Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Под самостоятельной учебной работой понимают организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление и т.д.
Основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке следующие:
- каждая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель; каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы.
- самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенному перехода с одного уровня самостоятельности на другой.
- обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельной работы.
- назначение самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления; поэтому подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.
- содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца.
По форме организации самостоятельную работу можно разделить на индивидуальную, фронтальную, групповую.
В соответствии с уровнем самостоятельной деятельности учащихся можно выделить: воспроизводящая (работа по образцу), реконструктивно-вариативная (на основе общей идеи найти новые способы разрешения проблемы), эвристическая (поиск ответа за пределами образца), творческая (получение принципиально новых знаний).
В практике каждый вид самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов деятельности, используемых в системе урочных и внеурочных занятий.
Рассмотрим их:
1. Работа с печатными источниками
Составляется система вопросов, на которые в тексте нужно найти ответ. Если в младших классах подбираются такие задания, чтобы ответ содержался в одном предложении текста, то в старших классах предполагаются ответы обучающего характера.
Если урок проблемного характера, то учащиеся сначала знакомятся с вопросами после параграфа, а затем, читая материал, ищут ответ.
Необходимо учить разделять текст на смысловые части и выделять в них главное короткими, точными фразами, подводя тем самым учащихся к умению создавать различные планы, а также работать над написанием конспекта.
Важно учить выделять материал, характеризующий какие-либо признаки, понятия, положение. (Например, выяснить причины Первой русской революции; доказать, что восстание под предводительством Степана Разина - это настоящая крестьянская война.)
Составление сравнительной характеристики героев, событий, государств и т.д. (Сравнить уровень готовности к войне в 1941 году в Германии и СССР)
2. Составление аналитических схем
Овладению материалов способствует также представление его в виде схем или выделение в нем иерархических связей, главного и второстепенного. Использование этого приема помогает учащимся четко понимать и визуально представлять систему отношений между частями и всю систему в целом.
3. Составление опорных конспектов
Для логического выстраивания излагаемого материала целесообразно применять различные виды опор Опорный сигнал (В.А.Шаталов) - графический символ, заменяющий смысл информации. Текст закодирован с помощью ключевых слов, букв, чертежей.
4. Работа с историческими документами, справочной литературой
Работа с историческими документами, справочной литературой, как правило, расширяет кругозор учащихся и глубину их знаний. Равнозначным с учебным текстом по роли в развитии учащихся является иллюстративный материал: учебные картины, диаграммы, схемы и т.д. Их можно использовать следующим образом:
- придумать название иллюстрации
- придумать за действующих лиц слова диалога
- найти в тексте строки, комментирующие картину и т.д.
5. Вопросы и задания
Ответы на вопросы и выполнение заданий являются наиболее распространенным видом самостоятельной работы по истории. Вопросы имеют разно уровневый характер, в основном соответствующий трем уровням развития познавательной деятельности учащихся.
- воспроизведение учащимися учебной информации (Кто такие стахановцы?)
- применение учащимися знаний и умений в знакомой ситуации (в чем вы видите положительные и отрицательные стороны стахановского движения?)
- предусматривают творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации, также это могут быть задания аналитического и обобщающего характера. (Каковы социально-психологические последствия в стране репрессивной системы? Можно ли согласиться с мнением, что эти последствия не изжиты в обществе до сих пор?)
Вопросы на сопоставление и сравнение (Сравните пути выхода из МЭК США и Франции)
6. Лабораторная и практическая работа
Лабораторная работа по истории - это раскрытие темы изучения с использованием различных источников: учебник, карты, фотографии и т.д.
(Сравните пути выхода из МЭК США, Франция, Англия, Германия) Учащиеся делятся на группы, каждая группа выполняет свой объем заданий, а затем все полученные результаты анализируются, сопоставляются и дают общую картину изучаемой проблемы.
Лабораторные работы как правило, в групповой или парной форме, учат детей работать совместно, чувствовать ответственность.
Практические задания по истории очень разнообразны:
- составление вопросников к параграфу
- составление тестов, кроссвордов и т.д.
Практические работы обычно вызывают интерес, так как носят творческий характер и дают возможность само выразиться.
Наибольшую сложность в самостоятельной творческой деятельности учащихся представляют исследовательские и проектные работы.
Исследовательская работа завершается, когда ученик выступает с ней перед аудиторией.
А результаты выполненных проектов должны быть конкретными и готовыми к внедрению.
Таким образом, формирование навыков самостоятельной работы учащихся - одна из важнейших задач в повышении эффективности обучения.