Воспитательная работа на основе взаимодействия с семьёй

Разделы: Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействия общения дошкольников с педагогами, взаимодействие с родителями, взаимодействие педагога и семьи, взаимодействие семьи и школы


«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира - от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

Детские годы - эта самая чудесная пора в жизни каждого человека. И как она пройдёт, зависит от родителей и воспитателей.

Родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Актуальность. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Взаимодействие ДОУ с семьей - это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Выделяется два основных направления взаимодействия с семьей:

  • Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, групповые консультации, индивидуальные беседы, лектории, практикумы, семинары.
  • Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Основные принципы организации работы с семьей:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • отсутствие формализма в организации работы с семьей;
  • создание активной развивающей среды;
  • единство подходов к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • решение общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Поэтому взаимодействие семьи и детского сада на сегодняшний день является актуальным.

В основе взаимодействия семьи и детского сада лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с родителями. Сотрудничество - это основа взаимодействия родителей и дошкольного учреждения, т.е. взаимное определение целей деятельности, совместное распределение средств, сил, предмета деятельности, в зависимости от возможностей каждого участника. А также, совместный контроль и оценка результатов общей работы, планирование новых задач, целей и результатов.

В детском саду есть условия для участия родителей в образовательном процессе.

Формы взаимодействия с родителями могут быть разными, но главное - помнить, что необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям. Недопустимо сравнивать ребёнка с другими детьми, ведь каждый ребёнок - уникален.

Самой традиционной формой взаимодействия с родителями является собрание. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаются такие темы: «Возрастные особенности психологического развития детей 5-6 лет. Что должен знать ребёнок 5-6 лет», «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора», «Игры нашего детства». Собрание можно провести в дистанционной форме в виде Zoom-конференции.

При проведении родительского собрания можно родителям предложить «Игровой калейдоскоп», игры которые можно использовать даже на кухне. Например «Угадайка». Цель игры - развитие внимания, обоняния, осязания.

Содержание игры: взрослый просит ребёнка отвернуться и на слух определить, что он сейчас делает: переливает воду, откусывает яблоко, трёт морковку. За каждый правильный ответ хвалит ребёнка.

Также в работе используются такие формы взаимодействия с родителями, как онлайн-флешмобы. Например «Папа-может», «Папа-спортсмен», «Папа-защитник».

Наглядно-информационные формы взаимодействия воспитателей и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность воспитателей, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно-информационное направление включает в себя:

  • родительский уголок;
  • папки-передвижки «Режим - это важно», «Какая должна быть одежда в группе? Одежда в осенний период», «Моя любимая мамочка»;
  • буклеты: «Что ненужно брать в детский сад», «Правила поведения и общения», «Здоровье детей осенью»;
  • семейный и групповые альбомы «Моё весёлое лето», «Гербарий. Растения нашего края»;
  • фотовыставки «Наши любимые бабушки и дедушки», «Мы с мамой лучшие друзья», «Наши отважные папы»;
  • семейный вернисаж «Путешествия выходного дня».

Активность родителей в создании фотовыставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

Самым востребованным, привлекательным и полезным во взаимодействии с родителями является досуговое направление:

  • праздники и развлечения «День рождение группы», «Осенины», «День Матери», «Защитники Отечества», «Международный женский день», «Этот День Победы»;
  • спортивные досуги «Праздник мяча», «За здоровьем в детский сад»;
  • театральная неделя: мини-спектакли: «Волк и семеро козлят», «Теремок»;
  • совместный проект: «Путешествие в Африку. По следам Доктора Айболита;
  • конкурс поделок: «Чудо чудное, диво дивное»;
  • мини-сочинения «Моя семья», «Мой папа-ты самый лучший»;
  • экскурсионные походы в парк, зону отдыха, музей, библиотеку.

Эти формы взаимодействия с родителями могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.