Соединительные гласные О, Е в сложных словах (ФГОС). 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: сложные существительные, гласные О Е в сложных словах


«Русский язык. 6 класс» (авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцова Л.А.. - М.: Просвещение, 2015.

Урок 61

Цели урока:

  • формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;
  • развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности по изучению и первичному закреплению новых знаний;
  • создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;
  • развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;
  • формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Метапредметные УУД:

  • развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

Познавательные УУД:

  • развивать умение использовать правило выбора соединительных гласных, уметь применять его при выполнении заданий.

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение переводить конфликтную ситуацию в логический план разрешения конфликта.

Регулятивные УУД:

  • определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Предметные УУД

  • формирование интереса к новому учебному материалу;
  • формирование умения видеть основную идею исходного текста.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основные понятия: речевая ситуация, цель общения, средства общения.

Методы и приёмы: Системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, «мозговой штурм», побуждающий диалог.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование урока:

  • учебник «Русский язык»;
  • компьютер и проектор;
  • презентация учителя.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент

Включение учащихся в деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами.
Послушайте небольшую сказку. Читает. (Слайд 2).
Было это давным-давно.
Жили простые слова и словечки,
Но однажды появились странные человечки
Буквы О да Е - сбежали из алфавита,
Стали словам нашептывать сердито:
"Уж очень вы простые с виду!
Это теперь немодно,
Неприлично, неблагородно!
Объединяйтесь по парам,
Времени не тратьте даром".

- Обратите внимание на экран. Давайте разберем слова по составу (слайд 3).
- Как вы думаете, о каких словах пойдет речь?

Подготовка класса к работе.

Слушают сказку.

Отвечают на вопрос.

Л: формирование познавательного интереса
К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

Сообщение темы и цели урока

Формулировка целей урока.

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
2. Составление предложений:
Я хочу..
Мне надо научиться…
Сегодня на уроке я могу..
3. Составление плана и последовательности действий.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Составляют предложения:
Я хочу..
Мне надо научиться…
Сегодня на уроке я могу..

Л: самоопределение;
Р: целеполагание;
К: планирование учебного сотрудничества

Актуализаця субъективного опыта

Повторение изученного материала.

Орфографическая разминка.

    Выпишите строчку, в которой пропущена безударная чередующаяся гласная в корне:

сложность, уложить;
замер, наклониться;
горевать, гореть;
стелить, примерить.
Синтаксическая разминка. Запишите предложение под диктовку и выполните задание.
Летом по берегам реки зеленеют белоствольные березки, шепчутся листочки дубов и кленов.

Выполняют задание.

Записывают предложение, находят грамматические основы, объясняют постановку запятой, чертят схему.
Доказывают справедливость своего выбора.
Объясняют правописание.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Найдите сложное слово. Белоствольные
- Как оно образовано?
-Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь. Выделите корни.
- Без разгона высь взлетает,
Стрекозу напоминает. (вертолет)
- Разрезая носом воды,
Ходят в море (пароходы).

Записывают слова, выделяют корни.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
П: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

Проблемное объяснение нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися.

1. Наблюдение за языковым материалом.
- Обратите внимание на соединительные гласные, которая соединяет корни. (Слайд 4). Назовите их.
- Чтобы правильно выбрать соединительную гласную, нужно знать правило. Обратимся к учебнику и найдём ответ на наш вопрос.

2. Обращение к теоретическому материалу §41.
Какие соединительные гласные соединяют корни в сложных словах? (Слайд 5).
Соединительные гласные
Твёрдые согласные - О
Мягкие согласные или ж, ш, ц - Е

Наблюдают за языковым материалом.

Разбирают слова по составу.
Отвечают на вопросы. Работают с учебником.

Читают теоретический материал.
Отвечают на вопросы учителя.

Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;
П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели;
Л:формулирование проблемы

Физминутка

- Давайте отдохнём. Я называю слова и утверждаю, что они все сложные. Если я не права, вы поднимаете правую руку, если права, то левую.
Пешеход, электровоз, пароход, самолет, кругосветный, хлебница, домище, синеватый, музыковед, музыкант, водовоз, сталевар, варенье, жизнелюб, садовод, огородник.

Участвуют в физминутке.

Первичное закрепление

Проговаривание и закрепление нового знания.

Выполним упр.215 коллективно.
- Прочитайте задание.

Один ученик у доски, выполняет, комментирует, обозначает орфограмму.

Р: контроль, оценка, коррекция;
выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся.

1. А сейчас поиграем в игру «Собери слова по станциям», для этого разделимся на 5 групп. (Слайд 6)
1 гр.- «Аппетитная»
2 гр.- «Природоведческая»
3 гр.- «Географическая»
4 гр. - «Историческая»
5 гр.- «Литературная».

(Слайд 7).
2. Напишем с вами картинный диктант.
(Слайды 8-16).
3. Сыграем в «Проверь себя».
(Слайды 17-20).

Работают в группах. Подбирают сложные слова в соответствии с тематикой.

Проверяют себя.
Пишут, потом проверяют себя.

Р: контроль, оценка, коррекция;
выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
П: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Итог урока (рефлексия деятельности)

Самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- До урока я знал, что...
-На уроке я узнал, что...
-Самым трудным мне показалось...
- Что удалось легче всего?
- Чего добились? (Слайд 21).
Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались почему я употребила именно это слово?
Благодарить-дарить благо, добро.

Осуществляют самооценку.
Расставляют себе баллы.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
П: рефлексия

Домашнее задание

Читать теоретический материал.

Читать и знать §41, упр.216

Рассматривают задание.
Задают вопросы по выполнению.