Проблема духовно-нравственного воспитания и развития сегодня - как составная часть социализации ребенка в условиях общеобразовательной школы - стала предметом пристального внимания со стороны государства. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Условия успешности процесса духовно-нравственного воспитания и развития включают личностно-ориентированное образование, гуманитарно-творческое воспитание и субъектно-ориентированную диагностику.
Ориентация на результаты образования - это важнейший компонент Федеральных государственных образовательных стандартов.
Оценка результатов духовно-нравственного развития один из самых сложных вопросов в педагогической практике: как оценить то, что невозможно измерить. Можно ли оценить, насколько у обучающегося сформировано чувство ответственности и долга перед Родиной?
Измерить внутренний мир ребенка, как и любого человека, уровень его духовно-нравственного воспитания и развития очень сложно. Поэтому в оценке уровня развития духовно-нравственного воспитания всегда будет доля субъективизма. Снизить степень субъективизма в оценке уровня сформированности основ духовно-нравственного воспитания помогает система мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, разработанная А.А.Логиновой, А.Я.Данилюк.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации и образовательных систем разного уровня.
В качестве инструментария мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, наша школа-интернат №1 имени Синякова В.П. выбрала авторскую программу «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов» под редакцией А.А.Логинова, А.Я.Данилюк (авторы методик Т.А.Попова, А.А.Логинова).
Из программы:
«Основной целью комплекта «Духовно- нравственного развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов» является обеспечен6ие педагогического коллектива методологическим инструментарием, позволяющим контролировать и оценивать результаты воспитательной деятельности в классе.
В комплект входят все необходимые материалы для организации психолого-педагогического исследования в каждом классе основной школы: методическое пособие для учителя. Рабочий блокнот для педагога. Рабочая тетрадь для учащихся «Книга моих размышлений» (5,6,7 классы). (8,9 классы).
Все материалы исследования сопровождаются подробными инструкциями, методическими рекомендациями, бланками, таблицами, описанием этапов, направлений и показателей исследования, критериев оценки, способа фиксации результатов и подготовки отчетных материалов, что значительно упрощает организацию и проведение исследования.
Направления исследования:
1. Исследование особенностей нравственного развития и воспитания обучающихся. Оно включает характеристику динамики развития учащихся в течение учебного года по основным направлениям Программы.
Этапы исследования:
- Контрольный этап (начало учебного года, 1-я четверть)
- Формирующий этап (в течение всего учебного года)
- Интерпретационный этап (конец учебного года, 4-я четверть)
Критерии исследования.
В качестве основного критерия, по которому изучается нравственное развитие обучающихся, выступает динамика развития исследование особенностей нравственного развития и воспитания обучающихся.
Возможные виды динамики
- Положительная динамика - увеличение значений показателей исследования на интерпретационном этапе (конец учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года).
- Отсутствие (инертность) положительной динамики - возможное увеличение отрицательных значений исследуемых показателей на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа.
- Устойчивость (стабильность) высоких показателей на интерпретационном и контрольном этапах исследования».
Использую данную методику с 2017 года, когда мои воспитанники были пятиклассниками. Сейчас они в 9 классе, последний год работаю по этой методике. Для старшей школы программа не разработана.
Диагностика проводилась 2 раза в год (в начале и в конце). Итоги мониторинга подводила по каждому обучающемуся и в среднем по классу. В соответствии с анализом данных контрольного этапа исследования вносила изменения в план воспитательной работы.
Направления исследования.
БЛОК 1. Исследование социального развития обучающегося.
БЛОК 2.Исследование нравственного развития обучающихся.
БЛОК 3. Исследование отношений школьников к учению и труду.
БЛОК 4. Исследование экологической культуры и культуры здоровья.
БЛОК 5. Исследование эстетического развития обучающихся.
Возможные виды динамики, выраженные в процентах.
Авторы программы предупреждают о том, что стремясь к высоким результатам, не стоит напрямую воспринимать невысокие оценки исследования как показатель собственной работы, так как результаты воспитательной деятельности зависят от многих факторов.
Так в пятом классе результаты контрольного этапа показали низкий результат при исследовании культуры здоровья (средний балл 3,4).
В пятом блоке, где исследовалось эстетическое развитие учащихся, результат - 2,4 балла, ребята на 80% не справились с заданием.
Внесла изменение в план воспитательной работы. В нашей школе обучаются дети со статусом ОВЗ, имеют основной диагноз сколиоз. В школе разработана «Программа здоровья». Регулярно проводила уроки по программе с привлечением медицинских работников. Благодаря проведенной работе бассейн стали посещать до 80% ребят, а уроки ЛФК - 100%. Реализовали совместный классный проект: «Быть здоровым красиво, быть красивым здорово».
Блок эстетического развития учащихся вышел проблемным и в шестом классе, причем сразу по двум параметрам:
Низкая степень сформированности представления о развивающей (воспитывающей) функции искусства. Подросткам трудно понять, как связаны между собой искусство и развитие личности.
Низкая степень сформированности основных представлений о процессе общения с произведениями искусства.
В воспитательной деятельности акцент был сделан на посещение культурных центров нашего города: экскурсия в культурно исторический центр Свято-Успенского мужского монастыря с посещением храма «Всецарица», экскурсия в музей-усадьбу В.И. Сурикова, экскурсия в музей В.И.Сурикова на экспозицию картины «Взятие снежного городка». Выход в ТЮЗ на спектакль «Хроники Нарнии», в театр музыкальной комедии на спектакль «Юнона и Авось». Экскурсия в Овсянку - в дом-музей В.П.Астафьева.
Учителя эстетического цикла шире использовали воспитательный потенциал уроков. Воспитанникам была предоставлена вариативность выбора дополнительного образования творческой направленности.
В седьмом классе появилась проблема в области исследования отношения школьников к учению и труду. Недостаточная (низкая) степень сформированности представлений о влиянии труда на развитие личности - (средний балл 2,9)
Решала проблему через предметность уроков технологии и систему дополнительного образования, где воспитанники пополняли теоретические знания о многосторонности трудовой деятельности, и накоплении опыта переживания радости труда и гордости за свой труд. Это и труд по самообслуживанию в школе-интернате, и участие в трудовых акциях по уборке территории двора, сборе макулатуры «Сохраним жизнь дереву».
Контрольный этап - восьмой класс. Исследование экологической культуры. Недостаточная (низкая) степень сформированности целостного нравственно-эстетического отношения к миру природы, указывает на низкий интерес подростков к окружающему миру природы и недостаточный опыт общения с ним. В план работы были включены мероприятия, иллюстрирующие познавательную, эстетическую, нравственную, материальную и другие ценности природы. Это участие ребят в предметных декадниках. КТД «Край родной», во время подготовки ребята знакомятся с природой родного края, выполняют мини-исследования, проекты. Один из них - виртуальная экскурсия - «Природный парк Ергаки».
В девятом классе впервые за пять лет мониторинга духовно-нравственного развития учащихся, нет недостаточных (низких) показателей по всем направлениям исследования. В основном достаточный уровень по всем параметрам.
Есть высокая степень сформированности представления о возможности удовлетворения высших потребностей личности в профессиональной деятельности (средний балл 10). Это блок исследования отношений школьников к учению и труду. Такой результат предполагает осознание учащимся возможности полноценной самореализации личности в рамках профессиональной деятельности. В седьмом классе это была проблема.
Так выросли мои девятиклассники и это радует. Многие из них определились с выбором дальнейшего образования, а кому- то еще предстоит сделать свой выбор.
Использование методического инструментария Логиновой А.А. и Данилюк А.Я. позволяет мне оценить положительную динамику личностного развития обучающихся. Материалы мониторинга я использую в качестве основы воспитательной работы в классе. Один из принципов исследования, и это здорово - принцип включения выполняемых упражнений в воспитательную программу, а не сведения их к стандартной процедуре опросов и тестирования. Вовлекаю родителей в реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания. На родительском собрании познакомила с содержанием и возможностями их участия в исследовании. Информирую два раза в год о результатах исследования, при необходимости провожу индивидуальные консультации и собеседования.
Из программы:
«Практико-ориентированная направленность проводимого мониторинга диагностики результатов духовно-нравственного воспитания и развития помогает решать ряд сложных организационных, методических, образовательных и воспитательных задач. Современные педагогические технологии: игровые, диалоговые, технологии критического мышления, технологии работы в малых группах, выполнение исследовательских и творческих работ - способствуют достижению высокой и трудновыполнимой цели целостного духовно-нравственного образования и воспитания подростков на основе духовной и соответствующей ей культурной традиции нашего Отечества.
Важной отличительной чертой описанного мониторинга является то, что он позволяет педагогу рассматривать каждого ребёнка, подростка, как ЛИЧНОСТЬ, обладающую уникальностью, неповторимостью, индивидуальностью и раскрыть заложенный потенциал духовно- нравственного совершенствования».
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. Дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Молодое поколение - это наше будущее, от того, каким оно будет, зависит во многом от нас. Важно не разорвать невидимую связь времен, соединяющую век нынешний и век минувший, не потерять то главное, что составляло и составляет стержень духовного наследия отечественной культуры, что делает растущую личность поистине духовно богатой и нравственно просвещенной. В какую бы сферу современной общественной жизни мы ни заглянули, везде нужны личности. Как формировать основу личности - её духовно-нравственные качества? Какими инструментариями необходимо владеть каждому педагогу для формирования востребованной личности? Эти вопросы не раз задавал себе каждый педагог.