Героико-патриотическое воспитание нахимовцев на примере подвига российского полярника «Забытой» гидрографической экспедиции северного ледовитого океана (1910–1915 гг.) Бориса Андреевича Вилькицкого

Разделы: География, История и обществознание, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: патриотическое воспитание, нахимовцы, исследование Арктики


В статье излагается актуальность героико-патриотического воспитания нахимовцев на примере подвига российского полярника «забытой» Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910-1915 гг.) Бориса Андреевича Вилькицкого. В настоящее время героико-патриотическое воспитание является одним из важнейших факторов, придающий целенаправленность усилиям по формированию патриотического сознания и обеспечивающего формирование ответственного отношения к готовности выполнения задач по защите Отечества. В воспитательных программах военного образования (кадетских классов, суворовских и нахимовских училищ, военных училищ) героико-патриотическое воспитание занимает приоритетные позиции. Героико-патриотическое воспитание нахимовцев представляет собой одну из актуальных задач в сфере духовно-нравственной жизни общества. Укрепление государства, развитие позитивных идеологий напрямую зависит от целенаправленной работы по героико-патриотическому воспитанию. Героико-патриотическое воспитание должно эффективно использовать весь накопленный воспитательный арсенал. Современное воспитание должно характеризоваться и оцениваться мерой готовности, стремлением молодых людей к выполнению своего гражданского долга во всем разнообразии форм его проявления; умением и стремлением сочетать личные и общественные интересы; реальным вкладом, вносимым в решение важнейших проблем безопасности общества и его граждан.

В современных условиях в России особую значимость и актуальность приобретает гражданское становление и патриотическое воспитание обучающихся в кадетских классах, суворовских и нахимовских училищах. Для социального, духовного, нравственного и физического развития личности огромное значение имеет чувство любви к своей Родине. Патриотическая идея нашей страны всегда подкреплялась подвигами героев, историческим фактами и событиями, легендами и преданиями. Память о героизме наших предков передавалась из поколения в поколение на протяжении тысячи лет [2, с. 30]. Время шло, какие-то страницы прошлого переписывались заново, но общая установка оставалась неизменной. Знакомство младшего поколения с героизмом предков прививало уважение к старшим. Данное обстоятельство облегчало задачу для воспитателей, поскольку система педагогики на Руси во многом основывалась на авторитете к взрослому [1, с. 83].

В настоящее время обучающиеся предпрофессиональных училищ порой даже не знает не только имен героев, но и историю своего Отечества. В связи с этим наше общество постепенно утрачивает традиционное российское патриотическое сознание, но для русского народа оно было основой всех побед. Таким образом, в реалиях современного мира нельзя забывать имена своих героев, не только далекого прошлого, но и сегодняшних дней. Ведь герои - это люди-легенды, которые представляют собой особый мир ориентиров нравственности. Одним из важнейших условий развития нашего государства и общества становится сохранение в памяти имен героев. Оно должно осуществляться в рамках героико-патриотического воспитания.

Необходимо согласиться с мнением Выршикова, который определял процесс героико-патриотического воспитания как составную часть патриотического воспитания, ориентированную на пропаганду героических профессий и знаменательных исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям [3].

С древних времен русский народ славился преданностью, храбростью, героизмом и горячей любовью к Родине. У каждого народа есть свои великие имена, которые никогда не забываются. Для нас не остаются в тени герои-земляки, люди достойные уважения, у которых есть чему поучиться. Поэтому воспитание патриотизма у современных нахимовцев на примере подвига российского полярника «забытой» Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910-1915 гг.) Бориса Андреевича Вилькицкого в настоящее время является очень актуальной. Патриотическое воспитание молодежи неразрывно связано с историей освоения нашей Родины [4, с. 141].

В рамках данного исследования было проведено анкетирование среди обучающихся филиала Нахимовского военно-морского училища Министерства обороны РФ г. Калининграда. Результаты анкетирования нахимовцев представлены на рисунке 1-3.

Рис.1. Ответ на вопрос «Знаете ли вы, кто такой Борис Андреевич Вилькицкий?»

Рис.2. Ответ на вопрос «Знаете ли вы, кто открыл архипелаг Северная Земля?»

Рис.3. Ответ на вопрос «Знаете ли вы, какие были основные цели и задачи Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (1910-1915 гг.)?»

Результаты анкетирования показали, что только 15 % обучающихся знают, кто такой Б.А.Вилькицкий, 10 % осведомлены о том, кто открыл архипелаг Северная Земля, 20 % владеют информацией об основных целях и задачах Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.

Вкладу Б.А. Вилькицкого в отечественную и мировую гидрографию, роли в исследовании Арктики посвящено много отечественных трудов, таких авторов как Александрова Е.А., Вилькицкий А.В., Дараган Д.О., Козьменко С.Ю., Корнеев О.Ю., Корякин В.И., Кузнецов В.В., Лукин В.В., Ляпустин С.Н., Полюхович Г.И., Ташлыков С.Л. Однако с течением времени его имя упоминается все реже. Данное обстоятельство является недопустимым, поскольку именно благодаря труду Бориса Андреевича Вилькицкого мир узнал о крупнейшем географическом открытии XX века.

Борис Андреевич Вилькицкий родился 22 марта (3 апреля) 1885 года. Его отец известный русский гидрограф и исследователь Арктики - Андрей Ипполитович Вилькицкий. С самого раннего возраста Борису прививали любовь к Родине и глубокое понимание своего долга перед Отечеством. Именно эти принципы послужили фундаментом для формирования его мировооззрения и основой для принятия последующих важных решений в его дальнейшей жизни. Борис Андреевич никогда не подвергался раздумиям и колебаниям касательно выбора своего жизненного пути. Только Морской корпус.

Борис Андреевич принимал активное участие в обороне Порт-Артура, за что был награжден орденом Анны IV степени и Станислава III степени с мечами и бантом. В последние дни сражений мичман возглавил роту матросов, которые в ожесточенной контратаке выбили японцев с их позиций. За этот подвиг награжден редкой для его чина наградой - орденом Владимира IV степени с мечами и бантом (орденами с мечами и бантом награждали только за подвиги в бою) [5, с. 65].

6 декабря 1905 г. Вилькицкий получил чин лейтенанта «за отличие по службе». Дальнейшая судьба Бориса Андреевича Вилькицкого проходит в стенах Морской академии. В 1908 году он заканчивает с отличием гидрографическое отделение. Его имя занесено на мраморную доску почета. Прежде всего, Борис Андреевич стремился посвятить себя изучению гидрографии. Но его отец был решительно настроен против. Андрей Ипполитович не позволял себе допустить и мысли, что он быть продвигать сына на гидрографическую службу.

Только лишь после смерти отца Борис Андреевич подал рапорт о зачислении в гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана. На этот раз его просьба была одобрена, он становится командиром ледокола «Таймыр». Летом 1913 года перед самым отправлением в Арктику начальник экспедиции генерал-майор И.С. Сергеев тяжело заболел. В связи с этим печальным событием новым начальником был назначен 28-летний капитан 2-го ранга Б.А. Вилькицкий [6, с. 43]. Все дальнейшие события доказали, что выбор кандидата нового начальника экспедиции оказался верным. Во время плавания под руководством Б.А. Вилькицкого были совершены важнейшие географические открытия XX века. Самым важным из них стало обнаружение архипелага к северу от полуострова Таймыр, состоящий из четырех крупных островов и названный Землей Императора Николая II. Во время советской власти архипелаг, как и многие острова переименовали. Он получил название Северная Земля. Многие публицисты и историки того времени сходятся во мнении, называя Бориса Андреевича Вилькицкого - «русским Колумбом» [7, с. 41].

Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана 1910-1915 годов стала первой, кому удалось совершить сквозное прохождение Северного морского пути под русским флагом, и первой в мире, прошедшей вдоль северного побережья Евразии с Востока на Запад. За вклад в арктические исследования в 1914 году Б.А. Вилькицкий был удостоен ордена Святой Анны 2-й степени и высшей награды Императорского Русского географического общества - Золотой Константиновской медали. В том же году он получил свитское звание флигель-адъютанта Его Императорского Величества.

О данном вкладе Б.А. Вилькицкого написано не мало работ. Однако он занимался также и другой деятельностью, о которой мало что известно. Другой областью его интересов стала работа по совершенствованию предпринимаемых правительством мер борьбы с иностранной экономической экспансией и защите отечественных природных богатств от иностранных браконьеров [8, с. 115].

Знаменитая Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана завершилась более века назад. Но предложения Б.А. Вилькицкого о том, что охрана природных ресурсов возможна в случае участия всех государственных структур, а «полномочия всех представителей власти в этом далеком крае должны быть велики и, что еще важнее, осведомленность их как можно шире», актуальны и в наше время.

В сентябре 1915 года, когда экипаж Гидрографической экспедиции прибыл в Архангельск, Первая мировая война была в самом разгаре. Поэтому Борис Андреевич откладывает исследование Арктики и подает рапорт о его переводе на корабли Балтийского флота. Он был назначен командиром эскадренного миноносца «Летун». Он активно участвовал в боевых операциях Балтийского флота. В октябре 1916 года Б.А. Вилькицкий совершил удачную постановку минного заграждения в тылу неприятеля. За что был награжден Георгиевским оружием. В конце 1916 года «Летун» подорвался на мине и был поставлен на ремонт в Кронштадте.

В 1917 году произошло свержение монархии, к которой Б.А. Вилькицкий отнёсся отрицательно. Но несмотря на это, продолжал исполнять свой воинский долг. Бориса Андреевича не раз пытались застрелить революционеры. Вскоре он вынужден был оставить командование кораблем. В этом же году Борис Андреевич был нанят на должность дежурного офицера оперативного отделения Службы связи Балтийского флота [9, с. 198].

Благодаря успешным плаваниям транспортных и гидрографичесих судов к устьям рек Енисей и Обь, в октябре 1919 года приказом Е.К. Миллера капитану 2-го ранга Б.А. Вилькицкому присваивается звание контр-адмирала. В начале 1920 года происходит наступление Красной Армии и белое правительство в спешке покидает Архангельск. Борис Андреевич на ледоколе «Минин» выводит из акватории Белого моря несколько судов с грузами и личным составом белогвардейцев и доставляет их в Норвегию (г. Тромсё).

Именно так начинается эмиграция Бориса Андреевича Вилькицкого за границу, где он проживет 40 лет своей жизни. Из Норвегии контр-адмирал переезжает в Англию. Но, Советская Россия не отпускает его. Ему предлагают дальше заниматься товарообменными экспедициями к устьям рек Сибири и к российским портам Севера. В период с 1923 по 1924 года он совершает две навигации, плавает на судах, но на советский берег не сходит. Далее ему предлагают работу в Англо-русском акционерном сообществе Борис Андреевич возглавляет Бюро Северного морского пути. Ему не раз поступают предложения вернуться на родину. Но Борис Андреевич владеет информацией о том, как сурово обходилась новая власть с бывшими простыми флотскими офицерами [10, с. 156].

Дальнейшая жизнь проходит в одиночестве и поисках заработка, поскольку семья распалась еще в начале 1920-х годов. В 1942 году в Брюсселе в тяжелую пору немецкой оккупации начинает писать воспоминания. Весной 1958 года в Брюсселе Всемирная выставка. Один из разделов экспозиции был посвящен исследованиям Арктики и Антарктиды. Таким образом, рассматривая знакомые контуры северного побережья Евразии с нанесенной трассой Северного морского пути, он познакомился с советскими полярниками. Борис Андреевич был сильно растроган тем, что его до сих пор помнили на Родине, и результаты его работы не забыты.

Позже произошла его встреча с руководителем полярной делегации начальником Главсевморпути контр-адмиралом В.Ф. Бурхановым, который предложил Борису Андреевичу вернуться в родную страну. По инициативе Н.С. Хрущева в СССР начинается ликвидация Главсевморпути, как слишком мощного административного образования, некого государства в государстве. В пылу ликвидационных дел и кабинетных баталий В.Ф. Бурханову было уже не до Вилькицкого и его проблем. К тому же силы старого адмирала угасали, и 6 марта 1961 года он скончался в католической богадельне Брюсселя [11, с. 44].

Таким образом, русские исследователи - гидрографы внесли неоценимый вклад в освоение Арктики. Благодаря их усилиям в суровых арктических условиях были открыты новые острова, на картах появился контур береговой линии севера материка Евразии. Именного гидрографическая служба Российского Императорского военно-морского флота организовала многочисленные экспедиции и съемки для освоения Северного морского пути [12, с. 590].

Высшей наградой для каждого моряка, исторической оценкой потомков его деятельности в море, является закрепление имени мореплавателя на карте. Одно из них - имя Бориса Андреевича Вилькицкого, автора последнего в мире Великого географического открытия (архипелаг Северная Земля, 1913 г.) и руководителя Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910-1915 гг.), совершившей первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Чукотского моря в Архангельск (01.08.1914 - 03.09.1915 гг.). Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (1910 - 1915 гг.) навсегда вошла в историю российской науки и мореплавания. Всемирную известность обрёл и её начальник в 1913 - 1915 гг. - Борис Андреевич Вилькицкий, настоящий патриот своей Родины [13].

Таким образом, героико-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание - это воспитание любви к своей Родине, уважение ее Вооруженных Сил, защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа. Никто и ничто героическое из многовековой истории Российского государства не должно оставаться за пределами образования и воспитания. Только совместными усилиями педагогической науки и практики можно вернуть в образовательные организации героико-патриотический потенциал российской истории, можно воспитать достойных преемников героико-патриотических традиций народа.

Библиографический список

  1. Ореховский А.В. Героико-патриотическое воспитание российской молодежи как фактор национальной безопасности / А.В.Ореховский // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. - 2015. - № 2. - С. 83-88.
  2. Резинкина Л.В. Героико-патриотическое воспитание молодежи как фактор актуализации исторической памяти и правды о Великой Отечественной войне / Л.В.Резинкина //Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2020. - № 2. - С. 29-32.
  3. Мурзина И.Я. Ценности героико-патриотического воспитания в современных условиях / И.Я.Мурзина // ЦИТИСЭ. - 2018. - № 1 (14). - С. 23-29.
  4. Веткин Ю.А. Героико-патриотическое воспитание современных школьников / Ю.А.Веткин // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2018. - № 31. - С. 141-144.
  5. 5.Лукин В.В. Военные гидрографы России в полярных океанах / В.В.Лукин, С.В.Травин, Д.Л.Щенников // Известия Русского географического общества. - 2018. - Т. 150. - № 4. - С. 54-75.
  6. Козьменко С.Ю. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (1910-1915 гг.): великое географическое открытие и судьба Бориса Вилькицкого / С.Ю.Козьменко // Северный морской путь: развитие арктических коммуникаций в глобальной экономике «Арктика-2015». - 2015. - № 5. - С. 42-44.
  7. Козьменко С.Ю. Особенности разграничения морского пространства Арктики / С.Ю.Козьменко, В.С.Селин, А.А.Щеголькова // Морской сборник. - 2014. - №5. - С.41-45.
  8. Ляпустин С.Н. О роли Б.А.Вилькицкого в исследовании Арктики и расширении борьбы с контрабандой биоресурсов на Дальнем Востоке России / С.Н. Ляпустин // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2012. № 4 (61). - С. 111-117.
  9. Вилькицкий А.В. Северный морской путь. Российская Арктика начала XX века. / А.В. Вилькицкий. - СПб.: Русская коллекция, 2012. - С. 195-221.
  10. Евгенов Н.И. Полярная экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах / Н.И. Евгенов, В.Н. Купецкий. - СПб.: Географ, 2013. - 312 с.
  11. Корнеев О.Ю. Северная Гидрографическая экспедиция и ее вклад в изучение Северного Ледовитого океана / О.Ю.Корнеев, О.Ю.Шаромов // Морской сборник. - 2019. - № 9 (2070). - С. 44-49.
  12. Ташлыков С.Л. Деятельность гидрографической службы Российского Императорского флота по освоению Арктики / С.Л.Ташлыков // Вестник Мурманского государственного технического университета. - 2014. - Т. 17. - № 3. - С. 588-597.
  13. Борис Вилькицкий: судьба первооткрывателя [электронный ресурс]. Режим доступа: https://goarctic.ru/work/boris-vilkitskiy-sudba-pervootkryvatelya/ (дата обращения: 27.12.2020).