Особенности гендерного воспитания девочек-подростков в социальном учреждении

Разделы: Социальная педагогика, Профессия — педагог

Ключевые слова: гендерное воспитание подростков


На протяжении длительного периода истории человечества необходимость гендерного подхода в воспитании детей определялась ярко выраженной поляризацией мужских и женских социальных ролей. Мужчина обеспечивал материальное благополучие семьи, отвечал за безопасность отечества. Женщина являлась хранительницей домашнего очага, отвечала за ведение домашнего хозяйства, воспитание детей.

Наиболее полно проблема воспитания с учетом пола детей представлена в педагогическом наследии выдающихся отечественных педагогов А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского, которые рассматривали задачу воспитания у подрастающего поколения качеств мужественности и женственности как одну из наиболее важных задач нравственного формирования личности.

А.С.Макаренко подходил к проблеме гендерного воспитания с точки зрения единства формирования всей личности ребенка, не отделяя гендерное воспитание от общего нравственного воспитания. В своей педагогической деятельности он учитывал психологических особенности мальчиков и девочек [1]. Для В.А.Сухомлинского учет психологических особенностей мальчиков и девочек также был одним из основных принципов педагогической деятельности. Он называл важнейшим условием формирования гражданской, моральной, этической зрелости воспитанников осознание ими того, что и физически, и морально они являются настоящими мужчинами и настоящими женщинами. Воспитание качеств мужественности и женственности, по мнению В.А.Сухомлинского, следует начинать уже в детстве. В мальчиках необходимо утверждать «долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины», воспитывать понимание того, что они - завтрашние мужья и отцы, будущие воины, защитники родины[1]. Признавая особое значение семьи в жизни женщин, В.А.Сухомлинский подчеркивал необходимость привлечения их к активной общественной жизни. Важными качествами, необходимыми женщинам, он называл твердость, решительность, женское достоинство в отношении с мужчинами. Воспитание юношей и девушек В.А.Сухомлинский рассматривал не как параллельные, а как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. По его мнению, деятельность коллектива нужно организовать так, чтобы не было специальных мужских и женских видов деятельности, а отличались лишь место и роль девочек и мальчиков в осуществлении деятельности [1].

Двадцатый век характеризуется массовым выходом женщин в публичную сферу, повышением их образования, освоение ими новых профессий. Впервые в истории «женщины становятся конкурентно способны мужчинам, меняются их гендерные роли, а значит, меняется и гендерное воспитание» [2].

Проблема гендерного воспитания насущна в наши дни как никогда. Социальные трансформации, происходящие в нынешнем мире, привели к полному размытию «мужских» и «женских» границ. Демократизация смешения ролей Мужчины и Женщины послужила источником также для модификации ролей половых. Всё чаще мы видим мужественных женщин и женственных мужчин. На фоне этих парадоксальных изменений искажается и сознание детей. Девочки хотят быть сильными и независимыми, мальчики же растут слабыми, не могут постоять за себя, лишены выносливости, стрессоустойчивости, не понимают, как общаться с девочками.

В связи с изменениями в понимании обществом гендерных ролей, толерантного отношения к движению ЛГБТ и т.д., в среде подростков оставшихся без попечения родителей мы наблюдаем рост нарушений в идентификации своей личности, гендерной роли. Конечно, все проблемы родом из детства, это и недостаток тепла, материнской заботы, и отсутствие семьи как таковой, подростковый протест, но тем не менее ещё лет 10 назад воспитатели и психологи с такой проблемой практически не сталкивались. Можно много рассуждать на эту тему, факт смещения гендерных ролей есть и в стенах детских учреждений надо решать, как работать с таким ребёнком.

Я работаю с девочками-подростками на протяжении не одного десятка лет, и за последние три года столкнулась с тремя девушками свободных взглядов на свою принадлежность к женскому полу и гендерной роли именно в половом восприятии. У всех троих наблюдались проблемы в выстраивании взаимоотношений с противоположным полом, хотя суть разная. Все три девушки не принимали себя такими, какие они есть, присутствовал комплекс неполноценности. Но только одна из них полностью идентифицировала себя с мужской гендерной ролью. С первыми двумя было понятно, в каком направлении двигаться, проблема на поверхности, восполнить пробел в коммуникации с мужским полом, поднять и закрепить самооценку и т.д. Вся работа велась в тандеме с психологом. Проводились беседы, практические занятия, как отдельно для девушек, так и совместно с юношами. Привлечение к участию в мероприятиях с целью создания ситуации успеха. Просмотр и обсуждение художественных фильмов отражающих взаимоотношения между мужчиной и женщиной, где сила женщины проявляется в её «слабостях»: очаровании, милосердии, достоинстве, самодостаточности… Проблема с третьей, не видящей себя в женской гендерной роли, и таких девушек становится больше. Вопрос как помочь ей, находящейся в женском теле, но стремящейся исполнить мужскую роль. Зачастую, это социальные нарушения, никак не связанные с природой. Девочка росла, играла в куклы, да сильная с математическим складом ума, сильным характером, но девочка. И вдруг в подростковом возрасте решила стать мальчиком, но вдруг ничего не бывает. Всегда есть причина, первоисточник возникновения проблемы. Возможна психотравма, подростковый протест, основанный на восприятии взрослого идентичного с тобой пола, любопытство и другое.

Первая встреча была напряжённой, сразу стало понятно, что категоричной быть нельзя. Самое главное, при знакомстве с таким подростком это принятие его таким, какой он есть, т.к. он и так постоянно находится в состоянии борьбы. Не стоит его переубеждать, что-то доказывать, он ничего не услышит и только дистанцируется, а так же отделит себя от коллектива или противопоставит себя ему. Педагогу необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались особенно в присутствии других.

Необходимо подстроиться к подростку, как бы встать рядом и «выплывать» вместе, как выплывают, по течению, но в сторону берега. Сложности в гендерной социализации девочек обусловлены меньшей престижностью женской роли в обществе. Мужские качества (активность, настойчивость, лидерство) в обществе традиционно ценятся выше женских; вторична женская роль по сравнению с мужской: женщины значительно реже представлены в главных ролях, названиях, их деятельность менее интересна и привлекательна. Восприятие женской роли как менее престижной, делает женскую роль менее притягательной для подражания.[3] Находя сильные стороны, точки соприкосновения пола данного природой, с его гендерной ролью. Маленькими шажочками развивать, в данной ситуации, женское начало, показывая его сильные стороны. Для решения таких проблем очень важна атмосфера в детском коллективе, какие ценности он несёт. Девочка адаптировалась, подстраивалась под новый образ жизни, её вернули из приёмной семьи, вливалась в девичий коллектив в течение трёх месяцев. Она снова начала примерять к себе женский образ. Появилось кокетство, желание выглядеть привлекательной, робкие примерки женского гардероба. Но это только начало длинного пути.

Подводя итог вышесказанному, хочется обратить внимание: для того чтобы девушки и юноши в будущем были счастливыми женами и мужьями, надо формировать свойственные обоим полам, нравственные качества. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными. [5]

Список литературы

  1. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Т. 2. / В.А.Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979.
  2. Рыбцова Л.Л., г. Екатеринбург « Особенности гендерной социализации детей и подростков»
  3. Рыбцова Л.Л. и др., г.Екатеринбург, 2013 « Социология воспитания»
  4. https://vashdomtc.ru/sovremennye-problemy-v-ramkah-gendernogo-vospitaniya-gendernoe.html
  5. Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? // "Обруч", 1998г. №6