Рабочая программа по предмету "Основы предпринимательства". 10-й класс

Разделы: Экономика

Класс: 10

Ключевые слова: финансовая грамотность


I. Пояснительная записка по предмету «Основы предпринимательства»

Рабочая программа предмета «Основы предпринимательства» составлена в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Программа и методические рекомендации по учебному курсу «Предпринимательство для начинающих» автор Е.Савицкая, 2021 год.
  • Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Гимназия № 3 им.Л.П.Данилиной»
  • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3 им. Л.П.Данилиной» от 30.08.2018.

Программа предназначена для обучающихся 10 классов гимназии профильного уровня.

Цель обучения: освоение учащимися системы понятий из сферы предпринимательства и инструментов ведения бизнеса на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, а также формирование их готовности к попытке создания собственного бизнеса.

Задачи обучения:

  • формирование системного знания о предпринимательстве;
  • формирование умения принимать рациональные решения и оценивать их возможные последствия для себя и совей семьи
  • формирование навыков самостоятельной и коллективной учебной деятельности;
  • овладение навыками поиска актуальной информации в различных источниках и ее правильно оценки;
  • овладение навыками использования теоретических знаний для решения практических задач;
  • овладение навыками проектной деятельности на основе базовых экономических знаний;
  • формирование умения применять полученные знания для исполнения социально-экономической роли предпринимателя;
  • формирование способности к самоопределению в экономической деятельности;
  • формирование уважительного отношения к своей и чужой собственности.

II. Общая характеристика учебного предмета «Основы предпринимательства»

В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается важность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства.

Формы обучения:

  • индивидуальная
  • парная
  • групповая
  • коллективная
  • фронтальная

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление учащегося с докладом);
  • наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
  • практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности);
  • логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
  • проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический метод, исследовательский метод);
  • методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с учебником, с ИНТЕРНЕТ, навыки решения учебной проблемы (проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита).

III. Описание места учебного предмета «Основы предпринимательства» в учебном плане

Настоящая программа предназначена для обучающихся 10 х классов и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

IV. Планируемые результаты освоения учебного курса

4.1. Личностные результаты.

Важные личностные характеристики и установки выпускника:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения, выработке собственной позиции;
  • гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
  • готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, правовая грамотность;
  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы;
  • готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие традиционных ценностей семьи, формирование ответственного отношения к своей семье;
  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности;
  • осознанный выбор предпринимательства как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • потребность трудиться, уважение к труду, добросовестное, ответственное и творческое отношение к трудовой деятельности.

4.2. Метапредметные результаты.

4.2.1. Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • самостоятельно определять цели и оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной целью.

4.2.2. Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
  • различать возможные варианты организации продаж;
  • объяснять, что такое дифференциация продукта;
  • отличать бренд от обычного наименования продукта;
  • определять необходимые ресурсы для создания бизнеса;
  • различать потенциальные источники финансирования на этапе создания бизнеса;
  • различать организационно-правовые формы предприятия с
  • точки зрения их преимуществ и недостатков для ведения бизнеса;
  • рассчитывать выручку от продаж и издержки производства;
  • различать постоянные и переменные издержки;
  • рассчитывать прибыль и налог на прибыль:
  • различать варианты использования прибыли;
  • оценивать предпочтительность использования той или иной схемы налогообложения бизнеса;
  • рассчитывать точку безубыточности предприятия;
  • анализировать простейшие финансовые показатели деятельности фирмы;
  • объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  • понимать необходимость соблюдения обязанности по уплате налогов;
  • анализировать информацию о бизнесе из адаптированных источников различного типа.
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

4.2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, исполнитель, выступающий ит. д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

4.3. Предметные результаты.

4.3.1. Выпускник на базовом уровне научится:

  • отличать предпринимательскую деятельность от работы по
  • найму;
  • развивать в себе необходимые качества для предпринимательской деятельности и приобретать недостающие навыки;
  • выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
  • находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса;
  • находить идеи для собственного дела;

4.3.2. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • проводить анализ преимуществ и недостатков предпринимательской деятельности;
  • формулировать бизнес-идею;
  • оценивать спрос на новый продукт (размер рынка);
  • анализировать конкурентную среду;
  • использовать в повседневной жизни приобретённые ключевые компетенции при выполнении учебно-групповых проектов;
  • отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;
  • применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои денежные средства;
  • грамотно применять полученные знания для оценки собственных действий в качестве предпринимателя, члена семьи и гражданина;
  • объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
  • использовать приобретённые знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с ведением бизнеса:
  • использовать знания о маркетинговых коммуникациях в реальной жизни;
  • выявлять профиль потенциального клиента;
  • применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования социально-экономической роли предпринимателя.

V. Содержание учебного предмета «Основы предпринимательства»

Модуль 1. Введение в курс «Основы предпринимательства», 1 час.

Модуль 2. Создание нового бизнеса: а вы к этому готовы? 3 часа.

Предпринимательство. Преимущества и недостатки предпринимательской деятельности. Качества, которыми должен обладать предприниматель. Проблемы, с которыми сталкивается предприниматель. Задачи, которые должен решать предприниматель.

Модуль 3. Если идти в бизнес, то с какой идеей? 4 часа.

Причины неудач новых бизнес-проектов. Факторы успешности нового продукта. Ценностная лестница. Совокупная ценность продукта для потребителя. Совокупные издержки потребителя. Основа для бизнес-идеи: сам продукт, услуги, сопровождающие продукт, нематериальные атрибуты фирмы и продукта. Дифференциация продукта.

Модуль 4. Идея есть. А можно ли из нее сделать бизнес? 4 часа.

Бизнес-план: зачем он нужен. Структура бизнес-плана. Оценка размера рынка: определение количества потенциальных клиентов, учёт конкурентов, оценка потенциальной выручки. План маркетинга: ответы на семь вопросов. Расходы на маркетинг.

Модуль 5. Как организовать первые продажи и добиться их роста. 4 часа.

Особенности продаж для нового предприятия. Модель продаж. Профиль будущего клиента. Позиционирование. Генерация лидов. Ценообразование. Варианты организации продаж. Прямые продажи. Непрямые продажи. Розничная торговля. Оптовая торговля. Интернет-магазины. Техники продаж. Мониторинг информации о продажах.

Модуль 6. Реклама и бренд- как с этим справиться стартапу? 4 часа.

Бренд как средство увеличения продаж. Отличие бренда от наименования продукта. Модель эффективного построения бренда. Техники рекламы продукта для стартапа. «Маркетинг из уст в уста» и интернет-блогеры. Инструменты «маркетинга из уст в уста». Вирусный маркетинг Клановый маркетинг. Дневники бренда.

Модуль 7. Деньги для нового бизнеса: сколько их нужно? 4 часа.

Финансовые аспекты бизнеса. Обеспечение кредита. Финансовый план. Затраты на запуск бизнеса. Предоплаченные расходы. Расходы на ведение бизнеса. Денежные потоки в бизнесе. Операционная безубыточность.

Модуль 8. Где взять деньги для нового бизнеса? 4 часа.

Источники финансирования запуска бизнеса: их достоинства и недостатки. Банковские кредиты. Государственные и негосударственные центры и программы поддержки малого бизнеса. Внешние инвесторы. «Бизнес-ангелы». Краудфандинг. Собственные сбережения. Бизнес-инкубаторы.

Модуль 9. Анализ «Издержки - объёмы - прибыль». Путь до точки безубыточности. 4 часа.

Точка безубыточности. Постоянные издержки. Переменные издержки. Средние переменные издержки. Маржа. Пример расчёта точки безубыточности. Графическое представление точки безубыточности. Запас финансовой безопасности.

Модуль 10. Обобщение и повторение изученного по предмету. 1 час.

VI. Описание учебно-методического и материально-технического оснащения по учебному предмету «Основы предпринимательства»

  1. Липсиц И., Савицкая Е. Твой путь в мир бизнеса: пособие' для учащихся 10-11 классов. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
  2. Савицкая Е. Программа и методические рекомендации к учебному курсу «Предпринимательство для начинающих». - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
  3. Загривная Т. 10 уроков предпринимательства. Из опыта работы учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
  4. Бахарева М., Маслаков Д. Кейсы. Вызовы предпринимателям. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
  5. Мещерская О. Стартап. Как создать? - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.

Для проведения уроков могут потребоваться:

  • персональные компьютеры или планшеты;
  • мультимедийный проектор и экран;
  • маркерная или интерактивная доска;
  • подключение компьютеров к сети Интернет.

VII. Календарно-тематическое планирование предмета «Основы предпринимательства

№ п/п

Название модуля, темы

Кол-во часов

Дата
проведения
по плану

Дата проведения по факту

Модуль 1. Введение, 1 часа.

1

Принципы, цели и задачи построения предмета «Основы предпринимательства».

1

Модуль 2. Создание нового бизнеса: а вы к этому готовы? 3 часа.

2-3

Создание нового бизнеса: а вы к этому готовы?

2

4

Презентация учебных групповых проектов.

1

Модуль 3. Если идти в бизнес, то с какой идеей? 4 часа.

5

Факторы успешности и причины неудач бизнес-проектов.

1

6

Основа для бизнес-идеи.

1

7

Совокупная ценность продукта. Дифференциация продукта.

1

8

Урок-практикум «Бизнес-идея»

1

Модуль 4. Идея есть. А можно ли из нее сделать бизнес? 4 часа.

9-10

Бизнес-план.

2

11-12

Маркетинг.

2

Модуль 5. Как организовать первые продажи и добиться их роста. 4 часа.

13-14

Особенности продаж для нового предприятия. Различные модели продаж.

2

15-16

Ценообразование.

2

Модуль 6. Реклама и бренд - как с этим справиться стартапу? 4 часа.

17

Бренд как средство увеличения продаж.

1

18

Техники рекламы продукта для стратапа.

1

19-20

Творческая работа «Реклама и бренд».

2

Модуль 7. Деньги для нового бизнеса: сколько их нужно? 4 часа.

21

Финансовые аспекты бизнеса.

1

22

Затраты на запуск нового бизнеса.

1

23

Текущие расходы на ведение уже запущенного бизнеса.

1

24

Презентация ученических групповых проектов.

1

Модуль 8. Где взять деньги для нового бизнеса? 4 часа.

25-27

Источники финансирования новых бизнес-проектов.

3

28

Выполнение ученических проектов.

1

Модуль 9. Анализ «Издержки - объёмы - прибыль». Путь до точки безубыточности. 4 часа.

29

Точка безубыточности.

1

30-31

Постоянные и переменные издержки.

2

32

Запас финансовой безопасности.

1

33-34

Модуль 10. Обобщение и повторение изученного по предмету. 1 час.

2