Цели: создать у учеников праздничное настроение; постараться убедить учащихся в том, что знания - сила; способствовать развитию смекалки, памяти, внимания, мышления, воспитанию чувства уважения, благодарности к людям, сохранившим потомкам мир на земле.
Подготовка праздника. Класс делится на команды по желанию учеников. В каждой команде выбирается лидер.
На праздник приглашаются родители: они наблюдают за тем, как их дети справляются с заданиями.
На доске обозначен маршрут путешествия с перечнем станций. Каждой группе вручается маршрутный лист. На них руководители групп будут отмечать прохождение станций.
Ход праздника
Звучит песня «Наша школьная страна» (сл. К.Ибряева, муз. Ю.Чичкова).
Учитель. Сегодня праздник - День знаний. Сегодня мы проведем веселые, интересные испытания перед началом учебного года. Узнаем, какая команда сильнее, старательнее и дружнее.
Звучит музыка песни «Голубой вагон» В.Шаинского.
Станция «Литературная»
Учитель.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построить в четкий ряд -
Превратятся буквы в слово
И тобой заговорят.
Команды получают конверты, в которых лежат карточки с частями пословиц:
- «Без дела жить - только небо коптить»,
- «Недочитанная книга - что непройденный путь»,
- «Без учения нет победы»,
- «Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит»,
- «Умел ошибаться, умей и поправляться»,
- «Пишут не пером, а умом».
Ученики составляют пословицы, читают и обсуждают их.
Учитель раздает командам карточки с цитатами из стихотворений, ученики продолжают их.
-
Нашу речку, словно в сказке,
- Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя...
(А.С.Пушкин) - Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!..
(К.И.Чуковский) - Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет...
(А.С.Пушкин)
За ночь вымостил мороз...
(С.Я.Маршак)
Станция «Веселые краски»
Ученики получают по одной полоске бумаги красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цвета. Они встают в том порядке, в каком располагаются цвета радуги.
Учитель дает каждой команде по одному листу и ручке. Команды рисуют животных, причем каждый участник изображает только одну деталь животного (туловище, голову, лапы, глаза, нос, рот, усы, хвост, уши), которую называет ведущий, и пере - дает листок следующему.
Станция «Родная природа»
Учитель организует игру «На каждый шаг - растение»: два человека встают рядом на стартовую черту и делают по одному шагу, говоря название дерева. При этом им нельзя повторяться и слишком долго вспоминать следующее название. Побеждает игрок, который сделал больше шагов. Другая пара на каждый шаг называет цветы, третья пара - овощи и т.д.
Далее учитель проводит викторину: он задает вопросы, ученики отвечают на них. Назовите растение, на котором цветки разного цвета: розовые, голубые, синие и фиолетовые. (Медуница.)
- У каких грибов скользкая, маслянистая шляпка? (У маслят.)
- Какое животное летом ест траву, а зимой - кору и ветки деревьев? (Лось.)
- Почему бабочку назвали крапивницей? (Ее гусеницы живут на крапиве.)
- Жаба - это вредное или полезное животное? (Полезное.)
- Сколько пятнышек на спинке у божьей коровки? (Семь.)
Станция «Умелые руки»
Учитель предлагает сложить из бумаги как можно больше голубей.
Учащиеся выполняют задание под музыку.
Станция «Музыкальная»
Учитель предлагает отгадать загадки.
В лесу вырезана,
Гладка вытесана.
Поет, заливается.
Как называется?
(Скрипка)Не возьмешь -
Она молчит,
Дунешь -
Сразу зазвучит.
(Дудка)Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки.
(Ноты)Тянется, а не резина,
С клапанами, а не машина,
Песни поет, а не радио.
(Баян)Сам пустой,
Голос густой.
Дробь отбивает,
Ребят собирает.
(Барабан)У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это?
Несомненно,
Это звонкий наш... (рояль).
Учитель кладет на стол карточки, на которых записаны слова:
- «Жили у бабуси»,
- «Вместе весело шагать»,
- «Солнечный круг», «Антошка».
Карточки лежат словами вниз. Ученики по очереди берут карточки, читают и всей командой поют отрывок из песни, где есть эти слова.
Станция «Цифры и числа»
Учитель.
Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем без исключения.
Учитель предлагает решить задачи.
-
В одной квартире живут две матери, две дочери и бабушка с внучкой, а всего их трое. Кто это может быть?
- По небу летели птицы: воробей, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько всего летело птиц? (Две.)
- Можно ли из трех спичек сложить цифру 4? (Да.)
- Сколько концов у трех палок, у двух с половиной?
- Из-под забора видны 4 ноги и 4 лапы. Сколько живых существ стоит за забором? (2 человека и 1 собака.)
- Как число 10 записать пятью одинаковыми цифрами, соединив их знаком плюс? (2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10.)
- Сколько раз нужно пилить бревно, что- бы из него получилось 2, 4, 6, 8 поленьев? (1, 3, 5, 7 раз.)
- Врач прописал больному три укола по одному через каждые полчаса. Через сколько времени будут сделаны все уколы? (Через час.)
На доске записаны ребусы. Учащиеся разгадывают их.
Станция «Родное слово»
Учитель. Вспомните пословицы о книге, учении.
Учащиеся по очереди называют пословицы. Побеждает тот, кто назвал последнюю пословицу.
- Испокон века книга растит человека.
- Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.
- Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.
- Ученье - путь к уменью.
- Без муки нет науки.
- Возьми книгу в руки - и не будет скуки.
- У дружбы нет границ, узнаний нет дна.
- Ученику - удача, учителю - радость.
- Знай больше, а говори меньше.
- Кто не стыдится спрашивать, узнает многое.
- Ктo стыдится спрашивать, забудет то, что знал.
Учитель проводит игру «Любимая буква». Каждый играющий выбирает букву. Ему задают вопросы, на которые он отвечает словами, начинающимися на эту букву.
- Какая твоя любимая буква?
- П.
- Как тебя зовут?
- Петя.
- А фамилия?
- Павлов.
- Откуда ты приехал?
- Из Петербурга.
- Что ты там делал?
- Пел, плясал, прыгал... и т.д.
Станция «Спортивная»
Звучит веселая ритмичная музыка. Ученики стоят полукругом, в центре - ведущий. Он показывает несколько движений, одно из которых (например, приседание) - запретное. Учащиеся должны повторить все действия ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибается, выбывает, а оставшийся объявляется победителем.
Станция «Пусть всегда будет мир!»
Учитель. Первого сентября отмечают не только День знаний, но и День мира. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как только Красная армия изгоняла врагов из наших городов и сел, в первую очередь восстанавливали школы. Всем хотелось сделать школу лучше, чем она была прежде. Так общими усилиями нашего народа были заново отстроены разрушенные в войну школы.
Мы с вами помним, кому мы обязаны за мир на земле. Поэтому на этой станции мы послушаем стихотворения о мире.
Ученики читают заранее выученные стихотворения и поют песню «Пусть всегда будет солнце» (сл. Л.Ошанина, муз. А.Островского).
Учитель. У поэта В.Лифшица есть стихотворение. Прочитаем его вместе. Когда я спрошу «Для кого?» - вы должны хором отвечать «Для меня!».
Если я спрошу «От кого?» - вы отвечаете «От меня!»,
«За кого?» - вы отвечаете «За меня!».
Кто-то где-то сделал парту. Для кого?
Для меня!
Начертили где-то карту. Для кого?
Для меня!
Доски грифельные красят. Для кого?
Для меня!
Все, что в школе, все, что в классе, Для кого?
Для меня!
И пришел я на рассвете в класс, в класс.
Там звонки на переменке. Для кого?
Для меня!
Ставят счеты возле стенки. Для кого?
Для меня!
Там учитель ждет ответа. От кого?
От меня!
Значит, нужно так учиться,
Значит, нужно так трудиться,
Чтобы людям не стыдиться. За кого?
За меня!
В ходе подведения итогов ученики получают медали за успехи на отельных станциях.
Использованная литература
- Бердникова Н.В. Большой праздник для малышей. Ярославль, 2007.
- Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль, 2004.
- Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. М., 2005.