Умножение и деление на 10 и на 100

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: математика, Умножение и деление на 10 и на 100


Тип урока: ОНЗ (обучение новым знаниям).

Основные цели:

  • сформировать умение делить и умножать на 10 и на 100;
  • тренировать вычислительный навык, решать текстовые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал:

  • эталон смысла действия умножения (из урока № 22, часть 2, М-2);
  • эталон переместительного свойства умножения (из урока № 26, часть 2, М-2);
  • эталон смысла действия деления (из урока № 31, часть 2, М-2);

Раздаточный материал:

  • индивидуальные планшетки;
  • лист А-4 для работы в парах;
  • лист самооценки.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

  • включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
  • определение содержательных рамок урока: умножение и деление чисел;
  • актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1

Ученики здороваются с гостями.

Учитель читает стихотворение:

Ну, а теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, всё в порядке:
Ручка, книжки и тетрадка?

Все ли правильно сидят,
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5»!

- Когда ученики получают отличные отметки? (Когда они работают без ошибок, когда внимательны, активны, …)

Сегодня на уроке математике я предлагаю вам оценивать свою работу на листочках по критериям: внимательность, активность, правильность. (Слайд №2)

  1. Как нужно изучать новые темы, чтобы хорошо усвоить новое знание? (Нужно стараться самим понять, что еще не знаем, а затем стараться самим «открывать» новый способ, правило, ...)
  2. С чем вы встречаетесь при изучении нового?
  3. Как надо относится к затруднениям?
  4. Несколько учащихся делятся своими трудностями, которые систематически возникают в ходе уроков открытия новых знаний.
  5. Я желаю вам на уроке, преодолеть эти трудности и успешно «открыть новый способ», вывести новое правило и сделать эталон.
  6. Какие арифметические действия вы изучаете последнее время? (Умножение и деление чисел.)

- Сегодня вы продолжите работать с этими действиями.

- С чего начнем урок? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Цель:

  • актуализироватьвычислительный навык, понятие «круглые числа», переместительное свойство умножения, смысл действия умножения;
  • актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
  • мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
  • организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
  • организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
  • организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2

1) Тренинг вычислительного навыка.

Приготовьте свои планшетки.

Учитель диктует задания, учащиеся записывают только ответы на индивидуальные планшетки Р-1, один из учащихся работает у доски:

  1. Найдите произведения чисел: 3 и 12; 4 и 2; 11 и 4; 3 и 4
  2. Чему равно произведение, если множитель 5 повторяется 2 раза; первый множитель равен 7, а второй - 5?
  3. Какие ответы вы получили? (36, 8, 44, 12, 25, 35.) (Слайд №3)
  4. Какие правила вам помогли выполнить это задание? (Знание таблицы умножения, знание правила, что такое умножение, знание переместительного свойства.)
  5. На какие группы можно разбить эти числа? (На четные и нечетные, однозначные и двузначные, числа, в которых количество единиц и количество десятков одинаковое.)
  6. Напишите на 2 строчке четные числа? (36, 8, 44,12) (Слайд №4)
  7. Найдите их сумму удобным способом. (Слайд № 5)

Один из учащихся записывает на доске:

36 + 12 + 44 + 8 = (36 + 44) + (12 + 8) = 100

  1. Какие свойства чисел вы использовали при выполнении задания? (сочетательное свойство)
  2. Напишите на 3 строчке в порядке убывания нечетные числа. (35 25) (Слайд №)
  3. На сколько одно число больше или меньше другого? (На 10.) (Слайд №)
  4. Что вы можете сказать о числах 100 и 10? (Эти числа круглые, четные, число 100 - трехзначное, число 10 - двузначное.)

Подведём итоги работы на 1 этапе.

- Поставить

  • +, если вы были активны, внимательны и решили правильно;
  • ? если ошиблись или не смогли на данном этапе проявить себя.

2) Пробное действие.

  1. Что вы повторили? (Мы повторили, что такое умножение, переместительное свойство умножения, сложения, сочетательное свойство сложения, потренировались в счете.)
  2. Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
  3. Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
  4. Зачем вы его получите? (Чтобы узнали, что мы еще не знаем.)

Катя копит деньги, чтобы купить роликовые коньки. Она уже собрала 100 пятирублёвых монет. Сколько рублей у Кати?

5 · 100 =

3. Выявление места и причины затруднения

Цель: выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3

- Что нужно сделать в этом задании? (Найти произведение чисел 5 и 100.) (Слайд №5)

Учитель открывает на доске задание для пробного действия:

  1. Что нового в этом задании? (Нужно число 5 умножить на трёхзначное круглое число 100.)
  2. В чем затруднение? (Нельзя воспользоваться таблицей умножения.) (Слайд №)
  3. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Умножение на 100.)
  4. Какую цель на данном уроке вы перед собой поставите? («Открыть» правило умножения чисел на 100 или научиться умножать на 100)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

  • согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
  • построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4

- Что вам поможет выполнить это задание? (Мы сначала применим переместительное свойство умножения, затем представим произведение в виде суммы одинаковых слагаемых, найдём значение суммы, сделаем вывод и сформулируем правило, сделаем алгоритм.) (Слайд №6)

Учитель может зафиксировать план на доске.

5. Реализация построенного проекта

Цель:

  • реализовать построенный проект в соответствии с планом;
  • зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
  • организовать фиксацию преодоления затруднения;
  • организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

- Я предлагаю работать в парах. Как вы должны работать в парах? (4 правила)

В случае необходимости актуализируются другие правила работы в парах.

- Выполните план в парах.

Пары работают на индивидуальных планшетках Р-1. В случае возникновения затруднений у учащихся учитель организует подводящий диалог:

- Какой первый шаг в плане? (Применить переместительное свойство умножения.)

- Выполните этот шаг.

Один из учащихся записывает на доске:

5 · 100 = 100 · 5 =

- Что дальше? (Представить произведение в виде суммы одинаковых слагаемых.)

Один из учащихся записывает на доске:

5 · 100 = 100 · 5 = 100 + 100 + 100 + 100 + 100 =

- Что нужно сделать после этого? (Найти значение суммы.)

- Вычислите.

Один из учащихся выполняет вычисления на доске:

5 · 100 = 100 · 5 = 100 + 100 + 100 + 100 + 100 = 500

Если учащиеся работали в парах, учитель организует защиту результатов. Вариант представления результат парой: представитель от пары показывает планшетку с рассуждениями и комментирует:

Сначала мы поменяли множители местами, потом представили в виде суммы одинаковых слагаемых равным 100. Затем вычислили, получили 500.

Подведём итоги работы на 2 этапе.

- Кто поставил себе 3 +?

- У кого? Почему?

- Ребята, а удобно вот так, каждый раз находить произведение чисел, где один из множителей 100?

Давайте понаблюдаем.

- Что интересного вы замечаете? (В результате получилось трёхзначное число, в разряде сотен цифра, соответствующая множителю 5, в разрядах десятков и единиц нули, так же, как у числа 100.)

- Как сказать проще? (К 5 приписали два нуля.) (Слайд №7)

- Какой вывод вы можете сделать? (При умножении на 100 к числу нужно приписать справа два нуля.)

Мы сделали вывод, при умножении числа на 100, нужно к числу справа приписать два нуля.

Далее работа организуется фронтально со всем классом:

- Как умножить число на 10? (Нужно к числу справа приписать один ноль.)

4 · 10 = 40 (Слайд №7)

Один из учащихся выводит правило умножения числа на 10 у доски фронтально на любом примере.

- Как изменится правило, если надо круглые числа разделить на 10 и на 100? (Если делим на 10, то отбрасываем у делимого один ноль, если делим на 100, то отбрасываем у делимого два ноля.)

- Почему вы так решили? (Деление обратная операция умножению.) (Слайд №8)

В случае необходимости можно данные правила рассмотреть на конкретном примере.

- Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)

Откройте учебники на странице 54. Проверьте.

Учащиеся читают правила на странице 54.

Сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)

Если позволяет время, то можно предложить учащимся придумать свой эталон в группах. Затем необходимо организовать защиту проектов, в результате которой выбирается общий вариант.

- Ребята, а что помогает вспомнить правило, если вы его забыли? (Эталон)

- Попробуйте составить эталон, работая в группах.

Работа в группах

- Как вы должны работать в группах? (5 правил)

(Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны внимательно выслушать; если кто-то не согласен, то может после этого предложить свое решение; в каждой группе есть ответственный, он отвечает за работу группы.)

Сравнивание эталонов. (Слайд №9)

Подведём итоги работы на 3 этапе.

Другой вариант - организовать подводящий диалог:

- Как вы можете обозначить любое число? (Квадратом, …)

- Обозначим число квадратом.

- Как же умножить число на 10? (Нужно к числу справа приписать один ноль.)

- Как число умножить на 100? (Нужно к числу справа приписать два ноля.)

Учитель открывает на доске эталон Д-6.

Аналогично организуется работа по составлению эталона Д-7.

Учитель раздает учащимся эталоны Р-2.

- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

- Уточните тему урока.

- Чему новому вы научились? (Умножать и делить на 10 и на 100.)

- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: зафиксировать во внешней речи умение выполнять умножение и деление на 10 и на 100.

Организация учебного процесса на этапе 6

1) Фронтальная работа.

№2 ( 2,3), стр.54

Найдите № 2 на странице 54. Решите примеры во втором и в третьем столбиках. (Слайд №10)

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

- Умножаю 32 на 10. При умножении на 10 нужно справа от числа приписать один ноль. Приписываю к 32 один ноль. Получаю число 320.

Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.

№4 (2,3), стр.54

- Найдите № 4 на странице 54. Решите примеры во втором и в третьем столбиках. (Слайд №11)

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

- Нужно 360 разделить на 10. При делении на 10, нужно в делимом отбросить один ноль. Получаю частное 36.

Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.

Подведём итоги работы на 4 этапе

- Кто поставил себе 3 +?

- У кого ? Почему?

- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону

Цель:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить умение умножать и делить на 10 и на 100.

Организация учебного процесса на этапе 7

№5, стр. 55

  • Найдите № 5 на соседней странице.
  • Выполните это задание самостоятельно. (Слайд №12)

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по эталону для самопроверки Д-9.

Подведём итоги работы на 5 этапе.

- Кто не ошибся?

- Сделайте вывод. (Мы (все) хорошо усвоили.)

- Кто из вас ошибся?

- В каком случае? (...)

- Исправьте ошибку.

- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель:

  • включить новое знание в систему знаний;
  • тренировать умение решать задачи.

Организация учебного процесса на этапе 8

- При выполнении, каких заданий вам нужно будет выполнять умножение и деление на 10 и на 100? (В примерах, в задачах, в уравнениях.)

- Я предлагаю вам потренироваться применять это правило при решении задач.

№6, стр. 55

  • Найдите № 6 на странице 55. (Слайд №13)
  • Прочитайте первую задачу.

Один из учащихся читает задачу вслух.

Запишите решение 1 задачи на планшетке (аналогичная работа с другими задачами).

Проверьте по эталону. (Слайд №14) - Кто решил 1 задачу правильно?

- Кто ошибся? В чём ошибка?

- Обоснуйте выбор действия? (В одной пачке 10 листов, всего 7 одинаковых пачек) (аналогичная работа с другими задачами).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • оценить свою работу и работу класса на уроке;
  • наметить направления будущей учебной деятельности;
  • обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть правило умножения на 100.)
  • Кому удалось достичь цели поднимите руку.
  • Какие правила вы открыли? (Правило умножения на 10, правило деления на 10 и на 100.)

Теперь подведём итоги всей вашей работы на уроке.

- Ребята, справа на шкале успеха поставьте отметки: если у вас все + отметьте себя в верху, если + и ? одинаково - на середине, если есть и + и ?, но + больше поставьте отметку выше середины. ? больше ниже середины. И если все ? внизу.

- Кто себя отметил в верхней точке? Почему? Можете себе поставить отметку - «5»

- Кто себя отметил ниже верхней точки? Почему?

- Какой для себя вывод можно сделать?

- Что будете делать дома для того, чтобы эти знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся, …) (Слайд №15)

Далее идет обсуждение домашнего задания.

Домашнее задание

  • № 7, № 9, стр. 56;
  • № 12*, стр. 56

А теперь я подведу итоги своей работы и всего класса.

Всё что я запланировала - мы сделали. Вы были внимательны и активны. Я вам говорю СПАСИБО! (Слайд №16)