Деятельность кружка «Юные музееведы» в свете современных образовательных тенденций (из опыта работы)

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Дополнительное образование


Специфика современного этапа развития научного знания состоит в том, что нормой становится решение исследовательских задач с позиции интеграции знаний, полученных при изучении разных наук. Именно этим объясняется многообразие теоретико-методологических подходов, используемых в современной педагогической науке. Возможность реализации образовательного процесса в рамках интегративного взаимодействия в корне меняет методологию учебно-воспитательного процесса. [1, 2] Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход, музейная педагогика создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о большой и малой Родине, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.

Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. Классно-урочная система и кружок, объединившись, приобретают новые способы деятельности. В деятельности школьного кружка можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе. [3]

Образовательный процесс кружка «Юные музееведы» организуется в учебном кабинете школы во второй половине дня. Гражданско-патриотическая работа в кружке охватывает всех желающих, интересующихся историей; обучение носит регулярный характер и предполагает участие занимающихся в мероприятиях школьного и муниципального уровней. Программный материал рассчитан на разновозрастную группу от 11 до 14 лет.

Комплектование группы на текущий учебный год осуществляется в сентябре.

Учебный теоретический материал осваивается воспитанниками в ходе практической, проектной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранять для других поколений исторические, природные, материальные ценности.

Программа кружка «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности от простого собирательства к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и к овладению элементарными навыками основ научной музейной деятельности. Обучающиеся изучают методику исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках данного вида деятельности разрабатывается любая тема, интересующая школьников.

За 34 года, которые существует наша школа, накопилось много материала, который систематизировали и оцифровали. Так как у нас нет специального помещения для оформления постоянных экспозиций, в нашей школе разработан проект «Цифровой школьный виртуальный музей».1 В свою очередь он разбит на подпроекты. Приступая к сбору к систематизации материалов по истории школы, прежде всего, мы наметили, по каким основным направлениям будет вестись работа. В виртуальном музее появились такие разделы, как:

  • город и школа одна судьба
  • ученики школы приносят славу ей
  • учителя школы о профессии учитель
  • выпускники служивые
  • архивы школьной памяти
  • наши традиции
  • книга памяти
  • ветеран живет рядом

______________

1 Ссылка на сайт школы http://lgschool2.ru/

В 2014-2015 учебном году вся страна готовилась отметить 70 летний юбилей Победы над фашистской Германией. В тот юбилейный год в нашей школе стартовал общешкольный проект «Книга памяти», посвящённый героям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Эта акция стала ежегодной и пополняется новыми страницами.

В далеких восьмидесятых прошлого века началась дружба СОШ №2 с ветеранами города. Инициаторами была Вера Васильевна Сокол (она преподавала английский язык в к.80-90-х годах) и первый председатель общественной организации «Ветеран» Сергей Емельянович Хомяков. Вера Васильевна создала при школе патриотический клуб «Поиск». Ребята, которые занимались в этом клубе, изучали боевой путь ветеранов, знакомились с их жизнью, оказывали им тимуровскую помощь. Эта дружба не прекращается до сих пор. Но есть она проблема - с каждым годом остается все меньше свидетелей военных лет. С целью увековечить память о ветеранах в нашей школе стартовал проект «Книга Памяти», посвященный ветеранам второго микрорайона г. Лангепас. В «Книгу Памяти» также вошли материалы, посвященные родственникам учеников нашей школы, которые приняли участие в Великой Отечественной войне, в боевых действиях и в тылу.

Итак, цель была поставлена. Составили план работы по сбору материала. Работа была организована по следующей схеме:

1. Определили сроки сбора материала.

2. Определили место, где будет проводиться сбор материалов.

3. Определили кто из членов кружка, к какому ветерану пойдет.

4. Кто будет собирать материал в экспозицию, презентацию.

Ребята составили примерную схему интервью с ветеранами. Договорились с ними о встречи. Другая часть занялась оформлением макета листа памяти, самой Книги.

Междисциплинарное осмысление курса кружка «Юные музееведы» позволяет расширить знания и умения, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства и технологии, обществознания, литературы и информационно-компьютерных технологий. Наш проект «Книга Памяти» как нельзя лучше помогает применить на практике полученные знания на уроках.

Учитель обществознания и литературы помогали освоить метод интервьюирования в исследовании. Совместно с учителем изобразительного искусства составлен макет Книги. Учитель технологии помог макет воплотить в жизнь. Материал собран, Книгу сделали, осталось наполнить содержимым. Без помощи преподавателя ИКТ не обойтись…

Ученики всей школы приносили материалы о своих родственниках служивших на войне и в тылу. Музееведы оформляли страницы памяти, посвященные ветеранам нашего микрорайона.

Когда материал собрали и систематизировали, была разработана концепция будущей экспозиции. Помимо «Книги Памяти» были собраны статьи местной газеты «Звезда Лангепаса», посвященные нашим ветеранам.

В оформлении экспозиции принимали участие и ребята ОВЗ. Нежные цветы яблони оживили нашу выставку.

В нашей школе есть еще одна замечательная традиция «Праздник микрорайона». Силами учителей и учеников организуется праздничный концерт в канун торжеств, посвященных празднованию Победы. И конечно самыми главными гостями всегда являются наши ветераны. Первыми, кто видел нашу выставку, были почетные гости праздника. Очень было приятно ребятам видеть благодарность в глазах людей, которые прошли весь ужас войны. Результат двухмесячной работы был налицо.

Юбилей прошел, а разовая акция переросла уже в традицию, и мы пятый год собираем материал и оформляем новые страницы. Проект «Книга памяти» из печатной перешел в электронную версию, которая размещена на сайте нашей школы.

Три года подряд 9 мая молодежь Лангепаса под эгидой центра работы с детьми и молодежью «Фортуна» в честь дня Победы нашего народа над фашизмом проводит для лангепассцев молодежную творческую акцию «Ночь в музее». К этой акции присоединяются все те, кто увлечен историей Великой Отечественной войны, поиском новой информации о подвиге нашего народа и сохранением памяти его героев, отдавших свои жизни во имя свободы нашей великой Родины. Музейно-выставочный центр предоставляет для гостей праздника уникальную подборку плакатов военных лет. Центр по военно-спортивной и патриотической подготовке детей и молодежи «Патриот» - уникальные экспонаты, найденные молодыми членами клуба «Обелиск» во время очередных раскопок. Учащиеся школ города демонстрирует творческие работы учащихся посвященных незабываемому подвигу нашего народа. Юные музееведы второй передают на выставку собственноручно собранную «Книгу памяти», в которую внесены тщательно собранную архивную информацию об участниках той далекой войны.

Кроме работы над проектом «Книга Памяти», юные музееведы проводят тематические линейки, посвященные памятным датам нашей истории, проводят пристендовые экскурсии.

Много материалов собрано по истории школы: об учителях, учениках, о пионерской и комсомольской организации, о ветеранах Великой Отечественной войны, о ветеранах педагогического труда, о выпускниках школы. Все это легло в основу еще одного проекта «Традиции нашей школы». В октябре 2020 года наша школа отмечает 35 летний юбилей. И наш проект будет своеобразным подарком.

Что же дает детям участие в работе кружка «Юные музееведы»? По окончании курса выпускники кружка умеют общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-практическую деятельность. Но самое главное они гордятся тем, что они по крохам собирают историю школы и являются не созерцателями, а творителями.

Список литературы

  1. Гогиберидзе, Г.М. Формирование музейной педагогики / Г.М.Гогиберидзе, М.Г.Чесняк // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-5.
  2. Долгих, Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления /Е.Долгих //Директор школы. - 2008. - №2. - С.82-84.
  3. Морозова, И.А. Музейная педагогика в сети / И.А.Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24.