4 ноября – День народного единства

Разделы: География, Внеклассная работа

Ключевые слова: День народного единства


Цель урока: познакомить с историей праздника, дать представление о событиях конца XVI - начала XVII веков, способствовать чувству гордости и патриотизма.

Учитель: 4 ноября отмечается День народного единства - один из самых молодых государственных праздников России. Праздник был учрежден в 2005 году и с этого момента является выходным, однако не все знают, что произошло в этот день и что именно мы отмечаем.

- Дата эта была выбрана отнюдь не случайно. Несмотря на свою кажущуюся молодость, исторически День народного единства связан с далекими событиями начала 17-го века, когда в 1612 году Москва, наконец-то, была освобождена от польских интервентов.

В истории нашей страны было немало дней, когда весь народ как один человек поднимался на защиту Родины. Сегодня мы вспомним, некоторые моменты, которые свидетельствуют о том, что, объединившись, русский народ способен противостоять любому врагу. Вспомним время монголо-татарского ига, его окончание.

- Вспомните, какое событие произошло в 1380 году.

- Верно, 8 сентября 1380 года на поле Куликовом все полки русских княжеств сошлись под знаменами великого князя московского Дмитрия Ивановича и под этими знаменами одержали полную победу над монгольскими полчищами. Это первый пример единения русского народа.

В начале 17 века над Россией нависла новая угроза.

- В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время.

- За это время на Руси произошло много трагических событий. Было страшное время: неурожаи, голод, восстания.

- В стране назревало недовольство. Во всем обвиняли царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного.

- Всем этим и воспользовались поляки. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича, и Лжедмитрий I был с почестями встречен в Москве.

- Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво - они оскорбляли москвичей, грабили их.

- За это время русский трон неоднократно переходил из рук в руки: Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Лжедмитрий 2, боярские группировки - все боролись за право быть русским царем.

- К осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территории, включая Москву, была захвачена поляками. В стране хозяйничали многие самозванцы. Более или менее нормальным было положение в Нижнем Новгороде, Ярославле, Вологде, где правили дворяне и горожане.

- Ребята, я предлагаю вам мысленно перенестись на городскую площадь Нижнего Новгорода того времени. На площади шум, гам. Нижегородцы обсуждают грамоту (письмо), полученную ими от монахов одного из подмосковных монастырей.

- Задание: До нас дошли документы того времени в плохом состоянии.

- Ваша задача, объединившись в микро-группы по 4 человека, расшифровать отрывок из этой грамоты.

«Гибнет…. от поляков, а…. есть основание. Не забудьте, что пока крепок корень, то и дерево крепко; не будет корня, на чем оно будет держаться?».

(слова для справок: Россия, Москва, Новгород, столица, Киев, Лондон, империя).

- Молодцы.

- А теперь представьте, что от вас зависит судьба Москвы, а значит, всей России. Какое вы примете решение, первое или второе?

  1. «У Москвичей своя земля, а у нас своя! Каждый сам за себя!»
  2. «Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Всё отдадим, чтобы ратным (военным) людям ни в чем нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!».

- Почему выбрали именно этот вариант?

- Те из вас. Кто выбрал второй вариант, повели себя точно так же, как и нижегородский староста, купец Кузьма Минин, которому и принадлежат выбранные вами слова.

Задание: Вам нужно снова объединиться в микро-группы по 4 человека. Каждая микро-группа получит отрывки предложений. Из этих отрывков вам нужно составить рассказ (устно) о последующих действиях Кузьмы Минина. На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты.

Первым показал пример

Принес все деньги и украшения жены

Все нижегородцы

Несли деньги, дорогую одежду, меха, посуду

И богатые, и бедные.

- Кузьма Минин не только призывал других отдавать свое имущество, но и первым показал пример. Он принес на площадь все накопленные им деньги и украшения жены. Нижегородцы вслед за ним, и богатые, и бедные, и молодые, и старые, несли на городскую площадь, кто что имел. Кто деньги, кто дорогую одежду и меха, кто посуду.

- В такой обстановке даже городские нищие, просившие милостыню на пропитание, не могли оставаться в стороне. Они тоже хотели помочь. Но у них ничего не было. И все-таки они что-то отдавали на общее дело.

- Как вы думаете, что это было?

- Оказывается, нищие снимали с себя медные крестики. Самое святое, что у них было.

- Были собраны необходимые средства. Оставалось выбрать предводителя народного ополчения.

- Им стал Дмитрий Пожарский. Весной 1612 года ополчение выступило из Нижнего Новгорода в Ярославль. Там войско значительно пополнилось отрядами из других городов. Пожарский посылал своих людей расчищать дороги на Москву от шаек польских грабителей. Районы постепенно освобождались от врага и осуществляли охват Москвы с севера и юга. Большие неприятности полякам приносили и партизаны из местных сел.

- В октябре 1612 года поляки силой народною были изгнаны из Москвы, а потом и со всей территории земли русской. Подвиг героев остался не только в памяти народной.

- Кто из вас бывал в Москве? На Красной площади, возле храма Василия Блаженного установлен памятник Минину и Пожарскому. Это самый первый памятник в России. Давайте рассмотрим этот памятник.

- На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами).

- Как вы думаете, что изображено на первой картине? (На первой картине изображено, как граждане Нижнего Новгорода несут свое имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей).

- А что изображено на второй картине? (Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами).

- Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале.

- Каким изображен Пожарский? (Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин - правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч).

На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818»).

«Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной»
(Н.Кончаловская)

Закрепление

- А теперь, попытайтесь ответить, почему праздник носит название День народного единства?

- Что означает название праздника? (он символизирует единение общества, населения страны перед внешней угрозой, опасностью).

- Как вы думаете, почему Государственной Думой было принято решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника?

- За какие подвиги стоит в Москве памятник Минину и Пожарскому?

Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

- Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

Всего вам доброго!