Использование приемов мнемотехники в начальной школе с детьми ОВЗ

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование, Мастер-класс

Класс: 2

Ключевые слова: ОВЗ, мнемотехника


Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов детьми.

Задачи:

  • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;
  • повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Ход мастер-класса

1. Вводная часть

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.

Тема нашей встречи "Использование приемов мнемотехники в начальной школе с детьми ОВЗ" - как метод развития связной речи".

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать методы и приемы которые я использую в речевой работе с детьми.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного и младшего школьного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Несформированность грамматического строя речи
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Поэтому одна из задач педагога это, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из методов развития связной речи у детей с ЗПР является использование мнемотехники.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

МНЕМОТЕХНИКА - от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей с ЗПР преобладает зрительно-образная память, а познавательная активность которых снижена и мыслительные функции ослаблены. Процесс запоминания при использовании наглядных средств происходит в этом случае непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление,
  • зрительную и слуховую память,
  • зрительное и слуховое внимание,
  • воображение связную речь,

Более того приемы мнемотехники приводят к …

  • обогащению словарного запаса,
  • формированию связной речи.

Мнемотехника, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем учитель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки - это уже квадрат из трёх-четырёх картинок, по которым можно составить предложения. И, наконец, самая сложная структура - это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести стихотворение или даже целый рассказ. Первоначально таблицы составляют воспитател , учителя , родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка.

Таким образом, мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Кроме того, мнемосхемы можно использовать для обогащения словарного запаса по какой-то лексической теме, при разучивании стихотворений, скороговорок, отгадывании загадок, при составлении рассказов и для обучения пересказу.

Мнемотаблицы на слова

Детям предлагается мнемотаблица на определенное слово по лексической теме. Этот прием служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти, но и способствует развитию связной речи, так как детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке.

Этапы работы с мнемотаблицей на слово:

      Рассматривание мнемотаблицы.
    • Перекодирование информации.
    • Воспроизведение таблицы по памяти.

Мнемодорожки для составления предложений

Особенностью мнемодорожки является то, что на каждое слово предложения подбирается картинка. Ребенок, отвечая на вопрос взрослого с помощью мнемодорожки, учится использовать правильный порядок слов в предложении, грамматически правильно оформлять его, а также отвечать на вопрос полным предложением.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при заучивании стихов.

2. Основная часть

Свою работу, по использованию мнемотехники, я строю, преимущественно на уроках русского языка. Поэтому далее привожу образцы детского творчества по созданию семантических образов для запоминания словарных слов:

Как видно из представленных примеров, дети отобразили словарные слова в тех образах, которые они сами представляют в соответствии с приведенными выше требованиями.

Использование системы запоминания словарных слов через собственные семантические образы были апробированы во 2 классе.

Требования к универсальным образам словарных слов:

  • семантический образ должен быть связан именно с лексическим значением данного слова;
  • в семантическом образе слова трудность написания должна быть вписана в буквенное маркирование (например, как со словами палатка, шатер, крыжовник, корзина) так, чтобы ребенок мог легко и однозначно вспомнить визуальное кодирование;
  • семантический образ должен быть редким, чтобы обеспечить избирательность запоминания. Редкость употребления картинки-образа может достигаться цветовым кодированием или изображением детали, подчеркивающей особое эмоциональное настроение (например, для написания слова корова может использоваться образ веселой коровы, у которой смешные очки в виде -ОрО-).

В настоящий момент на основе этих требований создаются совместно с детьми школьные словари с картинками словарных слов.

3. Итог

Таким образом, с помощью мнемотехники достигаем следующих результатов:

  • у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи - как на занятии, так и в повседневной жизни;
  • расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
  • активизируется словарный запас;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.