Организация проектной деятельности обучающихся, оформление работ, подготовка к выступлениям

Разделы: Руководство учебным проектом

Классы: 10, 11


Современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются:

  • умение работать в команде;
  • умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;
  • умение выполнять исследовательскую работу;
  • гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;
  • развитые коммуникационные навыки.

Одним из наиболее эффективных педагогических средств, позволяющих направить процесс обучения и развития студентов в данном направлении является метод проектов, разработанный в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи.

Сегодня метод проектов является неотъемлемой частью учебного процесса.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Он выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Если коротко дать определение проекту - это «пять П»:

  1. Проблема
  2. Проектирование (планирование)
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение времени специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского.

Преподавателю в рамках проекта отводится роль координатора, эксперта, консультанта.

Очень важным моментом является составление плана, так как он помогает эффективно организовать работу над текстом. План - это скелет текста.

Основными элементами проектирования являются - определение цели и задач проекта, определение собственно, проблемы - постановка гипотезы, выбор способа ее решения, определение ресурсов, составление плана действий, изучение проблемы, поиск путей ее решения, подведение итогов, оценка полученных результатов.

Проект характеризуется, прежде всего, наличием проблемы, которая должна быть в идеале, не предложена преподавателем, а должна быть актуальной для студентов, интересной им, соответствовать уровню их подготовки и мотивировать авторов на поиски решения.

Также важным этапом, от которого зависит результат, является постановка цели проектирования. Цель должна быть «конкретна, измерима, достижима, ориентирована на результат, соотносима с конкретным сроком».

Работа над проектом должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С.Полат);

Итак, черты проекта:

  • всегда имеет цель;
  • реалистичность;
  • ограниченность во времени и пространстве;
  • уникальность;
  • инновационность;
  • проекты должны подвергаться оценке.

Эффективная презентация и представление проектов, является одним из главных профессиональных навыков. Этим навыкам можно и нужно обучаться.

Во время оформления результатов исследования в виде презентаций и их обсуждения обращается внимание на способы доказательств, на оформление результатов, на выдвижение новых проблем исследования и т.п.

Проект является основой актуального сегодня дистанционного обучения, поскольку усиливает активную роль учащегося. Сейчас главным в образовательном процессе является не усвоение информации, а «деятельность, направленная на получение самостоятельного продукта путем поиска и обработки информации».

В основе данного подхода должна быть технология метода проектов. К показателям успешной деятельности преподавателя в этом направлении можно отнести степень вовлеченности студентов в эту деятельность.

Например, по предмету проектная деятельность завершающие уроки отведены защите проектов. Этот метод помогает передавать студентам не только сумму знаний, но и учит их приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Обучающиеся стремятся рассказать, показать все знания и умения, которые приобрели сами (оказывается …, я этого не знал), т.е. развиваются их познавательные навыки.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Парные или групповые проектные работы пользуются спросом у наших студентов. В этом тоже есть свои плюсы; они приобретают коммуникативные навыки и умения, т.е. работают в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли.

Чувствуя поддержку товарищей, они учатся пользоваться исследовательскими методами: собирают необходимую информацию, анализируют их с разных точек зрения, выдвигают гипотезы, делают выводы и заключения.

Оформление работ

Проектная работа является видом учебной и научно-исследовательской работы обучающихся. Проектная работа должна показать, насколько глубоко он овладел теоретическими знаниями, умением пользоваться научной литературой, критически и творчески подходить к избранной теме. Таким образом, можно выделить следующие задачи проектной работы:

а) находить нужную литературу и обрабатывать ее (прежде всего, обнаруживать в публикациях важные идеи и фиксировать их: конспектировать или реферировать);

б) сопоставлять различные точки зрения на конкретную проблему и осуществлять выбор какой-либо точки зрения (наилучшим образом объясняющей исследуемые явления);

в) собирать фактический материал и осуществлять такую его классификацию, при которой во всем массиве приводимых примеров были бы четко видны их общие и частные свойства или характеристики;

г) интерпретировать отдельные примеры с той позиции, занимаемой по отношению к исследуемому вами материалу;

д) письменно излагать идеи, выявленные в результате знакомства с фактическим материалом и научной литературой по предмету;

е) осуществлять общее оформление работы: выделять в ней разделы и параграфы, употреблять цитаты и делать ссылки на имеющиеся публикации, составлять библиографию.

Руководитель осуществляет руководство написанием проектной работы в пределах времени, определяемого нормами педагогической нагрузки, оказывает консультационную помощь обучающемуся в определении окончательной темы, в подготовке плана работы, в подборе материалов.

Основные этапы подготовки проектной работы

1 этап: выбор темы.

2 этап: работа с литературой. Необходимая литература подбирается учащимся самостоятельно.

3 этап: подготовка рабочего варианта плана работы. В нем нужно выделить главы и параграфы, раскрывающие содержание каждой главы. Составленный список литературы и предварительный вариант плана согласовываются с руководителем.

4 этап: изучение литературы. Только внимательно читая и конспектируя литературу, можно разобраться в основных вопросах темы и подготовиться к самостоятельному (авторскому) изложению содержания работы.

5 этап: написание глав проектной работы. Систематизация и анализ изученной литературы по проблеме исследования позволяют обучающемуся написать первую (теоретическую) главу. Выполнение проектной работы предполагает проведение определенного исследования. На основе разработанного плана обучающийся осуществляет сбор фактического материала, необходимых цифровых данных. Затем полученные результаты подвергаются анализу, статистической, математической обработке и представляются в виде текстового описания, таблиц, графиков, диаграмм. Анализ полученных результатов (анализ ситуации) составляет содержание второй (практической) главы, которая также должна содержать рекомендательную часть, отражающую перспективы, мероприятия, рекомендации по рассматриваемым проблемам.

6 этап: рецензирование и защита проектной работы. Обучающийся обязан представить руководителю окончательный вариант проектной работы и тезисы к работе не менее чем за 10 дней до установленного срока защиты. Рабочий вариант текста проектной работы предоставляется непосредственно руководителю на проверку (при собеседовании). На основе рабочего варианта текста руководитель выносит рекомендации в письменной форме и может конкретизировать их в присутствии обучающегося. Недочеты, указанные руководителем, подлежат устранению. После доработки проектная работа сдается непосредственно руководителю. К исправленному варианту прилагается в обязательном порядке рецензия.

Защита проектных работ обучающихся проходит в сроки, установленные графиком учебного процесса.

Аттестация проектной работы проводится в форме устной защиты, по результатам которой выставляется оценка («зачёт», «незачёт»). Проектная работа допускается к защите руководителем при условии законченного оформления и соответствия содержания работы установленным требованиям по структуре и содержанию.

К защите студент представляет презентацию и пояснительную записку следующего содержания:

  1. Титульный лист
  2. Оглавление
  3. Введение
  4. Основная часть:
    1. Глава 1.
    2. Глава 2.
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы

Требования к содержанию и структуре проектной работы

Любая проектная работа должна иметь титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы.

При написании введения обучающийся должен:

  • обосновать актуальность;
  • указать цель работы (в соответствии с названием темы);
  • привести задачи (раскрывающие пункты плана, т.е. пути достижения цели);
  • описать структуру работы;

Объем введения должен составлять 1-2 страницы.

Далее следует основная часть работы, которая делится на 2 части.

1 часть - теоретическая, включает анализ теории, в ней целесообразно дать самое общее описание рассматриваемой проблемы, т.е. отметить её место в дисциплинарном ряду, определить основные положения и понятия, далее следует сосредоточиться уже на частных характеристиках описываемого объекта, опираясь на уже существующие исследования. Однако здесь можно высказать и собственные суждения относительно исследуемого объекта. Таким образом, эта часть работы имеет по преимуществу реферативный характер. Должна содержать 1-2 параграфа. В каждом из параграфов решается конкретный вопрос, имеющий значение для целого.

2 часть - практическая (исследовательская), содержит описание уже собственного материала обучающегося, с привлечением лишь по необходимости данных других исследований (привлечение таких данных весьма желательно), включает анализ текущей ситуации на основе данных и/или описание выявленных проблем в рассматриваемой области, описание путей совершенствования рассматриваемого вопроса (путей решения проблем). Глава должна включать 1-2 параграфа. Необходимость разделения параграфов на подпараграфы определяется обучающимся по согласованию с руководителем. Каждый параграф работы составляет не менее 2 страниц.

В заключении дается обобщенное (суммарное) изложение идей, выявленных в результате осуществленного исследования, отмечается их новизна, выделяется то новое, что обнаружено, приводятся основные выводы по итогам проведенного исследования, результаты, которые были достигнуты. Это выводы по всей работе, а не повторение фраз, завершающих части работы. Объем заключения - 1-2 страницы.

Список литературы должен содержать не менее 5 источников. В это число должны входить учебники, монографии, газетные и журнальные публикации, материалы сети Internet. Обучающиеся должны использовать современную литературу. Работы, связанные с современным состоянием какой-либо проблемы, в обязательном порядке должны основываться на периодических изданиях (журнальных, газетных публикациях) за последний (текущий) год, данных сети Internet. В случае если обучающийся исследовал в работе более ранние периоды и не учел современные изменения, работа не может быть зачтена и направляется на доработку.

Использование информации сети Internet рекомендуется, так как именно с ее помощью можно полнее представить современные тенденции. Каждый сайт должен быть внесен в список литературы (при этом их количество не может составлять более половины общего числа использованных источников). Запрещается копирование (полное или частичное) размещенных на специализированных сайтах рефератов, курсовых и контрольных работ.

Библиографические ссылки необходимы при обращении к любому источнику. При прямом цитировании автора или авторов: указывается фамилия автора, затем, через запятую, год издания работы, а затем, после двоеточия, страницу или страницы, на которых излагаются значимые для работы идеи, например: (Гумбольдт, 1984: 51). Если эти мысли излагают различные авторы, возможно их перечисление через точку с запятой. При ссылке на автора или авторов без цитирования, перед их фамилиями следует поставить помету «см.» - смотри, например: (см. Кузнецова, 1989: 73-75) или (см.: Кузнецова, 1989: 61; Кацнельсон, 1965: 74). При полемике с теми или иными авторами, можно сослаться на соответствующие их работы, сопроводив эти ссылки пометами «ср.» - сравни или «ср., однако», например: (ср. Налимов, 1993: 107).

Приложения включаются в состав работы по согласованию с научным руководителем. Наличие приложений не является обязательным требованием.

Объем всей проектной работы не должен быть менее 8 и не более 15 страниц.

Требования к оформлению проектной работы

1. Поля:

  • правое - 10 мм;
  • верхнее, нижнее, левое - 20 мм.

2. Размер шрифта - 14, интервал - 1,5.

Разрешается использовать шрифты различной гарнитуры ТОЛЬКО для акцентирования внимания на определениях и формулах.

3. Названия глав и параграфов:

- в содержании пишутся с ПРОПИСНОЙ БУКВЫ, остальные буквы - строчные. После номера раздела, подраздела (главы, параграфа) точку не ставят.

1 Теоретическая сущность налогов

1.1 Экономическая природа налога

- в тексте работы названия глав и параграфов пишутся прописными (заглавными) буквами.

После номера раздела, подраздела (главы, параграфа) точку не ставят.

Заголовок должен быть отделен от текста интервалом 10 - 15 мм.

4. Нумерация страниц - ВНИЗУ страницы по центру.

Номер страницы не ставится на титульном листе и содержании, но они входят в общую нумерацию страниц, так же как и приложения. Страницы приложений нумеруются.

5. Список использованной литературы

Дается строго в алфавитном порядке.

Порядок оформления библиографического описания источника: фамилия автора и его инициалы - название статьи или монографии - если статья, то название сборника - место издания - издательство - год издания работы - если статья или реферат, то начальная и последняя страницы публикации, если монография, то количество страниц.

Примеры:

- книга:

Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М.: Прогресс, 1993. - 280 с.

- статья в журнале:

Урысон Е.В. Фундаментальные способности человека и наивная «анатомия» // Вопр. языкозн. 1995. № 3. - С. 3-16.

- статья из сборника:

Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект: Сб./ Пер. с англ, и нем. - М.: Прогресс, 1995. - С. 143-184.

Порядок расположения источников:

  • книги и статьи по алфавиту, учебники, монографии;
  • газетные и журнальные публикации;
  • Интернет-сайты.

6. Размещение ссылок:

  • 1-й вариант: внутри текста в скобках указывается либо непосредственно источник, либо номер источника в приводимом списке литературы, с указанием страницы.
  • 2-й вариант: внизу страницы под чертой указывается источник с полным библиографическим описанием и номерами страниц, содержащих данную ссылку, либо полный адрес страницы в Интернете.

Выступление или защита проекта

Защита работы проходит обычно в течение 6-10 минут (5-7 минут на выступление, 1-3 минуты - ответы на вопросы).

Необходимо строго соблюдать регламент выступления. Важно хорошо ориентироваться в количестве необходимого времени.

Великий оратор Цицерон говорил: «Обязанность оратора заключается в следующем: найти, что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести».

Проектный продукт может быть представлен в разных формах. В зависимости от его специфики, стоит решить вопрос о целесообразности использования мультимедийной презентации.

Общий план публичного выступления выглядит следующим образом:

  1. Тема проекта.
  2. Актуальность и цель проекта.
  3. Основные этапы проекта и их задачи, методы и средства их достижения.
  4. Характеристика (презентация) проектного продукта.
  5. Самоанализ успешности проектной работы, перспективы развития проекта.
  6. Ответы на вопросы.

Например:

Тема моего проекта. Выбранная тема является актуальной, потому что... Таким образом, целью проекта было ... Для достижения которой потребовалось решить следующие задачи... Для этого я ....... изучил источники (краткая характеристика источников информации)/работал в библиотеках/побывал на экскурсии/провёл опрос, поставил опыты и т.д. В результате мне удалось создать... К преимуществам/ недочетам работы можно отнести.... В процессе работы над проектом я научился... Благодарю за внимание. Готов (а) ответить на Ваши вопросы".

Важным составляющим успеха является качество презентации и наглядных материалов.

Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

В результате работы студенты овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество - способность учиться на собственном опыте и опыте других.

Список литературы

  1. Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 1926.
  2. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
  3. Шуберт, Н. П. Метод проектов и профессиональная компетентность преподавателей [Текст]/ Н.П.Шуберт// Среднее профессиональное образование. - 2009.- № 11.- С.78-80.
  4. http://wiki.iteach.ru/images/4/4e/Полат_Е.С._-_Метод_проектов.pdf
  5. http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-proektnogo-metoda-v-sisteme-spo