Пояснительная записка
Программа работы с одарёнными детьми ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью, учит прочно и сознательно овладевать знаниями, умениями, навыками. Выпускник современной школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социуме и адаптации в нем. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.
Организация работы с одарёнными детьми - это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности. Необходимость организации работы вызвана тем, что нужна планомерная работа с учащимися, проявляющими интерес к углублённому изучению отдельных предметов.
Занятия создаются на добровольных началах. При отборе детей учитываются их склонности, возможности, интересы. Со 2 класса целесообразно вовлекать не только самых способных и подготовленных учеников. Надо постараться вызвать интерес к работе и со стороны средних и слабых ребят. Дело в том, что в процессе воспитания трудно с уверенностью раз и навсегда определить кто на что способен. Очень многие талантливые люди в своём призвании утверждаются лишь после длительных поисков.
Помочь ученику найти себя как можно раньше, дарить детям интересные занятия - одна из важных задач учителя. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательное занятие, вызывающее самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого, ищущего ума, развитие воли - вот к чему нужно стремиться педагогу на занятиях. Занимательность - напряжённый труд и постоянный поиск.
Цели и задачи программы:
-
Расширять и углублять знания учащихся в интересных для них формах, способствовать овладению ими различными видами познавательной деятельности и усилению их мотивации к учёбе.
- Создавать условия и обеспечивать дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребёнка в различных видах деятельности.
- Расширять сферы практической, в первую очередь творческой, работы учащихся и обеспечивать совершенствование отношений в звеньях «ученик-учитель» и «ученик-ученик» в процессе выполнения заданий, особенно в групповых форумах.
- Всемерно способствовать самовыражению, развитию творческой активности.
- Способствовать установлению отношений в духе доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества, формированию коллектива.
- Активная созидательная деятельность по изучению и охране окружающей среды, пропаганда идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждение негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье.
- Приобщать детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения и нравственных основ личности.
- Формировать человека с высоким интеллектуальным уровнем.
- Удовлетворять интересы учащихся в научно-исследовательской деятельности.
- Создавать условия для ранней профориентации учащихся.
- Обучать умению прослеживать связи между предметами.
Общая характеристика курса
В основу программы положены важнейшие стратегические принципы современной системы российского образования:
- профессиональная компетентность педагога, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии его с учеником.
- сохранение ценности младшего школьного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры.
- сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности школьника - игру.
- взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности - как главный принцип формирования творчески активной личности школьника.
- единство тематических целей и средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.
- овладению навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
- саморазвитию и самовыражению;
- востребованию творческого потенциала учеников;
- получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.
Решение образовательных задач должно осуществляться путем создания специальной развивающей среды, в которой ребенок находил бы стимулы для самообучения и развития. Отсюда и основные требования, выступавшие в качестве ориентиров:
- опираться на собственный опыт ребенка
- обучать в действии
- побуждать к наблюдению и экспериментированию,
- чередовать индивидуальную, коллективную работу и работу в паре.
В ходе работы рассматриваются вопросы формирования инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления, необходимых в решении исследовательских задач:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
-наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать выводы и умозаключения;
- структурировать материал;
- доказывать и защищать свои идеи.
Каждая тема программы конкретизируется в каждом виде детской деятельности и представлена в варианте:
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться, способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия актуализации знаний: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Результаты изучения курса
- Личностные результаты: осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни; осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
- Метапредметные результаты: способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; освоение правил и норм культурного взаимодействия с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе; способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- Предметные результаты: усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного материала); сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области математических, естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин; умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм; овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде, понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни; понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России; понимание особой роли России в мировой истории и культуре.
К программе прилагается тематическое планирование по работе с одарёнными детьми
№ |
Тема занятия |
1. |
ТБ на занятиях с одарёнными детьми. Задания базового материала по русскому языку в соответствии с программой по русскому языку |
2. |
Решение заданий, ребусов по русскому языку к конкурсу «Старт» |
3. |
Решение задач, направленных на развитие логического мышления. |
4. |
Нахождение ударения в словах. |
5. |
Обучение составлению рассказа по результатам наблюдений над природой. |
6. |
Индивидуальная работа (или в парах), направленная на различение сильной и слабой позиции гласного звука в словах. |
7. |
Наблюдения за изменениями в неживой и живой природе. Составление работ к проекту «Познание и творчество» |
8. |
Анализ задач от вопроса и составление выражения к этим задачам. |
9. |
Текст- описание или повествование. Анализ составленных текстов. |
10. |
Анализ творчества русских писателей в произведениях об осени. Создание иллюстрированного сочинения - сказки, используя образы прочитанных произведений. |
11. |
Сбор и анализ информации из книг и Интернета о мировых экологических проблемах. Обсуждение экологических проблем нашего края. |
12 |
Практическая работа детей по составлению примеров. |
13. |
Составление рассказа по опорным словам. |
14. |
Составление и правописание пятисложных слов по теме «История нашей Родины». |
15. |
Изменения в неживой и живой природе зимой. Работа с текстом-описанием. |
16. |
Повышение техники чтения по памяткам. Чтение и анализ русских сказок. |
17. |
Логические задачи. Составление задач по рисункам, схемам. |
18. |
Выбор направлений и тем к конкурсу исследовательских работ. |
19. |
Индивидуальная работа с учащимися, участвующими в конкурсе.
|
20. |
Индивидуальная работа с учащимися, участвующими в конкурсе. |
21. |
Чтение произведений о подвигах русских воинов. Сбор информации о воинах-ветеранах. Восстановление деформированного текста. |
22. |
Составление составных задач. |
23. |
Гласные и согласные звуки и буквы. Перенос слов, деление на слоги. |
24. |
Сбор и анализ информации из книг, орфографических словарей,
|
25. |
Работа с ребусами. |
26. |
Анализ и различие предложений по степени сложности, по интонации. |
27. |
Наблюдения за изменениями в неживой и живой природе весной. Прямая речь. Диалоги. |
28. |
Решение геометрических задач. |
29. |
Слово, словосочетание, предложение, текст. |
30. |
Составление рассказа на тему «Кем я хочу стать, какую профессию я выберу» |
31. |
Индивидуальная работа по составлению примеров на увеличение, уменьшение на несколько единиц. |
32. |
Создание рефератов о сообществах сада и огорода. |
33. |
Сбор и анализ информации из книг, орфографических словарей,
|
34. |
Награждение одарённых детей грамотами. Задание на лето. |
Ожидаемые результаты
Успешное решение этих задач позволит учащимся приобрести опыт
- публичных выступлений
- ведения дискуссии
- стратегического и тактического поведения личности в меняющихся условиях
- повышения техники чтения
- установления связей между величинами
- систематизации и обобщения изученного материала.
Предлагаемая программа позволит учащимся самим находить ответы на многие вопросы. Результатами работ будут: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, видеочатах.
Список используемой литературы
- Вахрушев А.А. Как готовить учителей к введению ФГОС / А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5. - С.3-17.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение8, 2010-31с. (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования.