских народных играх и у Е.Покровского, известного исследователя национальных традиций. Однако Н.Исанбет, Н.Семенов, Х.Гатина и Я.Ханбиков уделили теме развития и содержания народных татарских игр большое внимание.

Татарские народные игры весьма лаконичны, но в то же время с ярким содержанием, поэтому вполне доступны для восприятия детьми и увлекательны. Благодаря состязательным действиям с фольклорной составляющей ребенок может не только расширить кругозор, узнать новое для себя, но и сопоставить различные ходы для успешного выполнения задания, а также активизировать мыслительный процесс и творческую фантазию. Кроме того, с помощью игр незрелая личность быстрее эмоционально и психологически взрослеет, развивается. Ученые не зря считают, что игры - это ведущая деятельность для детей, поскольку состязательный и соревновательный процесс приводит к формированию качеств, которые пригодятся во взрослой жизни человеку.

Значительная часть татарских народных игр отведена народному фольклору в виде шуток, считалок, которые делают обычную активность более интересной и вызывающей положительные эмоции. Детям нравятся считалочки и стишки, а если они сопровождают активные действия, то подобный художественно-спортивный тандем дает положительный результат - ребята не только повышают двигательную активность, но и получают эстетическое развитие.

Существует множество типов народных игр. Это и состязания со жребиями, и с подарками, и упражнения на ловкость, силу, быстроту, и всевозможные хороводы, стихи, песни. Интересны вариации с завязанными глазами, с использованием символических образов, костюмированные игры, сезонные соревнования, состязания с метательными снарядами и другим спортивным инвентарем. Часто татарские народные праздники сопровождаются традиционными играми. К примеру, На Сабантуе (празднике плуга) татары собираются на народное гуляние, где потчуют гостей исконно национальными блюдами, исполняют народные песни и пляски, играют в игры. Соревновательный ритуал особенно развит. Традиционные для Сабантуя битье горшков, скачки на лошадях, испытание шестом, схватки на бревне, перетягивание каната и другие забавы превращают праздник в яркое шоу, где задействован каждый участник, чтящий традиции народа.

В момент таких развлекательных мероприятий идет подсознательное воспитание населения с учетом культурных ценностей народа, его идеологии, его достижений во всех сферах жизнедеятельности.

Ценность народных игр как повышение двигательной активности

Для развития человека важно, чтобы у ребенка с малых лет хорошо работали все мышцы тела. Недаром в дошкольных учреждениях и образовательных заведениях одной из важных дисциплин считается физическая культура. Ребенок, который занимается спортом, лучше развит, нежели сверстники, ведущие пассивный образ жизни. У него правильно развивается скелет, мышечная система. Нет проблем с осанкой. Легкие получают достаточное количество кислорода, а значит, насыщаются и все внутренние органы. Благодаря физической активности развивается и мозг, обогащенный кислородом. А в процессе игр и другой соревновательной деятельности формируется мышление, умение быстро реагировать на различные ситуации. Поэтому дети, которые с удовольствием играют, быстрее усваивают новые знания. Кроме того, подвижные игры, в которых ребенок может быть и победителем, и побежденным, вырабатывает различные эмоции, что благотворно влияет на развитие психической системы.

Ориентиры для состязательных мероприятий

Без игры жизнь ребенка будет скучна. Ведь он потеряет возможность получать приятные эмоции, принимая участие в процессе, а востребованность для маленького человека очень важна, так как он должен для правильного восприятия различных ситуаций проигрывать их.

Поэтому педагоги используют игру в воспитательных и образовательных целях. Народные игры хороши также тем, что в их основе колорит национальный, они ярко отображают деятельность народа в различных областях жизни, отношение к труду, своей земле, землякам.

В играх идет воспитание таких качеств, как мужество, выносливость, ловкость, быстрота реакции, сообразительность, смелость, творческая фантазия, выдержка, находчивость, терпение, стремление добиться результата.

Для проведения развлекательно-познавательных мероприятий, к которым относятся игры, выбирают площадки на улицах и в помещении, в зависимости от сезонности и тематической направленности. Это имеет значение, чтобы донести до участников колорит народных состязаний, обычаев. Великие умы современности, такие как Е.Покровский, К.Ушинский, Д.Колоцца и другие, отмечали в своих трудах, что мало просто проводить с ребенком подвижные игры, нужно заниматься просветительской деятельностью, донося до молодых умов оригинальность обычаев и самобытность народов. Эти авторы рекомендовали как можно больше собирать именно народные национальные игры, считая их одним из способов погружения молодого поколения в народную культуру, изучения языковых особенностей наций.

Для развития личности важно, чтобы художественное, физическое, эстетическое и интернациональное начала были в гармонии. Без этого невозможно вырастить достойного гражданина своей страны. Именно народные игры становятся таким инструментом для духовного обогащения подрастающего поколения. Чтобы воспитать человека, бережно относящегося к своей национальной культуре, способного развивать народные традиции и оберегать культурное наследие страны, необходимо, чтобы с малых лет человек был погружен в благодатную среду, в которой развивались бы его патриотические чувства.

Народные игры: инструкция, описание, сюжетная составляющая

Чтобы мероприятие было не только развлекательным, но и обучающим, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Предоставить содержание игры.
  2. Объяснить сюжет.
  3. Объяснить правила.
  4. Разучить пошагово игру.
  5. Провести мероприятие.

Важно понимать, что без объяснения сюжетной линии и правил поведения участникам будет сложно уловить колорит игры. Значит, будет упущен важнейший обучающий аспект.

Среди разнообразных народных татарских игр особенно популярны:

  • "Бег с яйцом", или "Йоморка салынган калакны кабып йогерү".
  • Перетягивание каната, или "Аркан тарту".
  • Бег в мешках, или "Капчык киеп йогерү".
  • Бой петухов, или "Әтәчләр сугышы".
  • Скачки на лошадях, или "Ат ярышлары".
  • "Кто первый?", или " Кем беренче?".
  • Борьба, или "Көрәш".
  • Прыжки в длину, или "Ераклыкка сикерү".
  • Борьба с мешками, или "Капчыклар белән көрәшу".

Подвижные игры - любимые состязания, без которых не обходится ни один татарский праздник. Многие забавы театрализованы. В этих соревнованиях принимают участия все от мала до велика, игры не терпят возрастных ограничений. Если человек знает обычаи своего народа, ему не придется объяснять смысловую нагрузку игр. Но детям важно рассказать, что это за игра, как она появилась, в чем особенность обычаев. Нужно использовать для объяснений наглядный материал, с иллюстрациями. Возможна небольшая доступная для детского восприятия презентация, в которой будут показаны предметы быта народа, особенности истории нации, предметы искусства. Разучивание стихов и считалок, а также национальных песен - отличное художественно-эстетическое дополнение. Когда эти знания усвоены, можно объяснять сюжетную линию игры, объяснить, что должен делать ведущий и игроки.

Вот несколько подвижных игр с описанием:

«Продаем горшки», или "Чулмәк сату уены".

Описание: Участвуют две группы игроков. Первая, образующая круг, - «горшки». Эти участники стоят на коленях. Вторая группа - «владельцы горшков». Эти участники находятся за «горшками», стоят, заложив руки за спину. Ведущий вне круга. Он подходит к одному из «владельцев» и заводит беседу: «Дружок, продай горшок!» - «Покупай». - «Сколько дать тебе рублей?» - «Три (пять и другое количество) отдай». После этих слов ведущий столько раз трогает ладонью «владельца горшка», сколько «рублей» просит участник, играющий роль «хозяина горшка». После чего трижды участники обегают круг, навстречу друг другу. Кто первым встал на освободившееся за «горшком» место, тот новый «владелец горшка». Проигравший занимает место ведущего. По правилам нельзя пересекать круг, нельзя касаться других «горшков». Ведущий первым решает, в какую сторону ему бежать. Игрок должен выбрать противоположное направление.

«Кто дальше бросит?», или «Ыргыту уены».

Описание: Две команды находятся на своих сторонах площадки. Посередине - флажок. Каждая команда находится от флажка на расстоянии 10 метров. Участники кидают мешочки с песком, пытаясь попасть в линию флажка. Метать начинают после сигнала, поданного ведущим. По окончанию соревнований выявляют лучшего метальщика и подсчитывают общее количество баллов.

Тимербай.

Описание: Игроки выстраиваются в хоровод. Ведущий - Тимербай - стоит в центре. Тимербай произносит: «Пять детей у Тимербая, Дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, Нашалились, наплескались, Хорошенечко отмылись И красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, В лес под вечер прибежали, Друг на друга поглядели, Сделали вот так!». Ведущий показывает движение, участники повторяют. Тимербай выбирает игрока, который займет место ведущего. В этой игре разрешено применять спортивный инвентарь (мячи, скакалки). Все движения, которые показывает Тимербай, должны быть новыми.

Ловишки, или «Тотыш уены».

Описание: Задача ведущего «запятнать» участника игры. Тот, кого «запятнали», становится помощником ведущего. Чем больше «запятнанных» игроков, тем больше помощников. Они уже образуют «сети», держась за руки, и ловят других игроков.

Жмурки, или «Кузбәйләу уены».

Описание: В кругу обозначают «ямки» для игроков. Ведущий с закрытыми глазами в центре круга. Задача ведущего поймать игрока, подойдя к тому. А игрок, не покидая своего места, должен увернуться, меняя позу. После того, как ведущий поймал участника, он обязан угадать, кто это, и назвать. Если ведущий угадал, проигравший участник занимает место ведущего. Если ведущий ошибся, участники хлопают в ладоши, и ведущий снова должен искать нового игрока и угадывать его имя. Участники могут меняться «ямками», перескакивая с места на место на одной ножке, если ведущий - на противоположной стороне.

"Пустое место", или "Буш урын".

Описание: Один участник - ведущий, остальные игроки водят хоровод. Ведущий вне круга. Движение хоровода и ведущего противоположное. Ведущий читает: «Как сорока стрекочу, Никого в дом не пущу. Как гусыня гогочу, Тебя хлопну по плечу - Беги!». После этих слов ведущий задевает спину одного из участников, и тот бежит навстречу «воде». Ведущий также бежит в противоположном направлении. Кто быстрее займет пустое место, тот остается в хороводе. Отставший становится ведущим. Когда игроки бегут, круг стоит. Пересекать хоровод запрещено, как и задевать руками других игроков.

Помимо хорошей двигательной активности участники получают массу положительных эмоций, а также знакомятся с культурным наследием своего народа. Ведь в этих забавах принимали участие в свое время еще пра-пра-прадеды современных игроков.

Положительный результат использования народных забав на занятиях физкультурой

Современные дошкольники и школьники больше времени проводят дома за компьютером, нежели на прогулках. Двигательная активность снижена, и гиподинамия приводит к серьезным заболеваниям. Поэтому задача педагогов физической культуры и спорта вовлечь подрастающее поколение в активную физическую деятельность, доказать важность занятий спортом. Подвижные игры помогут снять эмоциональное напряжение учащимся, получить заряд бодрости и пополнить баланс знаний.

Практики доказали, что введение подвижных народных игр в график занятий дало положительный результат:

  • У участников повышается интерес к занятиям;
  • Двигательные навыки усваиваются значительно быстрее;
  • Повышается уровень дисциплины;
  • Татарские слова запоминаются быстрее;
  • Появляется интерес к национальным традициям и культуре.

Таким образом, следует сделать вывод: включение подвижных татарских игр в расписание уроков физической культуры благотворно влияет не только на развитие физических и спортивных навыков, но также эстетических и психологических.

На заметку педагогам

Подвижные игры можно использовать для реализации педагогических практик для воспитания гармонично развитой личности. Помимо физических навыков, эти мероприятия способствуют развитию психических и эмоциональных данных, умственной активности.

Подвижные игры позволяют разнообразить уроки физической культуры, повысить интерес обучающихся и их физическую подготовку, укрепить здоровье.

Подбор мероприятий следует осуществлять с учетом возраста учащихся, их особенностей здоровья, а также освоения ими предыдущего материала.

Педагоги, практикующие метод включения подвижных народных игр в материал уроков, отмечают, что ученики с первого по одиннадцатый классы заметно укрепляют здоровье. Кроме того, психическая система, как и физическая, у учеников находится в норме. Подвижные игры вырабатывают радостные эмоции, поэтому организм получает «гормоны радости», необходимые для благополучного состояния человека. Наконец подвижные народные игры расширяют кругозор учащихся, у детей появляется интерес к дальнейшему изучению национального наследия.