ΙΙ. Актуализация знаний учащихся
|
- Дайте определение природы. (Природа - это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.)
- По каким признакам природу можно разделить на две группы? (Представители живой природы, представители неживой природы.)
Игра на внимание «Живая - неживая природа».
Правила игры: Я называю различные слова. Если называю предмет неживой природы - вы хлопаете в ладоши, если живой - приседаете. В игре возможны «ловушки» - названия предметов, которые сделаны руками человека.
Примеры слов: шмель, окунь, вода, ящерица, воздух, облако, журавль, камень, автомобиль, сова, песок, лошадь, лягушка, карандаш, волк.
- На слайде вы видите все названия тел живой природы, которые вы услышали во время игры.
- Что у них общего? (Это животные.)
- Назовите признаки тел живой природы. (Рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают.)
- Проверим, справились ли вы с этим заданием.
|
Слайд №1
Слайд №2
|
ΙΙΙ. Сообщение темы, постановка учебной задачи
|
- Тема нашего занятия - «Многообразие животных».
- Сегодня мы попробуем стать настоящими исследователями и попытаемся классифицировать животных на группы и выделить отличительные особенности этих групп.
- Итак, главная задача нашего урока - выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп.
- Но сначала я хочу вас познакомить с наукой, которая занимается изучением животных.
- Зоология - это наука, изучающая животных, которые в настоящее время обитают на Земле или существовали в прошлые эпохи.
Зоология исследует строение животных, функции отдельных органов и систем органов, поведение, размножение и индивидуальное развитие, а также происхождение, эволюцию и значение животных в природе и для человека.
Животные имеют огромное и разноплановое практическое значение. Прежде всего, это относится к домашним животным. Этих животных выращивают для получения продуктов питания, шерсти, кожи, для транспортных, сторожевых, спортивных и других целей.
Наряду с полезной ролью позвоночные животные могут быть вредителями сельского хозяйства, например, суслики, мыши, полевки и т.д. Они портят и уничтожают запасы зерна, корнеплодов, фруктов, овощей, сена, силоса.
Некоторые животные являются опасными паразитами растений, диких и домашних животных, а также человека.
- У вас на столах лежат карточки, которые вы будете заполнять, работая в паре.
- Сейчас вы смотрите фотографии животных на слайдах, определяете, как называется эта группа и какие отличительные особенности имеют животные, относящиеся к этой группе.
После просмотра каждой группы задаются вопросы: Видели ли вы этих животных? Где? Что о них знаете? Где обитают эти животные?
После того, как учащиеся в парах определят название группы и назовут отличительные признаки, идёт проверка на слайдах.
Если учащиеся затрудняются в определении группы, давать наводящие вопросы.
У бабочек ножки первой пары зачастую являются очень слабыми, и потому бабочка держит их сложенными чуть ниже головы.
(Пресмыкающиеся)
- Как передвигаются эти животные? (Эти животные передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле.)
- Все эти животные без ног или с ногами - пресмыкаются, ползают. Поэтому называются… (Пресмыкающимися).
- Нередко их зовут ещё и рептилиями, поскольку именно так звучит латинское название этой группы. Они являются одной из наиболее ярких и интересных групп животных на планете.
(Птицы)
1 - ученик. Мой рассказ о дятле. В строении дятла много необычного. Голова с шеей - как на шарнирах. Твёрдый клюв похож на долото. Лапки короткие: два пальца вперёд, два назад. Так можно надёжнее уцепиться за кору. Свой хвост, с твёрдыми и упругими перьями, дятел использует, как опору. Необычен и язык: липкий, длинный, очень подвижный, да ещё и с зубчиками-крючками на конце. Таким языком их любой щели достанешь без труда муравья, жука, личинку. Зимой дятлы питаются семенами из шишек.
2 - ученик. Я расскажу вам о неприметном воробышке. У него много особенностей. Приглядитесь, как взлетает стая воробьёв при появлении опасности. Это похоже на взрыв, после которого птицы рассыпаются в разные стороны, как осколки. А характер! Они не станут, как доверчивые синицы, брать у вас корм из рук. Посадишь воробья в клетку, будет биться о прутья, пока его не выпустят. Воробьи - смелые бойцы. Небольшой стайкой могут отогнать ворону или голубя от лакомого кусочка.
- Назовите птиц Восточного Казахстана.
Знакомо вам слово орнитологи? Орнитологи, учёные, занимающиеся изучением птиц.
Проверим, правильно ли вы справились с заданием.
|
Слайды №3,4
Работа в парах.
Слайды №5 - 55
|
ΙV. Закрепление изученного материала
|
1 задание.
- Узнайте животных по описанию. Назовите, к какой группе относится животное.
(Дятел, сова, белка, заяц, рысь, лягушка.)
2 задание.
Распределить данных животных на группы.
Лягушка, муравей, бабочка, жаба, стрекоза, воробей, уж, ящерица, медведь, дятел, окунь, черепаха, щука, лиса заяц, судак, тритон, синица.
3 задание.
1 - вариант.
Познание мира. 3 - класс. «Многообразие животного мира». 1 - вариант.
1. Животных, тело которых покрыто перьями, называют ________. Ещё их называют «дети воздуха».
2. Змеи, ящерицы, черепахи относятся к группе:
а) земноводных;
б) насекомых;
в) пресмыкающихся.
3. Это водные животные, их тело покрыто чешуёй в виде колечек, есть плавники:
4. Лягушки и жабы относятся к особой группе:
а) пресмыкающихся;
б) земноводных;
в) насекомых.
5. У этих животных три пары ног, у большинства развиты крылья:
а) пауки;
б) насекомые;
в) черви.
6. Лось, кабан, лиса, заяц, лиса, мышь, волк - это ____________.
Познание мира. 3 - класс. «Многообразие животного мира».2 - вариант.
1. Эти животные - очень разные существа. У большинства из них тело покрыто шерстью. Это
2. Мухи, комары, тараканы, блохи - переносчики болезней. Они относятся к группе
3. Лягушек и тритонов, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке, называют:
а) земноводными;
б) насекомыми;
в) пресмыкающимися.
4. Ящериц, змей, черепах относят к группе:
а) земноводных;
б) насекомых;
в) пресмыкающихся.
5. Эти животные живут в морях, реках и океанах, имеют удлинённое и обтекаемое тело, покрытое скользкой чешуёй. Назовите, к какой группе животных их относят:
а) пресмыкающихся;
б) рыб;
в) земноводных.
6. Беркут, сапсан, фламинго, дрофа, аист, воробей, голубь - это _____________.
|
Слайд №56
Флип-чарт №1
|
V. Итог
|
Какой была главная задача нашего урока? (Выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп).
- Какие вы теперь знаете группы животных? (Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери.)
- Назовите их отличительные особенности.
- Послушайте, что пишет М. Пришвин, и подумайте, чего он опасается?
- Если будет вода, а в ней ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка - я не поверю воздуху, и лес без зверей, с одними людьми - не лес. (М. Пришвин) (Что животные исчезнут.)
- Почему это может произойти?
- О чем мы должны знать и помнить в природе?
(Мы должны помнить, о том, что животные - наши друзья. Мы должны вести себя в природе и жить так, чтобы не навредить животным.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
А зовут ее …(лиса)
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь)
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло -
Спать летит в дупло… (сова)
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
Здорово, дрозд-приятель!
И ставит подпись… (дятел)
Краской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая… (ворона)
У какой кисочки на ушах кисточки? (рысь)
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это … (белка)
|
|