Сценарий учебного занятия по математике в технологии задачная форма организации учебной деятельности в 8-м классе по теме «Решение дробно-рациональных уравнений»

Разделы: Математика

Класс: 8


1. Учащиеся знают:

  • что такое уравнение;
  • способы решения линейных и квадратных уравнений;
  • пропорция, основное свойство пропорции;
  • понятие равносильности уравнений;
  • область определения уравнения (т.е. область допустимых значений переменной в уравнении);
  • дробное рациональное выражение; когда дробь равна 0.

Учащиеся умеют:

  • решать целые уравнения, используя основное свойство пропорции, умножая обе части уравнения на наименьший общий знаменатель;
  • находить область определения алгебраической дроби, сокращать и приводить к новому знаменателю;
  • умеют выполнять действия с алгебраическими дробями.

2. Основной способ, по отношению к которому разворачивается учебная ситуация, это составление алгоритма решения дробно-рационального уравнения.

1) привести его к целому уравнению, умножив левую и правую части на общий знаменатель;

2) решить получившееся целое уравнение;

3) исключить из множества корней целого уравнения те корни , при которых левая или правая части уравнения не имеют смысла, т.е. обращают в нуль общий знаменатель дробей.

3. Ученики должны научиться находить посторонние корни, т.е. для каждого корня уравнения

сделать проверку.

4. Учебная задача: составление алгоритма решения дробно-рационального уравнения.

5. Предметное содержание, которое будет осваиваться учениками на уроке - это решение дробно-рационального уравнения.

6. На данном уроке осваивается деятельностное (метапредметное) содержание: анализ, сравнение, обобщение, рефлексия.

7. Решить уравнения (самостоятельная работа учащихся и последующая демонстрация своего решения у доски)

8. Возможные варианты выполнения заданий:

1 уравнение: (возможные варианты решения)

9х = 18∙5
9х = 90
х = 90:9
х = 10

Ответ: 10.

2 уравнение: (возможные варианты решения)

3х-3+4х = 5х
7х-5х = 3
2х = 3
х = 3:2
х = 1,5

Ответ: 1,5.

3 уравнение: (возможные варианты решения)

(х-2)(х-4) = (х+2)(х+3)

х2-4х-2х+8 = х2+3х+2х+6

х2-6х-х2-5х = 6-8

-11х = -2

х = -2:(-11)

x = 2/11

Ответ: 2/11

4 уравнение: (возможные варианты решения)

9. Выполняя данное задание, учащиеся или ошибочно решают данное уравнение, или, дойдя в решении до определенного момента, получают «явный сбой» (т.е. у учащихся не хватает средств для решения данного уравнения). Здесь происходит выход на постановку учебной задачи.

10. Организация рефлексии:

1. Объясните, почему так получилось?

2. Почему в одном случае три корня, в другом - два?

3.Что делали при решении 1 уравнения?

4. Как делали?

5. Какие же числа являются корнями данного уравнения?

6. Как выяснить является ли число корнем уравнения?

11. Организация выхода к поиску нового способа возникает в ходе решения учащимися 4-го уравнения, когда получается два корня.

1. Почему в 4 уравнении, внешне похоже на 3 уравнение, появились посторонние корни? 2. Что делать?

3. Необходима проверка корней или нет?

Учащиеся проверяют каждый этап решения на равносильность.

Устанавливают, после преобразований они перешли к уравнению-следствию (т.е. перешли к неравносильному уравнению)

Необходима проверка корней!

12. В группах по 4 человека идет обсуждение выдвинутых версий.

Версии:

1. НОЗ;
2. Обе части уравнения умножить на ОЗ;
3. Решить целое уравнение;
4. Для каждого корня уравнения №4 сделать проверку;
5. Записать ответ.

13. Способ 2:

Учитель организует рефлексию по фиксации способа2.

1) в чем заключалась основная трудность при решении уравнения?

2) как вы смогли её преодолеть?

3) учитель предлагает учащимся выделить основные этапы решения уравнений данного вида и зафиксировать эти этапы в виде алгоритма.

Учащиеся выделяют основные этапы решения уравнений данного вида.

И в итоге фиксируем алгоритм:

1) привести его к целому уравнению, умножив левую и правую части на общий знаменатель;

2) решить получившееся целое уравнение;

3) исключить из множества корней целого уравнения те корни, при которых левая или правая части уравнения не имеют смысла, т.е. обращают в нуль общий знаменатель дробей.

4) Записать ответ.

14. Домашнее задание

Изучить п.34. Выполнить №769(а), 775(а), №775(г) по желанию.

Рефлексия:

  1. Ребята, что для каждого из вас сегодня было важно?
  2. Какое открытие ты для себя сделал?

Всем спасибо, урок окончен.