Цели любой технологии делятся на три типа:
- Система знаний (Шаталов и др.)
- Овладеть структурой учебной деятельности (Занков, Давыдов и др.)
- Развитие личностного потенциала, данного ребенку от природы.
Я работаю по третьему типу. В технологии «Развивающего обучения»
Ставлю цель: Качественное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками по ОБЖ, необходимые в процессе жизнедеятельности; подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из экстремальной ситуации с наименьшими потерями и ущербом для жизни и здоровья.
Именно школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у человека личной и коллективной безопасности.
Привитие знаний и умений распознавать опасные и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявлении любых опасностей.
В основе технологии обучения - метод кооперативного обучения.
Кооперативное обучение - это такая организация учебного процесса, при котором ученики работают вместе для решения поставленной задачи. Оно основано на работе в «малых» группах. Обычно в классе формирую три группы. Дело в том, что дети различаются по типу мышления: образное, логическое и остальное. В нашей школе нет параллельных классов и объединить в классы по типу мышления детей невозможно. Кроме того в любом классе есть ребята, слабоуспевающие по предмету, со средним и высоким уровнем усвоения учебного материала. Учитывая уровни результатов (низкий, средний, высокий) и интерес к учению (отсутствует, ситуативный, устойчивый), формирую обученность учащихся (как умеет учиться).
Для каждой «малой» группы (3-5 человек) ставится конкретная диагностическая цель:
- усвоение минимальных требований к подготовленности обучаемых по предмету;
- овладение базовым уровнем;
- подготовка к поступлению в ВУЗы и другие учебные заведения.
В группе дети общаются друг с другом, обмениваются своими мыслями, вырабатывают общее мнение группы, активно участвуют в процессе выработки и принятия решения, оказывают и получают поддержку, ощущают себя частью единого целого.
При формировании групп учитываю: психологическую совместимость детей и уровень их знаний. Задания группам даются с целью развития творческого потенциала, успешного применения его в дальнейшей самостоятельной жизнедеятельности.
Такой дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей и коррекции знаний помогает ребенку эффективнее справиться с материалом, заниматься самообучением.
Учитель становится помощником, организатором учебного процесса, который способствует свободному продвижению ученика в определенной области знаний по разделам курса ОБЖ.
В то время как ребята работают в группе, учитель переходит от одной группы к другой, наблюдая за работой детей, отмечая про себя сильные и слабые стороны их работы, чтобы назвать их в последующем обсуждении, он разъясняет то, что непонятно и направляет обсуждение в нужное русло. Если детям все ясно, лучше не вмешиваться в их работу.
В результате меняются уровни воспроизведения знаний: от ученического (работа с опорой на конспект, книгу) и алгоритмическому ( повторение за учителем, исполнительная деятельность) к эвристическому (применение знаний в измененной ситуации), а впоследствии, возможно, и к творческому (открытие чего-то нового для науки).
При планировании уроков и внеклассных мероприятий ставлю следующие задачи:
- Познавательные - развитие у учащихся интерес к предмету ОБЖ, стремление посильно участвовать в решении и анализе различных ЧС, обучение ребенка способам преодоления трудностей, способам выбора решения проблем.
- Воспитательные - формирование нравственных ценностей, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, возможность высказать свои мысли, свое отношение к той или иной проблеме по разделам курса ОБЖ.
- Воспитанность = Знания + Убеждения + Поведение.
- Методические - формирование эвристического уровня обучения на основе применения педагогических инноваций, информационно компьютерных технологий и авторских методических разработок.
Для решения этих задач имеется учебно-материальная база по ОБЖ, которая позволяет проводить учебные занятия и внеклассные мероприятия по всем разделам ОБЖ, выполнять учебные программы, добиваться высокой качественной успеваемости учащихся.
По ОБЖ используются следующие средства обучения:
- Компьютер с мультимедийным проектором и выходом в Интернет;
- Поурочные презентации 5-11 классы; Диски с учебными фильмами и пособиями практически по всем разделам ОБЖ; Тестирующие программы; Мультимедийные учебные пособия; Стенды в кабинете ОБЖ и в коридоре школы; Плакаты; Карточки-задания; Материалы СМИ; Учебное оружие и приборы; Нестандартное оборудование.
Способы мотивации: Ребенок не может испытывать чувство радости от того, что знания, которые он получает в школе, могут пригодиться (а могут и не пригодиться) через 10 лет. Ему важнее быть счастливым сейчас, в данный момент и испытывать необходимость познания сейчас, а не когда-то. Поэтому, на каждом уроке по ОБЖ присутствует опора детей на собственный жизненный опыт, они решают задачи, которые ежедневно происходят в жизни.
Это составление и решение задач по системе «Опасности-Причины-Последствия». Например: Электробытовые приборы - Нарушение правил эксплуатации - Электроудар, Ожог, Пожар.
Это и сюжетные игры.
Например:
1. Кто-то взламывает дверь вашей квартиры, вы один дома. Ваши действия?
2. Нападение на вас в подъезде дома. Как привлечь внимание жильцов? 3. Вы заблудились в лесу. Ваши действия?
Это и решение проблемных ситуаций. Например:
- «Мир и Армия»;
- «Нужны ли были боевые действия в Афганистане; Чеченской республике?».
Обсуждение спорного утверждения:
- «Лучший способ путешествия - это путешествие пешком»;
- «Человек заботится о здоровье, когда заболеет».
Это и выполнение практических заданий.
Способы организации познавательной деятельности.
Практические методы обучения применяются тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной предметной и мыслительной деятельности. В результате вырабатываются практические умения и навыки.
Например, урок в 5 классе: «Действия в условиях возникновения пожара и оказание первой медицинской помощи». Учащиеся выполняют вводные задачи:
- Возгорание телевизора. Действия учащихся (использовать плотную ткань).
- Загорелась штора и подоконник. (Использовать огнетушитель)
- Позвонить в пожарную охрану. (Правила вызова по телефону)
- «Взрыв» кинескопа, получены «травмы»: «перелом» ноги, руки (2 чел.), кровотечение из артериальных сосудов. Окажите помощь.
- Выделение СДЯВ и ОВ. (Надеть противогаз на себя и пораженных).
- Эвакуация пострадавших, способы без носилочного переноса.
Практические навыки отрабатываются во всех классах по разделам ОБЖ: «Основы медицинских знаний», «Основы комплексной безопасности», «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи», «Защита населения РФ от ЧС», «Основы военной службы» и на учебных сборах с юношами 10 класса, а также в туристических походах, на турслетах, военно-спортивных конкурсах, соревнованиях по ГО и ЧС, тренировках по умению действовать в различных ЧС.
Сюжетные игры не только проверяют практические умения и навыки, но и позволяют проверить теоретические знания, отрабатывать психологические, правовые и физические формы защиты с учетом возрастных особенностей. И здесь важное место занимает рассказ - ставится задача и ведется поиск правильного ответа , затем проверяется правильность принятого решения.
Например, игра «Путешествие в природных условиях» в 6 классе:
Учащиеся делятся на три команды, которые выполняют задания - «Собери рюкзак», «Способы ориентирования», «Собери карту», «Устройство бивака», «Завяжи узел», «Сделайте макет укрытия».
Способы управления познавательной деятельностью.
Кооперативное обучение формирует новую систему отношений в структуре учитель-ученик. При традиционном обучении - это ведущий и ведомый. При кооперативном - идущие рядом, учитель-организатор учебного процесса и помощник ученика. Именно при таких отношениях ребенок научится отвечать за свою жизнь и жизнь окружающих. Только на ОБЖ можно сформировать у учащихся мотивированное отношение к собственному стилю здоровой жизни.
Ни один предмет в школе не оказывает такого определяющего влияния на формирование личности как курс Основ Безопасности Жизнедеятельности. Поэтому очень важны способы управления познавательной деятельностью. Поурочные планы-конспекты ставят конкретные цели и задачи при изучении различных тем курса, концентрируют внимание учителя на отдельные, наиболее трудные вопросы. Они помогают оптимально построить учебно-воспитательный процесс. Основные понятия , решения и выводы учащиеся записывают в тетрадь.
Для каждой группы учеников даются задания в соответствии с их мышлением и уровнем творческого потенциала. Это и различные карточки-задания, тесты, постановка проблемных задач, различные виды опроса. Устными, письменными и комбинированными способами проводится текущий, тематический контроль качества знаний о ОБЖ. Если результат равен поставленной цели, перехожу к другой теме. Если нет, провожу коррекцию цели, и соответственно дополнительные задания. А, если необходимо, то и дополнительные индивидуальные занятия.
Практический контроль проводится и в форме дифференцированного зачета, включающего практическую и теоретическую части.
Практическая - нормативы, их выполнение, а также действий по оказанию само- и взаимопомощи.
Теоретическая часть осуществляется в форме устного собеседования по определенным вопросам (билетам), либо письменной контрольной или срезовой работы с использованием заданий тестового типа, которые также предусматривают три уровня усвоения знаний (ученический, алгоритмический, эвристический).
Тесты первого уровня позволяют проверить у учащихся знания-знакомства с опорой на подсказку (правильный ответ в наборе ответов).
Тесты второго уровня позволяют выявить у учащихся знания-копии, без опоры на подсказку (расчетные задачи).
Тесты третьего уровня позволяют установить у учащихся знания-умения в теоретической части и знания-навыки для выполнения нормативов при роботе с приборами, учебным оружием, средствами защиты, по военно-прикладным видам спорта, оказанию первой медицинской помощи.
Также контроль осуществляю с помощью компьютерных тестирующих комплексов и программ по курсу ОБЖ.
Одним из способов управления познавательной деятельностью является составление и разгадывание кроссвордов по различным темам ОБЖ. Задания на самооценку и самоанализ своего здоровья, самочувствия, характера, поведения также способствуют развитию познавательной деятельности.
Управление познавательной деятельностью в учебно-воспитательном процессе имеет организационные формы:
- Общие - фронтальные, групповые, индивидуальные.
- Конкретные - урок-лекция, диспут, семинар, экскурсия, туристический поход и т.п., в зависимости от тематического планирования по курсу ОБЖ.
Организационные формы и тип урока выбираю исходя из темы, уровня обученности класса, с учетом возрастных особенностей детей.
Например, в 11 классе провожу урок-диспут, обсуждение острой проблемы современности « МИР и АРМИЯ». (см. Приложение №1).
Система измерения результатов обученности.
Каждому учителю необходимо умение владеть средствами элементарной диагностики уровней готовности детей к обучению, индивидуальных интересов и способностей и дифференцированно подходить к учащимся, используя программы и тесты коррекции.
Дополнительные задания и материалы повышенной сложности.
Мною используются следующие приемы диагностики:
1. Наблюдение за учащимися, за их дисциплиной, повторяющимися поступками, за посещаемостью уроков, внеклассных мероприятий.
Ежегодно составляется оценочный лист уровней мотивации и умения учиться учащимися каждого класса к началу и к концу учебного года.
Цель: выявить результаты обучения, воспитания и развития каждого учащегося. Какие изменения произошли, какие учащиеся хотят обучаться по традиционному обучению, какие по гуманистическому (свободному) обучению.
Например:
№ |
ФИО |
Уровни мотивации учения |
Уровни умения учиться |
||||
|
|
мотивы |
цели |
эмоции |
знания |
учебная
|
обучаемость |
1 | Гаврилов Никита | устойчив. интерес | проф. ориент. | дисцип. воспитан | эвристич. уровень | сформирована | высокий уровень |
Пример взят из 2011\2012 учебного года, выпускник 11 класса.
Такой метод экспертной оценки учителем позволяет проследить развитие творческого потенциала любого ученика с 5 по 11 класс и, по моему мнению, способен заменить выпускные экзамены, которые всегда являются стрессовым состоянием для любого учащегося и влияют на состояние его здоровья.
2. Анкеты. С целью совершенствования учебно-познавательной деятельности, ее осмысления, использую анкету: «Основные интеллектуальные умения. Как я ими владею».
Другая анкета «О чем вы думали во время ответов своих товарищей?» проводится с целью выяснения расхода времени при опросе на уроке. Анализ ответов позволяет выявить, чем занималось большинство учащихся во время опроса и эффективен ли данный метод. Если нет, то необходимо изменить форму проверки знаний и умений детей, или сделать опрос таким, чтобы он был интересен ученикам и давал познавательный интерес.
3. Результативность обучения в течение года проверяется каждую четверть, полугодие, используя различные формы контроля: срезовая и контрольная работа, устные опросы и зачеты, тестирование, сюжетная игра, выполнение нормативов и практических действий. По результатам текущей успеваемости определяется итоговая успеваемость за учебный год по классам, а затем в целом по предмету.
4. Результаты обученности школьника за три года (мониторинг) позволяет выяснить уровень знаний учащихся при переходе из одного класса в другой: какова общая успеваемость, есть ли рост качественной успеваемости или, наоборот, идет ее снижение, какова абсолютная успеваемость. И не только по классам, но и в целом по предмету ОБЖ.
Такая система измерения результатов обучения позволяет отмечать недостатки в работе, анализировать их, выяснять причины и устранять эти недостатки.