Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания посредством моделирования

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Классы: 7, 8, 9, 10, 11


Международная программа оценки качества обучения PISA, разработанная в 1997 году, каждые три года проводит масштабные тестирования по оценке грамотности 15-летних школьников мира в разных видах учебной деятельности. Показатели России в международном рейтинге стран из года в год остаются невысокими: 23-е, 26-е и 33-е места.

Задания PISA оценивают возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач, проверяют не заученный материал, а владение метапредметными и межпредметными компетенциями. Также PISA включает интерактивные задания, направленные на наблюдение за объектом, понимание как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие предметов. Задания для коллективного выполнения подразумевают совместное решение проблем, показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, умеет ли договариваться. Одним из наименее сформированных навыков отечественных школьников является командная компетентность, умение согласовать свои усилия в совместной деятельности, добиваться командного результата.

Надо отметить, что Федеральные государственные образовательные стандарты содержат аналогичные требования к выпускнику, развитию его личности, творческому началу для деятельности в условиях активно развивающейся информационной среды и умению решать нестандартные, постоянно меняющиеся задачи индивидуально и в группе.

Таким образом, PISA и ФГОС следуют современным образовательным трендам. Однако риски заключаются в том, что чрезмерное увлечение этими новыми трендами приводит к переходу от «школы знаний» к «школе жизни», «практической школе» в ущерб знаниевой парадигме. При всей актуальности проблемы применения знаний, их использования в практической деятельности при разрешении конкретных проблемных ситуаций, без знаний исторических фактов и событий нельзя сформировать гражданско-патриотическую позицию молодежи, что признано приоритетом образовательной политики нашего государства.

В современный полипарадигмальный период развития науки и философии неопозитивизма особенно остро встают мировоззренческие проблемы, связанные с определением ценностных ориентиров, формированием патриотических установок при сохранении толерантного отношения к представителям разных культур. Эти проблемы напрямую связаны с осмыслением феномена фальсификации отечественной истории и противодействием попыткам такой фальсификации.

С учетом всех этих вызовов времени, функциональная грамотность, как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, обретает особую актуальность.

Направлениями функциональной грамотности являются:

  • Читательская грамотность
  • Математическая грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.

Математическая грамотность является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики.

Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д.

Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

  • коммуникативная
  • информационная
  • деятельная.

Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Наиболее актуальным средством формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в современном образовании становится моделирование.

Методом моделирования называется такой общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект. Он основывается на синтетическом подходе: изучаются отдельные части объекта, исследуется их функционирование, объясняется совокупность данных, относящихся к предмету познания. Визуализация, заложенная в основу данного метода, является важным элементом, ведь наш мозг обрабатывает визуальную информацию в 60 тысяч раз быстрее, чем текстовую.

Моделирование позволяет:

  • сформировать навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно с учетом индивидуальных особенностей восприятия учеников;
  • выработать системное критическое глобальное мышление ученика;
  • использовать модель как средство коммуникации, согласования позиций, взаимодействию в команде;
  • научить школьника работать с текстом, анализировать, дополнять, находить нужную информацию в различных источниках и соотносить ее с действительностью. Принцип структурирования информации помогает легче выделить основную идею, проследить связи между информационными блоками, дополнять ее новой информацией.

Главными чертами моделирования являются:

  • наличие объекта, для которого может быть создана материальная или нематериальная модель;
  • замещение реального объекта моделью (искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул);
  • отражение тех черт, которые являются существенными, отображают в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами объекта, совокупность гипотетических описаний, позволяющих предвидеть новые свойства;
  • внесение элемента субъективности и фантазии в описание объекта (авторское видение сущностных характеристик исследуемого объекта).
  • сопоставление результаты анализа с характеристиками оригинала.

Этот метод универсален, что позволяет его использовать в реализации любого направления функциональной грамотности.

Для одного и того же явления (процесса) можно использовать разные виды моделирования в зависимости от решаемых исследовательских задач:

  • предметное моделирование (построение макетов средневековых замков)
  • знаковое или информационное моделирование (схемы, чертежи, формулы, алгоритмы, план исследования, структура),
  • мысленное моделирование (проект) На уроках истории и обществознания применяются такие модели, как таблицы, схемы, кластеры, «живая карта» и др.

Таблица - это модель работы с информацией, позволяющая систематизировать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, преобразовывать, структурировать, обобщать материал, который он имеет возможность почерпнуть из разных источников, что облегчает его целостное восприятие и осмысление. К разновидностям таблиц мы относим

  • тематические
  • хронологические
  • сравнительно - аналитические
  • синхронистические.

Тематическая таблица - модель, раскрывающая отдельные проблемы и вопросы исторического прошлого или явления общественного развития.

Хронологическая таблица - модель, отражающая длительность исторических явлений, их последовательность. Представляет своеобразную сетку дат и событий.

Сравнительно-аналитические таблицы строятся на сравнительном анализе исторических событий или обществоведческих явлений. Для их составления нужно определиться с линиями сравнения и основными объектами анализа.

Синхронистическая таблица - модель, успешно применяемая при изучении всеобщей и региональной истории, а также для межкурсовых связей фиксирующих наиболее важные события и явления, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время, что помогает воспринимать историю разных стран и народов как единый всемирно-исторический процесс.

Как организовать работу по созданию таблицы?

Учащихся необходимо научить актуализировать работу с этой моделью. Для этого, перед тем как ученик приступит к построению таблицы, нужно сформулировать цель его деятельности: (например: понять, чем отличаются реформы двух исторических периодов или сравнить соотношение сил воюющих сторон и т.д.)

Далее ученик с помощью учителя или самостоятельно выделяет основные линии сравнения, оформляя колонки и графы таблицы.

Работая с текстом, ученик учится выделять главные свойства изучаемого объекта и кратко и лаконично записывать основные тезисы в таблицу, причем важно научиться преобразовывать предложения (мысль) в тезис без потери смысла.

Заполненные данные таблицы необходимо проанализировать и сделать вывод (Какой лагерь в начале войны был сильнее? или Чего оказалось в характеристике объектов больше - черт сходства или различий?) Без этого модель не будет эффективным средством получения и осмысления знаний.

Схема - это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками. Это позволяет визуализировать информацию, обеспечить ее лучшее осмысление, запоминание. Сжатие, кодирование в схему информации позволяет развить навык синтеза и анализа у учащихся, необходимые в его дальнейших жизненных нуждах. Можно выделить следующие виды схем:

  • логические
  • структурные
  • последовательные

Логические схемы применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи.

Структурные (сущностные) схемы отражают структуру, основные части, черты и суть того или иного явления.

Последовательные схемы позволяют выстроить последовательность событий, основаны на последовательном соединении элементов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.

Как организовать работу по созданию схемы?

Учащихся необходимо научить,используя информацию, мысленно представлять модель и ее составляющие части. Можно в программе Word при помощи автофигур выбрать подходящую форму для модели или создать модель с помощью линейки и карандаша. Важно соблюдать логику в обозначениях: аналогичные элементы обозначать одинаковыми значками, менее значимые изображать более мелко. Для большей информатизации рекомендуется использовать «выноски» и текстовые связки. Схема должна быть эстетичной, информативной, наглядной. Она должна помочь увидеть сущность изучаемого объекта, иерархию его свойств и черт. Работа по созданию данной модели может быть индивидуальной, групповой, использоваться в качестве домашнего задания или в классе. Можно предложить одной группе ребят составить схему, другой группе внести дополнительные элементы в модель.

Кластер - это графическая модель организации информации, позволяющая выделить основные смысловые единицы и зафиксировать их в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Кластер представляет собой изображение, более подробное, чем схема, дополненная сущностными характеристиками изучаемого объекта, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Как организовать работу по созданию кластера?

В начале работы необходимо проанализировать информационный материал: нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в ней большие и малые смысловые единицы?

Необходимо выделить центр - это тема, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, на основе текста, а от них соответствующие термины, понятия, события, факты и т.д.

Вокруг каждой рамки в кружках (это «веточки» кластера) кратко вписываются сведения, соответствующие смысловым блокам. Далее нужно попытаться установить связи между отдельными блоками и /или «веточками» кластера и соединить их стрелками. На основе разных источников или после обсуждения в группе можно дополнить кластеры новыми «веточками» - сведениями, необходимыми для представления данной проблемы. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации, на стадии рефлексии понятия группируются, между ними устанавливаются логические связи.

Прием кластеров универсален. Он может применяться для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. Система кластеров охватывает больше информации, чем обычно. В работе над этой моделью особенно эффективной является групповая деятельность, работа в парах.

Модель «Живая карта» используется на уроках не только для того, чтобы показать географическое положение события, но и передать сам процесс, действие. С помощью «анимации» можно привести в движение стрелки, указывающие направление ударов войск, изменение границ государств и др.

Как организовать работу по созданию «живой карты»?

За основу необходимо взять контурную карту, либо изобразить ее самостоятельно. Выделить или нанести на карту основные обозначения. Разместить заданные объекты. Их можно изготовить заранее и прикрепить к карте. Далее, используя стрелки, обозначить направления движения объектов. В презентации «оживить» карту можно с помощью анимации. Для этого нужно выделить объект и нажать на кнопку с любой командой: «появление», «вылет» и др. По ходу изложения материала объекты можно приводить в движение, удалять с поля карты при необходимости. Желательно объекты и стрелки выделять ярким цветом. При изменении границ объектов, следует также использовать разные цвета и оттенки. Карта должна наглядно и образно передавать информацию, учить ориентироваться в пространстве, видеть масштаб события.

Все представленные модели обладают общими чертами: компактность, выразительность, лаконичность, точность, наглядность. Они предусматривают индивидуальную работу, а также групповое взаимодействие. Могут использоваться на уроках, в качестве домашнего задания, дидактического раздаточного материала. Объектом для создания таких моделей может быть материал учебника и другие источники информации. Позволяют осмыслить материал, дать ему оценку, критически рассмотреть проблему с различных точек зрения, использовать творческий подход к решению новых задач.

На сегодняшний день мы не обладаем системой оценивания функциональной грамотности. Над ее разработкой трудятся ученые.

В российской системе оценивания качества обучения проводится целый комплекс процедур на разных уровнях: государственная итоговая аттестация (ЕГЭ, ОГЭ), выборочные исследования (международные мониторинги, национальные исследования, исследования компетенций учителей), школьное оценивание (ВПР).

Используя некоторые из этих показателей на примере учеников лицея № 1, можно констатировать положительную динамику.

  • Успеваемость по истории и обществознанию во всех классах за последние три года составляет 100%. Качество знаний - 88-96%.
  • Результаты ВПР в 8-х классах по истории и обществознанию выше 70% при успеваемости 100%, что выше показателей по городу и краю.
  • Итоговую контрольную работу по обществознанию в 2020 году по окончании 9-го класса писало 18 учеников 9х классов, что составило более 50% от общего количества учащихся. Общий результат по лицею составил 94% качество знаний при 100% успеваемости.
  • О высоких результатах в обучении свидетельствует наличие выпускников, набравших по результатам итоговой аттестации по обществознанию 2019 года в форме ЕГЭ 75 баллов и выше при 100% успеваемости и 72 % качества, что позволило им поступить в престижные ВУЗы страны на бюджетной основе.

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе создаёт основу для формирования функциональной грамотности учащихся, самостоятельного успешного усвоения обучающимися глубоких и прочных знаний, закрепления умений и навыков в различных областях деятельности; умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность, коммуницировать, добиваться командного результата.

Список используемой литературы

  1. Абдулаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта // Преподавание истории в школе - 2012. - №1. - С.3-7
  2. Вяземский Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
  3. Гребнев И.В. Методическая компетентность преподавателя: формирование и способы оценки // Педагогика. - 2014. - №1. - С.69-74
  4. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся // Преподавание истории в школе - 2012. - №1. - С. 7-13.
  5. Лемина Г.Л., Сабирова А.Х. История. Обществознание. 8-11 классы: современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. - М.: Учитель, 2014. - 124 с.
  6. Минькович Т.В. Моделирование как универсальный способ осуществления деятельности // Педагогика. - 2013.- 10.- С. 34-42
  7. Сечина Т.И. и др. Справочник учителя истории и обществознания. - М.: Учитель, 2013. - 219 с.
  8. Остапенко Р.И. Структурное моделирование в психологии и педагогике: проблемы науки и образования. - М.: Просвещение, 2016. - С.56-84
  9. Сериков В.В. Метод моделирования в педагогическом исследовании. //Институт стратегии развития образования РАО: - М, 2020.