Методическая разработка по ОБЖ по теме «Технология обучения курсу ОБЖ»

Разделы: ОБЖ

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: ОБЖ


Цели любой технологии делятся на три типа:

  1. Система знаний (Шаталов и др.)
  2. Овладеть структурой учебной деятельности (Занков, Давыдов и др.)
  3. Развитие личностного потенциала, данного ребенку от природы.

Я работаю по третьему типу. В технологии «Развивающего обучения»

Ставлю цель: Качественное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками по ОБЖ, необходимые в процессе жизнедеятельности; подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из экстремальной ситуации с наименьшими потерями и ущербом для жизни и здоровья.

Именно школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у человека личной и коллективной безопасности.

Привитие знаний и умений распознавать опасные и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявлении любых опасностей.

В основе технологии обучения - метод кооперативного обучения.

Кооперативное обучение - это такая организация учебного процесса, при котором ученики работают вместе для решения поставленной задачи. Оно основано на работе в «малых» группах. Обычно в классе формирую три группы. Дело в том, что дети различаются по типу мышления: образное, логическое и остальное. В нашей школе нет параллельных классов и объединить в классы по типу мышления детей невозможно. Кроме того в любом классе есть ребята, слабоуспевающие по предмету, со средним и высоким уровнем усвоения учебного материала. Учитывая уровни результатов (низкий, средний, высокий) и интерес к учению (отсутствует, ситуативный, устойчивый), формирую обученность учащихся (как умеет учиться).

Для каждой «малой» группы (3-5 человек) ставится конкретная диагностическая цель:

  • усвоение минимальных требований к подготовленности обучаемых по предмету;
  • овладение базовым уровнем;
  • подготовка к поступлению в ВУЗы и другие учебные заведения.

В группе дети общаются друг с другом, обмениваются своими мыслями, вырабатывают общее мнение группы, активно участвуют в процессе выработки и принятия решения, оказывают и получают поддержку, ощущают себя частью единого целого.

При формировании групп учитываю: психологическую совместимость детей и уровень их знаний. Задания группам даются с целью развития творческого потенциала, успешного применения его в дальнейшей самостоятельной жизнедеятельности.

Такой дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей и коррекции знаний помогает ребенку эффективнее справиться с материалом, заниматься самообучением.

Учитель становится помощником, организатором учебного процесса, который способствует свободному продвижению ученика в определенной области знаний по разделам курса ОБЖ.

В то время как ребята работают в группе, учитель переходит от одной группы к другой, наблюдая за работой детей, отмечая про себя сильные и слабые стороны их работы, чтобы назвать их в последующем обсуждении, он разъясняет то, что непонятно и направляет обсуждение в нужное русло. Если детям все ясно, лучше не вмешиваться в их работу.

В результате меняются уровни воспроизведения знаний: от ученического (работа с опорой на конспект, книгу) и алгоритмическому ( повторение за учителем, исполнительная деятельность) к эвристическому (применение знаний в измененной ситуации), а впоследствии, возможно, и к творческому (открытие чего-то нового для науки).

При планировании уроков и внеклассных мероприятий ставлю следующие задачи:

  • Познавательные - развитие у учащихся интерес к предмету ОБЖ, стремление посильно участвовать в решении и анализе различных ЧС, обучение ребенка способам преодоления трудностей, способам выбора решения проблем.
  • Воспитательные - формирование нравственных ценностей, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, возможность высказать свои мысли, свое отношение к той или иной проблеме по разделам курса ОБЖ.
  • Воспитанность = Знания + Убеждения + Поведение.
  • Методические - формирование эвристического уровня обучения на основе применения педагогических инноваций, информационно компьютерных технологий и авторских методических разработок.

Для решения этих задач имеется учебно-материальная база по ОБЖ, которая позволяет проводить учебные занятия и внеклассные мероприятия по всем разделам ОБЖ, выполнять учебные программы, добиваться высокой качественной успеваемости учащихся.

По ОБЖ используются следующие средства обучения:

  • Компьютер с мультимедийным проектором и выходом в Интернет;
  • Поурочные презентации 5-11 классы; Диски с учебными фильмами и пособиями практически по всем разделам ОБЖ; Тестирующие программы; Мультимедийные учебные пособия; Стенды в кабинете ОБЖ и в коридоре школы; Плакаты; Карточки-задания; Материалы СМИ; Учебное оружие и приборы; Нестандартное оборудование.

Способы мотивации: Ребенок не может испытывать чувство радости от того, что знания, которые он получает в школе, могут пригодиться (а могут и не пригодиться) через 10 лет. Ему важнее быть счастливым сейчас, в данный момент и испытывать необходимость познания сейчас, а не когда-то. Поэтому, на каждом уроке по ОБЖ присутствует опора детей на собственный жизненный опыт, они решают задачи, которые ежедневно происходят в жизни.

Это составление и решение задач по системе «Опасности-Причины-Последствия». Например: Электробытовые приборы - Нарушение правил эксплуатации - Электроудар, Ожог, Пожар.

Это и сюжетные игры.

Например:

1. Кто-то взламывает дверь вашей квартиры, вы один дома. Ваши действия?

2. Нападение на вас в подъезде дома. Как привлечь внимание жильцов? 3. Вы заблудились в лесу. Ваши действия?

Это и решение проблемных ситуаций. Например:

  • «Мир и Армия»;
  • «Нужны ли были боевые действия в Афганистане; Чеченской республике?».

Обсуждение спорного утверждения:

  • «Лучший способ путешествия - это путешествие пешком»;
  • «Человек заботится о здоровье, когда заболеет».

Это и выполнение практических заданий.

Способы организации познавательной деятельности.

Практические методы обучения применяются тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной предметной и мыслительной деятельности. В результате вырабатываются практические умения и навыки.

Например, урок в 5 классе: «Действия в условиях возникновения пожара и оказание первой медицинской помощи». Учащиеся выполняют вводные задачи:

  • Возгорание телевизора. Действия учащихся (использовать плотную ткань).
  • Загорелась штора и подоконник. (Использовать огнетушитель)
  • Позвонить в пожарную охрану. (Правила вызова по телефону)
  • «Взрыв» кинескопа, получены «травмы»: «перелом» ноги, руки (2 чел.), кровотечение из артериальных сосудов. Окажите помощь.
  • Выделение СДЯВ и ОВ. (Надеть противогаз на себя и пораженных).
  • Эвакуация пострадавших, способы без носилочного переноса.

Практические навыки отрабатываются во всех классах по разделам ОБЖ: «Основы медицинских знаний», «Основы комплексной безопасности», «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи», «Защита населения РФ от ЧС», «Основы военной службы» и на учебных сборах с юношами 10 класса, а также в туристических походах, на турслетах, военно-спортивных конкурсах, соревнованиях по ГО и ЧС, тренировках по умению действовать в различных ЧС.

Сюжетные игры не только проверяют практические умения и навыки, но и позволяют проверить теоретические знания, отрабатывать психологические, правовые и физические формы защиты с учетом возрастных особенностей. И здесь важное место занимает рассказ - ставится задача и ведется поиск правильного ответа , затем проверяется правильность принятого решения.

Например, игра «Путешествие в природных условиях» в 6 классе:

Учащиеся делятся на три команды, которые выполняют задания - «Собери рюкзак», «Способы ориентирования», «Собери карту», «Устройство бивака», «Завяжи узел», «Сделайте макет укрытия».

Способы управления познавательной деятельностью.

Кооперативное обучение формирует новую систему отношений в структуре учитель-ученик. При традиционном обучении - это ведущий и ведомый. При кооперативном - идущие рядом, учитель-организатор учебного процесса и помощник ученика. Именно при таких отношениях ребенок научится отвечать за свою жизнь и жизнь окружающих. Только на ОБЖ можно сформировать у учащихся мотивированное отношение к собственному стилю здоровой жизни.

Ни один предмет в школе не оказывает такого определяющего влияния на формирование личности как курс Основ Безопасности Жизнедеятельности. Поэтому очень важны способы управления познавательной деятельностью. Поурочные планы-конспекты ставят конкретные цели и задачи при изучении различных тем курса, концентрируют внимание учителя на отдельные, наиболее трудные вопросы. Они помогают оптимально построить учебно-воспитательный процесс. Основные понятия , решения и выводы учащиеся записывают в тетрадь.

Для каждой группы учеников даются задания в соответствии с их мышлением и уровнем творческого потенциала. Это и различные карточки-задания, тесты, постановка проблемных задач, различные виды опроса. Устными, письменными и комбинированными способами проводится текущий, тематический контроль качества знаний о ОБЖ. Если результат равен поставленной цели, перехожу к другой теме. Если нет, провожу коррекцию цели, и соответственно дополнительные задания. А, если необходимо, то и дополнительные индивидуальные занятия.

Практический контроль проводится и в форме дифференцированного зачета, включающего практическую и теоретическую части.

Практическая - нормативы, их выполнение, а также действий по оказанию само- и взаимопомощи.

Теоретическая часть осуществляется в форме устного собеседования по определенным вопросам (билетам), либо письменной контрольной или срезовой работы с использованием заданий тестового типа, которые также предусматривают три уровня усвоения знаний (ученический, алгоритмический, эвристический).

Тесты первого уровня позволяют проверить у учащихся знания-знакомства с опорой на подсказку (правильный ответ в наборе ответов).

Тесты второго уровня позволяют выявить у учащихся знания-копии, без опоры на подсказку (расчетные задачи).

Тесты третьего уровня позволяют установить у учащихся знания-умения в теоретической части и знания-навыки для выполнения нормативов при роботе с приборами, учебным оружием, средствами защиты, по военно-прикладным видам спорта, оказанию первой медицинской помощи.

Также контроль осуществляю с помощью компьютерных тестирующих комплексов и программ по курсу ОБЖ.

Одним из способов управления познавательной деятельностью является составление и разгадывание кроссвордов по различным темам ОБЖ. Задания на самооценку и самоанализ своего здоровья, самочувствия, характера, поведения также способствуют развитию познавательной деятельности.

Управление познавательной деятельностью в учебно-воспитательном процессе имеет организационные формы:

  • Общие - фронтальные, групповые, индивидуальные.
  • Конкретные - урок-лекция, диспут, семинар, экскурсия, туристический поход и т.п., в зависимости от тематического планирования по курсу ОБЖ.

Организационные формы и тип урока выбираю исходя из темы, уровня обученности класса, с учетом возрастных особенностей детей.

Например, в 11 классе провожу урок-диспут, обсуждение острой проблемы современности « МИР и АРМИЯ». (см. Приложение №1).

Система измерения результатов обученности.

Каждому учителю необходимо умение владеть средствами элементарной диагностики уровней готовности детей к обучению, индивидуальных интересов и способностей и дифференцированно подходить к учащимся, используя программы и тесты коррекции.

Дополнительные задания и материалы повышенной сложности.

Мною используются следующие приемы диагностики:

1. Наблюдение за учащимися, за их дисциплиной, повторяющимися поступками, за посещаемостью уроков, внеклассных мероприятий.

Ежегодно составляется оценочный лист уровней мотивации и умения учиться учащимися каждого класса к началу и к концу учебного года.

Цель: выявить результаты обучения, воспитания и развития каждого учащегося. Какие изменения произошли, какие учащиеся хотят обучаться по традиционному обучению, какие по гуманистическому (свободному) обучению.

Например:

ФИО

Уровни мотивации учения

Уровни умения учиться

мотивы

цели

эмоции

знания

учебная
деятел.

обучаемость

1 Гаврилов Никита устойчив. интерес проф. ориент. дисцип. воспитан эвристич. уровень сформирована высокий уровень

Пример взят из 2011\2012 учебного года, выпускник 11 класса.

Такой метод экспертной оценки учителем позволяет проследить развитие творческого потенциала любого ученика с 5 по 11 класс и, по моему мнению, способен заменить выпускные экзамены, которые всегда являются стрессовым состоянием для любого учащегося и влияют на состояние его здоровья.

2. Анкеты. С целью совершенствования учебно-познавательной деятельности, ее осмысления, использую анкету: «Основные интеллектуальные умения. Как я ими владею».

Другая анкета «О чем вы думали во время ответов своих товарищей?» проводится с целью выяснения расхода времени при опросе на уроке. Анализ ответов позволяет выявить, чем занималось большинство учащихся во время опроса и эффективен ли данный метод. Если нет, то необходимо изменить форму проверки знаний и умений детей, или сделать опрос таким, чтобы он был интересен ученикам и давал познавательный интерес.

3. Результативность обучения в течение года проверяется каждую четверть, полугодие, используя различные формы контроля: срезовая и контрольная работа, устные опросы и зачеты, тестирование, сюжетная игра, выполнение нормативов и практических действий. По результатам текущей успеваемости определяется итоговая успеваемость за учебный год по классам, а затем в целом по предмету.

4. Результаты обученности школьника за три года (мониторинг) позволяет выяснить уровень знаний учащихся при переходе из одного класса в другой: какова общая успеваемость, есть ли рост качественной успеваемости или, наоборот, идет ее снижение, какова абсолютная успеваемость. И не только по классам, но и в целом по предмету ОБЖ.

Такая система измерения результатов обучения позволяет отмечать недостатки в работе, анализировать их, выяснять причины и устранять эти недостатки.

Приложение 1