|
ΙΙ. Актуализация знаний учащихся
|
- Дайте определение природы. (Природа - это всё, что
нас окружает и существует независимо от
человека.)
- По каким признакам природу можно разделить на две группы?
(Представители живой природы, представители неживой
природы.)
Игра на внимание «Живая - неживая
природа».
Правила игры: Я называю различные слова. Если называю предмет
неживой природы - вы хлопаете в ладоши, если живой - приседаете. В
игре возможны «ловушки» - названия
предметов, которые сделаны руками человека.
Примеры слов: шмель, окунь, вода,
ящерица, воздух, облако, журавль,
камень, автомобиль, сова, песок,
лошадь, лягушка, карандаш,
волк.
- На слайде вы видите все названия тел живой природы, которые вы
услышали во время игры.
- Что у них общего? (Это животные.)
- Назовите признаки тел живой природы. (Рождаются,
растут, размножаются, питаются, дышат и умирают.)
- Проверим, справились ли вы с этим заданием.
|
Слайд №1
Слайд №2
|
|
ΙΙΙ. Сообщение темы, постановка учебной
задачи
|
- Тема нашего занятия - «Многообразие
животных».
- Сегодня мы попробуем стать настоящими исследователями и
попытаемся классифицировать животных на группы и выделить
отличительные особенности этих групп.
- Итак, главная задача нашего урока - выделить группы
животных и определить отличительные особенности этих
групп.
- Но сначала я хочу вас познакомить с наукой, которая
занимается изучением животных.
- Зоология - это наука, изучающая
животных, которые в настоящее время обитают на Земле или
существовали в прошлые эпохи.
Зоология исследует строение животных, функции отдельных органов и
систем органов, поведение, размножение и индивидуальное развитие, а
также происхождение, эволюцию и значение животных в природе и для
человека.
Животные имеют огромное и разноплановое практическое значение.
Прежде всего, это относится к домашним животным. Этих животных
выращивают для получения продуктов питания, шерсти, кожи, для
транспортных, сторожевых, спортивных и других целей.
Наряду с полезной ролью позвоночные животные могут быть вредителями
сельского хозяйства, например, суслики, мыши, полевки и т.д. Они
портят и уничтожают запасы зерна, корнеплодов, фруктов, овощей,
сена, силоса.
Некоторые животные являются опасными паразитами растений, диких и
домашних животных, а также человека.
- У вас на столах лежат карточки, которые вы будете
заполнять, работая в паре.
- Сейчас вы смотрите фотографии животных на слайдах, определяете,
как называется эта группа и какие отличительные особенности имеют
животные, относящиеся к этой группе.
После просмотра каждой группы задаются вопросы: Видели
ли вы этих животных? Где? Что о них знаете? Где обитают эти
животные?
После того, как учащиеся в парах определят название
группы и назовут отличительные признаки, идёт проверка на
слайдах.
Если учащиеся затрудняются в определении группы, давать
наводящие вопросы.
У бабочек ножки первой пары зачастую являются очень
слабыми, и потому бабочка держит их сложенными чуть ниже
головы.
(Пресмыкающиеся)
- Как передвигаются эти животные? (Эти животные
передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по
земле.)
- Все эти животные без ног или с ногами - пресмыкаются, ползают.
Поэтому называются…
(Пресмыкающимися).
- Нередко их зовут ещё и рептилиями, поскольку именно так звучит
латинское название этой группы. Они являются одной из наиболее
ярких и интересных групп животных на планете.
(Птицы)
1 - ученик. Мой рассказ о дятле. В
строении дятла много необычного. Голова с шеей - как на шарнирах.
Твёрдый клюв похож на долото. Лапки короткие: два пальца вперёд,
два назад. Так можно надёжнее уцепиться за кору. Свой хвост, с
твёрдыми и упругими перьями, дятел использует, как опору. Необычен
и язык: липкий, длинный, очень подвижный, да ещё и с
зубчиками-крючками на конце. Таким языком их любой щели достанешь
без труда муравья, жука, личинку. Зимой дятлы питаются семенами из
шишек.
2 - ученик. Я расскажу вам о
неприметном воробышке. У него много особенностей. Приглядитесь, как
взлетает стая воробьёв при появлении опасности. Это похоже на
взрыв, после которого птицы рассыпаются в разные стороны, как
осколки. А характер! Они не станут, как доверчивые синицы, брать у
вас корм из рук. Посадишь воробья в клетку, будет биться о прутья,
пока его не выпустят. Воробьи - смелые бойцы. Небольшой стайкой
могут отогнать ворону или голубя от лакомого кусочка.
- Назовите птиц Восточного Казахстана.
Знакомо вам слово орнитологи? Орнитологи,
учёные, занимающиеся изучением птиц.
Проверим, правильно ли вы справились с
заданием.
|
Слайды №3,4
Работа в парах.
Слайды №5 - 55
|
|
ΙV. Закрепление изученного материала
|
1 задание.
- Узнайте животных по описанию. Назовите, к какой
группе относится животное.
(Дятел, сова, белка, заяц, рысь,
лягушка.)
2 задание.
Распределить данных животных на
группы.
Лягушка, муравей, бабочка, жаба, стрекоза, воробей, уж,
ящерица, медведь, дятел, окунь, черепаха, щука, лиса заяц, судак,
тритон, синица.
3 задание.
1 - вариант.
Познание мира. 3 - класс. «Многообразие животного
мира». 1 - вариант.
1. Животных, тело которых покрыто перьями,
называют ________. Ещё их называют «дети
воздуха».
2. Змеи, ящерицы, черепахи относятся к
группе:
а) земноводных;
б) насекомых;
в) пресмыкающихся.
3. Это водные животные, их тело покрыто чешуёй в виде
колечек, есть плавники:
4. Лягушки и жабы относятся к особой группе:
а) пресмыкающихся;
б) земноводных;
в) насекомых.
5. У этих животных три пары ног, у большинства развиты
крылья:
а) пауки;
б) насекомые;
в) черви.
6. Лось, кабан, лиса, заяц, лиса, мышь, волк -
это ____________.
Познание мира. 3 - класс. «Многообразие животного
мира».2 - вариант.
1. Эти животные - очень разные существа. У большинства
из них тело покрыто шерстью. Это
2. Мухи, комары, тараканы, блохи - переносчики
болезней. Они относятся к группе
3. Лягушек и тритонов, которых можно обнаружить в
пруду, озере и речке, называют:
а) земноводными;
б) насекомыми;
в) пресмыкающимися.
4. Ящериц, змей, черепах относят к
группе:
а) земноводных;
б) насекомых;
в) пресмыкающихся.
5. Эти животные живут в морях, реках и океанах, имеют
удлинённое и обтекаемое тело, покрытое скользкой чешуёй. Назовите,
к какой группе животных их относят:
а) пресмыкающихся;
б) рыб;
в) земноводных.
6. Беркут, сапсан, фламинго, дрофа, аист, воробей,
голубь - это _____________.
|
Слайд №56
Флип-чарт №1
|
|
V. Итог
|
Какой была главная задача нашего урока? (Выделить
группы животных и определить отличительные особенности этих
групп).
- Какие вы теперь знаете группы животных?
(Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери.)
- Назовите их отличительные
особенности.
- Послушайте, что пишет М. Пришвин, и подумайте, чего
он опасается?
- Если будет вода, а в ней ни одной рыбки - я не поверю воде. И
пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка - я не поверю
воздуху, и лес без зверей, с одними людьми - не лес. (М. Пришвин)
(Что животные исчезнут.)
- Почему это может произойти?
- О чем мы должны знать и помнить в
природе?
(Мы должны помнить, о том, что животные - наши друзья. Мы должны
вести себя в природе и жить так, чтобы не навредить животным.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
А зовут ее …(лиса)
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь)
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло -
Спать летит в дупло… (сова)
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
Здорово, дрозд-приятель!
И ставит подпись… (дятел)
Краской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая… (ворона)
У какой кисочки на ушах кисточки?
(рысь)
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это … (белка)
|
|