Применение Advanced Grapher на уроках алгебры в старших классах

Разделы: Математика

Класс: 10

Ключевые слова: программа Advanced Grapher, исследование функций


На уроке рассказывается, как используя программу Advanced Grapher можно строить графики алгебраических и тригонометрических функций в декартовой системе координат, исследовать функции, находить производную, первообразную, вычислять площади замкнутых фигур с применением знаний основ алгоритмизации. Приводятся примеры решения типичных задач на уроке алгебры в старших классах и показываются преимущества программы при исследованиях функции.

Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность сделать процесс обучения более наглядным и динамичным с помощью графической программы Advanced Grapher. Программа строит графики в полярной системе координат, а также линии, заданные параметрически, что упрощает работу ученика при построении графиков.

Цели:

  • Закрепить умение строить графики в различных системах координат
  • Закрепить знания школьного алгоритмического языка
  • Закрепить математические знания по теме "Исследования функции"
  • Развивать внимательность, логику мышления

Тип урока: интегрированный.

Задачи урока:

образовательные:

  • усвоение учащимися понятий алгоритмического языка, математического языка, знание темы исследование функции;
  • формирование у учащихся умений и навыков работы с программой Advanced Grapher;
  • развивать умение считывать информацию и пользоваться ею.

развивающие:

  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие у учеников логического мышления, памяти, внимания;
  • формирование информационной культуры учащихся.

воспитательные:

  • воспитание трудолюбия;
  • прививание учащимся навыков самостоятельной работы.

Ход урока

I. Учет знаний

а) вспомнить ключевые слова из школьного алгоритмического языка:

- абсолютная величина: abs;

- корень: sqrt;

- запись тригонометрический функций: sin(x), cos(x) и т.д.;

- степень 2x, 2^x, sin2x- (sin(x))^2.

II. Работа в классе

№ 1. Исследовать функцию y = (x2 - 1)/ x, построив её график [1].

РЕШЕНИЕ

Используя график построенной функции определим:

1. Область определения.

Область значений.

2. Монотонность функции (т.е. промежутки возрастания или убывания функции)

3. Промежутки знакопостоянства:

а) f(x) > 0

б) f(x) < 0

4. Чётность или нечётность, т.е. f(-x) = f(x) - симметрично относительно оси координат f(-x) = - f(x) - симметрично относительно начала координат

5. Нули функции (точки пересечения графика):

а) с осью Оx:

б) с осью Оy:

6. Точки экстремума:

max y =

[ ]

min y =

[ ]

Каждый учитель и ученик знает, как однообразны и трудоёмки уроки исследования функций, как порой нелегко объяснить некоторые этапы исследования: особенности окрестности точки, в которых происходит перегиб; асимптоты графика и другие. Данная программа облегчает объяснение материала, а ученикам позволяет быстрее усвоить трудные места этого материала, поскольку дает возможность увеличить размеры графика, выполнить дополнительные построения, более детально и полно производить исследование функции.

Выполнение работы:

Вводим на алгоритмическом языке функцию:

y = (x^2 - 1)/ x

(График → Добавить график → Cвойства y(x) → (вносим формулу (x^2 - 1)/ x) (рис. 1). Полученный график представлен на рис. 2.

Рис. 1

2) Вычисления → Исследования функции → (вносим функцию целиком) → Нули функции + экстремумы функции + min + max (+ использование производной). 3) Результат исследования (по производной):

а) нули функции;

б) экстремумы (рис. 4).

Рис. 4

4) Результат исследования без производной:

а) нули функции;

б) max;

в) min.

5) Вычисления → Пересечения → y(x1) = (x^2 - 1)/ x (рис. 5)

y(x2);

x = -1, y = 0.

x = 1, y = 0.

Рис. 5

6) Касательная y(x) = (x^2 - 1)/ x, точка касания x = -1.

Касательная → Добавить график → Свойства → OK (формула)

Результат решения показан на рис. 6.

Рис. 6

График любой функции можно построить и по точкам, т.е. по таблице.

Таблица значений → формула (x^2 - 1)/ x от -10 до 10 с шагом 1.

→ Вычисления функции → формула (x^2 - 1)/ x → Считать.

Мы рассмотрели подробно пример решения №1, так же были исследованы и построены графики функций примеров №2 - №4.

№2. Построить график функции: y = ׀ 2x + 3׀ + 3׀x-1׀ - ׀x+2׀

№3. Построить график функции: y = 2x ·cosx.

(Графики → Наборы свойств → Тригонометрический набор)

(y(x) = 2^x * cos(x)) → OK → Получаем график

(Вид → Панели инструментов → Стандартная)

№4. Построить график функции: (не на одном)

а) y = 1 + sinx;

б) y = x + 2sinx;

в) y = 1+ cos2x.

С помощью программы можно построить графики и в полярной системе координат, а также линии, заданные параметрически. Кроме того, она чертит графики и направления, которые задаются с помощью уравнений или неравенств, выполнение которых на уроках занимают большое количество времени. Рассмотрим пример построения такого графика.

№5. В полярных координатах построить графики следующих функций (выполнить построение последовательно на одном графике):

1) R(a) = 4sin4a;

2) x(t) = 8cost - 2cos4t и y(t) = 8sint - 2sin4t;

3) (x2 + y2)2 - 54(x2 - y2) = 0 - в декартовой системе координат [2].

Рис. 7

№6. Для самостоятельного выполнения. Построить график функции:

1) y = ׀ x2 - 5x+ 6 ׀, (y(x) = abs(x^2 - 5*x +6))

2) y = ׀ x2 - 5 ׀ x ׀ + 6 ׀, (y(x) = abs(x^2 - 5abs(x) +6)

3) y = ׀׀ x2׀ -5 ׀ x ׀ +6 ׀, (y(x) = abs(abs(x^2) - 5abs(x) +6)

III. Подведение итогов урока

IV. Домашнее задание

Записать алгоритм построения графиков задания № 6.

Литература

  1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. (в двух частях). Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2005.
  2. Азевич А.И. Advanced Grapher на уроке и после него // Математика в школе. - 2001. - №6. - С. 69.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ (в двух частях). Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Бином, 2012.