Занятие для детей 15–17 лет, проживающих в ЦССВ. Тема: «Потребительская корзина»

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 8, 9

Ключевые слова: финансовая грамотность


Цель: формирование представлений о потребительской корзине и прожиточном минимуме.

Задачи:

  1. Воспитательная: воспитание осознанного потребления;
  2. Обучающая: обеспечение усвоения учащимися понятий «потребительская корзина», «прожиточный минимум» и осознание социальной, практической и личностной значимости потребительской корзины
  3. Развивающая: содействие развитию коммуникативных и познавательных компетентностей

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие, создание положительного настроя на урок

2. Актуализация знаний

- У вас на парте лежат 2 конверта. Давайте откроем желтый конверт. Что там? (деньги (ненастоящие), у всех разный бюджет)

- Давайте откроем белый конверт. Что там? (товары и цена на них (набор товаров разный))

- Давайте представим, что вы можете потратить все эти деньги. Выберите те товары, которые вы купите на эти деньги. (Дети делают выбор.)

- Что вы купили? - Я забыл сказать самое главное условие: на эти товары вы должны прожить месяц. Оставите ли вы свой выбор (да, нет)

- Почему вы измените свой выбор? (так как количество денег ограничено, поэтому набор продуктов должен удовлетворять первичные потребности)

- Итак, тема нашего занятия «Потребительская корзина»

- Сформулируем цель нашего Занятия (формирование представлений о потребительской корзине и прожиточном минимуме)

3. Основная часть

- В чем были особенности нашего выбора (ограниченность бюджета, большой выбор товаров, невозможность удовлетворить все потребности)

- Какие потребности вы решили удовлетворить (в пище и гигиене, в лекарствах)

- Исходя из этого, чтобы вы назвали потребительской корзиной (формируют определение)

- Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

- А давайте посмотрим на Российскую потребительскую корзину. Есть три статьи.

1) Продукты питания: согласно утвержденной потребкорзине, в среднем на одного взрослого трудоспособного человека (от 16 лет) из продуктов питания в год полагается 18,5 кг рыбы, 58,6 кг мяса, 60 кг фруктов, 114,6 кг овощей, 126,5 кг хлебных продуктов (хлеб, макароны, мука, крупы, бобовые).

2) Из непродовольственных товаров положено: шесть пар обуви на 3,2 года, верхней одежды (пальтовая группа) три штуки на 7,6 года, два комплекта постельного белья на год, школьно-письменных товаров три штуки на год и т.д.

3) Набор услуг включает в себя нормативы жилья, потребления электричества, воды, газа, затраты на общественный транспорт и пр. Так, на одного взрослого человека полагается 18 кв. м общей жилой площади, 285 литров холодной и горячей воды в день, 10 кубометров газа в месяц, 50 кВт-ч электроэнергии в месяц, 619 поездок на транспорте в год и др.

- Как вы думаете, для всех ли категорий одинаковый состав потребительской корзины? (нет)

- С помощью интернета, найдите информацию о потребительской корзине для детей и пенсионеров. В чем отличия? (в количестве потребляемых товаров)

- Давайте порешаем задачи.

Задача № 1. Петров хочет купить мебельный гарнитур. Он должен затратить на поиски дешевого и качественного варианта 7 рабочих дней, для чего намерен взять отпуск без сохранения заработка. Если он не сделает этого, то купит гарнитур на 20% дороже. В день Петров зарабатывает 1000 руб. Какова должна быть цена гарнитура для того, чтобы рационально мыслящему Петрову было все равно - искать дешевый вариант или нет?

Задача № 2. После получения аттестата зрелости Настя могла бы пойти работать секретарем в офис с зарплатой 15 000 руб. в месяц, либо продавцом с доходом 18 000 руб. в месяц, либо заняться переводами с французского, получая доход не менее 30 000 руб. в месяц. Однако Настя поступила в вуз и стала студенткой. Какова стоимость ее выбора?

- Давайте отвлечемся от задач. И разделимся на 3 группы. Те, у кого была сумма 500 р в начале - команда, у кого была 1000 р - 2 группа, у кого был безлимит - 3 группа. У каждой группы есть конверт. Вы должны определить, что относится к товарам первой необходимости, что к товарам второй необходимости, а что к роскоши.

Проверка работ групп.

- Через год-два вы поступите в учебное заведение. И будете полостью самостоятельно вести свой бюджет. Давайте представим, что 1 группа поступила в другой город и живет в съемной квартире (съем 15 тысяч/месяц), 2 группа тоже поступила в другой город, но стала жить в общежитии (съем 500 р/месяц), 3 группа поступила в местный университет. Составьте проект ваших потребительских корзин. Объясните, почему вы сделали такой выбор

Проверка работ группы, защита проектов

4. Первичное закрепление

Составьте синквей «Услуги, без которых нам не жить»

5. Подведение итогов

- Сложно ли составить потребительскую корзину? Ваша корзина шире государственной? Что нужно сделать для того, чтобы удовлетворить все свои потребности?

- Благодарю вас за активную работу. Желаю, чтобы ваши желания сбылись.