Основополагающим требованием общества к современному образованию является формирование личности, мотивированной на творчество и инновационную деятельность. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
Современный учитель активно использует различные инновационные подходы в преподавании предметов гуманитарного цикла, включает в ход урока интерактивные элементы. Учитывая современные цифровые средства доставки информации на своих уроках интегрирую элементы медиаобразования, используя не только фотографический, кинематографический, документальный, телевизионный материал но и то, что предлагают нам мессенджеры, социальные сети и интернет в целом. Формирую у обучающихся медиа - и информационную культуру, соответствующую традициям и потребностям российского общества, общероссийской гражданской идентичности.
https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe/download/719/
Для формирования у обучающихся информационной культуры личности на уроках применяю информационно - коммуникативные технологииВладение педагогом ИКТ - компетенциями дает возможность провести современный урок с применением различных цифровых образовательных технологий и методов. В связи с этим актуальным становится вопрос развития медиаобразования, имеющей своей целью адаптацию обучающихся к жизни в условиях непрерывного потока информации и тесного взаимодействия со средствами массовой коммуникации.
Внедрение новых ИКТ позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему, а также индивидуализировать обучение, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, повысить темп урока. Помогает освоиться в информационном поле и применять полученные знания, умения, навыки на уроках истории и обществознания и других междисциплинарных областях.
Использую в своей работе различные методы и формы работы, представлю некоторые из них:
1. Организую просмотр занимательных лекций и фильмов по теме урока, на образовательных ресурсах, например Российская электронная школа (Россия - моя история). В этом случае, хорошо использовать задание «Карта памяти», когда ученик излагает просмотренный материал в виде схемы. При помощи «Графика событий» или «Хронология событий» ученики систематизируют материал по просмотренному видеосюжету.
2. Применяю на уроках «СМИ - новости», например: «Политический процесс. Участники политического процесса. Предвыборная агитация». Обучающиеся просматривают реальные, фактические сюжеты из ленты - новостей и ведут перекрестную дискуссию по заданной теме, каждый подтверждает свою точку зрения цитатами участников сюжета или приведенным цифрами статистики. Ученики - критически осмысливают, вырабатывают и защищают свои убеждения. Данная работа проводится в группах, где формируется коммуникативная культура личности.
3. Использую медиаресурсы в диагностических и контролирующих материалах по теме, например: «Уголовная и административная ответственность». По фрагментарному видеосюжету из СМИ - новостей, художественных фильмов, действующей рекламы обучающиеся определяют отрасль права и виды наказания. Данное задание развивает практические навыки самостоятельной деятельности и связанно с приобретением ценного жизненного опыта. Это активное и творческое обучение, где совершенствуются умения применять знания в действительности.
4. Провожу виртуальные и интерактивные экскурсии. Классическая фраза прежних лет: «Представьте себе!» в последнее время уже не срабатывает. Происходит повышение качества наглядности и доступности материала на уроке:
- виртуальная Третьяковская галерея;
- kitravelclub.com- виртуальная экскурсия;
- Historypin | Home - интерактивный музей истории;
- http://www.maxlib.ru/lib.php?item=407 - выставки по истории Новосибирской области.
5. Индивидуализирую образовательный процесс. Ученик сам выбирает документальный фильм или видеосюжет для просмотра на уроке, на заданную учителем тему с обоснованием выбранного материала. Просматривая большее количество информации в сети интернет, происходит критическое осмысление по его отбору и представлению на урок.
На данных уроках обязательно использую методы критического мышления:
- вызов (пробуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление). Кроме того, результативность работы учащихся с медиаресурсами увеличивается в случае опоры на знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения темы.
Обучающиеся в результате учатся:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в медиаресурсах;
- использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования;
- строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также осваивают опыт критического отношения к получаемой информации из разных источников.