Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее - ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", образовательный процесс понимается не только как процесс усвоения учениками системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности ребенка, принятия им духовно-нравственных, социальных ценностей.
Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности, организация которой предусмотрена ФГОС.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать - совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Целью внеурочной деятельности является:
- содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-4-х классов.
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:
- включение учащихся в разностороннюю деятельность;
- создание условий для реализации основных образовательных целей;
- оптимизация учебной нагрузки учащихся;
- формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное.
Внеурочная деятельность может быть организована по следующим видам деятельности: игровая, познавательная, досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме: экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности.
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. Вся внеклассная работа и внеучебная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант организации внеучебной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, "экспедиции", хобби-центры и т.п.).
Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры - центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляется на регулярной основе.
Четвертая модель организации внеучебной деятельности в современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс, школа-клуб, школа коммунарского типа.
В каждом образовательном учреждении существует своя специфика организации внеурочной деятельности, которая определяется особенностями территориального расположения, возможностями материально-технической базы ОУ, запросами учащихся и их родителей.
Для определения актуальных форм организации внеурочной деятельности в нашей школе педагогами ОУ был изучен социальный запрос родителей на основе анкетирования.
Полученные результаты позволили администрации ОУ и учителям составить план курсов внеурочной деятельности. А учителям - составить рабочие программы курсов внеурочной деятельности, которые вошли в содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования.
В настоящее время наша школа работает по третьей модели организации внеурочной деятельности. И внеурочная деятельность организована по всем пяти направлениями и реализуется через кружки.
Основные направления внеурочной деятельности в нашей школе
Направления развития личности |
Формы организации внеурочной деятельности |
Возраст |
ФИО руководителя |
Общекультурное |
«Школа вежливости»
|
1 класс
|
|
Духовно-нравственное |
«Театр. Творчество. Дети»
|
1 класс
|
|
Общеинтеллектуальное |
«Детская риторика»
|
1 класс
|
|
Спортивно-оздоровительное |
«Подвижные игры» |
2,3 классы |
|
Социальное |
«Все цвета кроме черного» |
2,3 классы |
|
При организации внеучебной деятельности обучающихся задействованы собственные педагоги (учителя начальных классов, психолог, соц. педагог, учитель музыки), а также социальные партнёры (учреждение дополнительного образования - ЭБЦ).
Основная цель такого взаимодействия - создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме - ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают возникать проблемы:
- отсутствие на сегодняшний день компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности,
- недостаточное количество учреждений дополнительного образования;
- отсутствие специалистов со специальным образованием;
- разработки программ внеурочной деятельности (Программы были взяты из «Примерных программ внеурочной деятельности», а затем адаптированы к условиям нашей школы);
- отсутствие материальнотехнических условий;
- недостаточное программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности;
- при выборе кружков не был учтен баланс между двигательно-активными и статистическими занятиями (много кружков где детям приходится сидеть, дети не двигаются)
- проблемы финансового обеспечения.
Итак, в результате, на выходе из начальной школы, мы ожидаем получить:
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- увеличение доли детей, имеющих навыки здорового образа жизни
- сформированное уважительное отношение к своей школе, городу.
- развитое чувство гражданственности и патриотизма, правовой культуры;
- более высокий уровень социальной культуры учащихся и их родителей.
Работа над внедрением стандарта подводит к следующим выводам:
- внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
- внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
- происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
Итогом такой работы должен быть заданный образовательный результат - научить детей осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных, в более широком смысле - научить их социализироваться, адаптироваться в разных общественных формациях.