Мастер-класс для педагогов на тему «Игры-головоломки в работе с детьми дошкольного возраста. Гексамино»

Разделы: Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: речевые игры


Цель:создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного взаимодействия по использованию игр – головоломок в ДОУ.

ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ

1. Теоретическая часть

  1. Цель и задачи темы, ее актуальность.
  2. Головоломки и их значение для развития детей дошкольного возраста:
  3. Виды игр-головоломок для детей дошкольного возраста.
  4. Из опыта работы.
  5. Знакомство с Гексамино.

2. Практическая часть

Работа педагогов с Гексамино (по схемам и по образцу).

3. Подведение итогов

Вопросы по теме от коллег и обмен впечатлениями.

Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного взаимодействия по использованию игр-головоломок в ДО.

Задачи:

  • познакомить педагогов с приемами использования игры-головоломки – показать возможности их применения для развития ребенка;
  • повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса развитии креативного мышления у воспитанников;
  • создать у участников мероприятия мотивацию для использования различных головоломок в работе;
  • создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.

Форма проведения: мастер-класс.

Материалы для работы: настольная игра Гексамино, др. настольные игры (для демонстрации), схемы для создания.

Демонстрационный материал: презентация по теме.

Ход мастер-класса

Внимание! Внимание!

Сегодня на повестке дня у меня гениальная идея одна!

С вами опытом готова поделится, который вам надеюсь пригодится!

Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений. Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли, интеллектуальном развитии.

Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики настоящего времени.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Головоломка – игрушка на все времена. В наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать интеллектуальное, логическое мышление, геометрическую интуицию, творческое воображение. Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

При работе с детьми цели и задачи у всех головоломок одинаковые. Учить детей обдумывать и планировать свои действия, формировать умение строить от простого к сложному, способствовать развитию познавательного интереса, интеллекта, мелкой моторики, памяти, речи, внимания, логического, пространственного мышления.

Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность выполнять нестандартные задачи, решать их разными способами.

Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.

Игры-головоломки учат детей усидчивости также зрительно-моторную координацию.

Игры-головоломки можно использовать в рамках занятий, например, на занятиях по математике, конструированию, развитию речи. Игры-головоломки помогают решать задачи обучения счёту, сравнению, ориентировке в пространстве и в свободное время.

Формы использования игр-головоломок разнообразны: работа с одним ребёнком (индивидуальная), одновременная работа с детьми (2–5 человек) (подгрупповая) и работа с большой группой детей (групповая).

Также можно использовать цифровые игры и приложения, чтобы дети решали головоломки на планшетах или компьютерах. Важно, чтобы такие игры были правильно подобраны и соответствовали возрасту детей.

  • Устные головоломки – задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов (загадки, шарады, данетки и т.п.).
  • Головоломки с предметами. Это головоломки, в которых активно используются обычные бытовые предметы: головоломки со спичками, монетами, карточные головоломки.
  • Механические головоломки. Это класс головоломок, которые специально были изготовлены как головоломки. Это всевозможные проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика, пазлы пентамино и др.
  • Печатные головоломки. Это те головоломки, для которых необходима бумага и карандаш. Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у ребенка развиваются следующие логические операции мышления: анализ, классификация, обобщение, синтез, сравнение.
  • Геометрические головоломки (плоскостное моделирование) Сущность такой игры-головоломки состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по шаблону или замыслу. «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино» и др. Такие игры-головоломки представляют собой части разрезанной на несколько частей фигуры: квадрат, прямоугольник, круг или овал, прочие формы для составления плоскостных изображений предметов: людей, животных, птиц, рыб, разных видов транспорта и др.

Работая еще летом над программой кружка «Сундучок идей», я более глубоко заинтересовалась различными головоломками для работы с детьми. Тем более у нас сейчас самый подходящий возраст для решения более сложных задач.

Тему для самообразования решила выбрать именно в этом направлении.

Познакомилась с различными головоломками впервые сама и решила их применить в работе с детьми не только на кружке и в группе, на занятиях по математике с элементами конструирования и в свободной игровой деятельности, во второй половине дня.

Использую в своей работе с детьми в этом году головоломки, которые мы даже пробуем сделать сами.

И вот открыла для себя очень интересную дидактическую головоломку «Гексамино».

«Гексамино» — классическая игра-головоломка, ставшая популярной во второй половине ХХ века.

Элементами головоломки являются 12 различных по форме фигур, состоящих из шести равносторонних треугольников. Основная задача — собрать фигуры по заданным контурам (принцип решения схож с головоломками Танграм и Пентамино).

Головоломка развивает пространственное и творческое мышление, память, логику и воображение.

В комплект входит 12 фигур, игровое поле, книжка-инструкция. Также в наборе поставляется настольная игра HEXAGON, рассчитанная на 2–4 человека.

Минимальный возраст для игры — от 7 лет. Мы используем ее без игры.

Практическая часть

Сегодня я решила вас познакомить с Гексамино, чтобы вы сами попробовали смоделировать по схемам некоторые из фигур.

Раздаю каждому участнику Гексамино и дополнительно схему.

При решении головоломки важно соблюдать два условия: первое — следует использовать все фигуры, и второе — фигуры нельзя накладывать друг на друга.

Подведение итогов, обмен впечатлениями.