Сегодня школа переживает время больших перемен, активно включилась в процессы модернизации образования, освоения стандартов нового поколения. Приоритетна развивающая функция обучения, которая способна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.
Учителя сегодня волнуют вопросы:
- Какие методы и средства обучения выбрать?
- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.
Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем только учебному, школьному
Всё способы и формы организации школьной жизни должны быть подчинены цели всестороннего личностного развития. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих - очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других - лёгкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность освоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием<.
Главное на уроке - работа учеников. И основная задача учителя -обеспечить полную загрузку каждого ученика в течение всего урока целесообразными действиями.
Планируя урок, я прежде всего, планирую деятельность своих учеников. Характер и содержание учебной деятельности учащихся должны быть педагогически целесообразными, т.е. отвечать основным учебно-воспитательным задачам. При этом особенно важны два момента: чему научатся учащиеся, выполняя те или иные задания, и к чему они приучаются в процессе указанной деятельности.
Моя главная цель: Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе посредством развития интереса учащихся на уроках математики.
Достижение планируемых результатов предполагается решением следующих задач:
- создание положительной мотивации школьников к изучению математики с целью качественной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
- организация системно-деятельностного подхода на всех этапах урока и внеурочной деятельности;
- обеспечение развития у обучающихся умений работы с различными типами тестовых заданий;
- организация систематического повторения базовых элементов курса на протяжении всех лет изучения математики с использованием тематического контроля;
- создание педагогических условий для формирования устойчивого навыка;
- выявить факторы, влияющие на качество знаний учащихся.
Мониторинг качества знаний - один из критериев, который помогает определить качество педагогического труда и является мощным орудием для планирования работы учителя по развитию творческих способностей учащихся. Мониторинг предметных умений позволяет отследить уровень качественной успеваемости по предмету, коррекцию методических приёмов и форм организации деятельности учащихся, повышающих уровень качества знаний. В связи с этим тщательно веду отбор тем для мониторинговых стразовых работ с учётом степени их важности для дальнейшего успешного продолжения обучения учащихся по предмету, а при выборе заданий и объёма работ руководствуюсь посильностью заданий для большинства учащихся. Проверочные работы провожу в форме традиционной письменной работы и в виде текстовых заданий с выбором ответа, на установление соответствия с множеством выбора и на установление правильной последовательности. Тесты подбираю так, чтобы были указаны правила обработки результатов (критерии оценивания) с указанием веса каждого задания при подсчёте баллов испытуемого и перевода тестового балла в традиционную оценку школьной успеваемости. В список проверочных работ включаю стартовый, рубежный, итоговый контроль.
Иногда для оценивания давно практикуемых умений и навыков (работа в малых группах, краткое выступление) можно совмещать оценивание с выполнением «тренировочного» упражнения по другой теме или по отработке иных умений и навыков.
В качестве примеров методов оценивания использую следующие:
- Игровые методы оценивания: оценивание превращаю в игру. Например, правильный ответ - 1 балл, ответ на дополнительный вопрос учителя - 2 балла; дополнение -1 балл. На основе заработанных баллов выставляется итоговая отметка (этот метод превращает оценивание в увлекательное занятие и не пугает учащихся).
- Контрольные упражнения: например, презентации, выполнение заданий в группе, кроссворды, написание реферата. (Задействую все уровни учебных целей; проверяю не только знания, но и умения, навыки, ценности; поскольку задание является творческим и интересным; может дать полную картину уровня подготовки и усвоения материала учащимися).
- Самооценка: оценка самими учащимися своей работы (своей лично или своих товарищей), а также занятия в целом является ценным методом оценивания. Его применение позволит учителю многое узнать о себе и об учащихся, а также о качестве учебного процесса. Все учащиеся могут получить оценку (которая, как правило, не выставляется в классный журнал), а также то, что они начинают понимать трудности оценивания и учатся смотреть другими глазами на свою работу
- В основной школе первостепенной задачей учителя является планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся.
Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, использовать интерактивные формы и методы обучения, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поиска, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизируя познавательную деятельность обучающих.
Каждый ученик на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя небольшое задание:
- решить задачу,
- сформулировать краткий ответ на вопрос,
- провести вычисления,
- привести примеры,
- работать с учебником и т.п.
Задания для самостоятельной работы должны быть подобраны таким образом, чтобы ученик мог с ними справиться.
Для разных учеников подбираю разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить ребенку идти тем путем, который ему больше нравится: одни дети с удовольствием решают задачи; другие любят практическую работу; третьи предпочитают дополнительную литературу или работу в интернете. Надо разрешать детям преимущественно использовать им любимой метод, грамотно направляя их.
Ученик не должен скучать на уроке и иметь свободное время. Если способные дети, с хорошими навыками самостоятельности, досрочно заканчивают работу, даю дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.
Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой.
Многие дети работают самостоятельно только за какое-либо поощрение. С этим надо считаться и использовать для мотивации.
Для разных детей значимы разные поощрения, например
- высокие оценки,
- публичное признание их хорошей работы,
- назначение помощником учителя при экспериментах,
- позволение самостоятельно проводить некоторые демонстрационные опыты,
- быть консультантом учащихся при выполнении лабораторных работ и т.д.
Математический диктант - это один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Система математических диктантов должна, с одной стороны, обеспечивать усвоение необходимых знаний и умений, а с другой стороны, их проверку. Математические диктанты можно разделить на проверочные, обзорные, итоговые.
Проверочные диктанты провожу для контроля усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения определенной темы. При их выполнении получаю информацию о том, как усваивается тема, что позволяет вовремя выявить ошибки, обнаружить плохо усвоивших материал и в зависимости от этого строить работу по изучению данной темы. Учащиеся получают дополнительную практику в самостоятельном решении задач и тем самым готовятся к контрольной работе по данной теме. Основа проверочных диктантов - задания реконструктивного характера, в то же время в них не следует включать задания сложнее тех, которые выполнялись учащимися на уроках и дома.
Провожу обзорный диктант, который позволит ученикам повторить материал, систематизировать знания, установить связи между изученными вопросами. Для этого нужно определить, какие основные понятия должен усвоить ученик при изучении темы, какие умения и навыки должен приобрести, какие задания уметь выполнять и каков уровень сложности этих заданий. Задания должны быть четкими, конкретными, понятными, сюда входят вопросы по проверке изученных определений, теорем, правил, задания на решение несложных задач и упражнений. Такой диктант дает возможность мне проверить усвоение узловых вопросов изученной темы.
Большую роль играет на уроке использование компьютера на уроках. Используя компьютер на уроках математики, в первую очередь думать о том, как и на каком этапе его использовать. Демонстрируются отдельные объекты (чертеж, график, способ решения задачи, алгоритм решения), используются задания с несколькими вариантами ответов, задания развивающего характера (разгадать кроссворд, вставить пропущенные цифры, установить классификацию математических моделей, игра «Собери определение», домино - собрать формулы).
Применение современных информационных средств обучения позволили мне изменить методы и организационные формы обучения. Целью этих преобразований является совершенствование процесса преподавания математики, повышающего его качество и эффективность.
Совместная работа с учащимися по разработке уроков с применением компьютерной технологии дает свои результаты. Учащиеся, готовясь к уроку, сами повторяют и проверяют свои знания при составлении таблиц на способы решения задач, действия с дробями. Опыт обучения с использованием учебно-исследовательских заданий показал, что учащиеся глубже понимают математические понятия, учатся выделять главное, расширяют свой кругозор, осознанно подходят к решению поставленных задач.
Вышеизложенные формы, методы, технологии обучения в моей практике помогают учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты; позволяют организовывать рефлексию учебных действий, самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями
Одной из функций учителя при этом является подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках математики, но и в обычной жизни.
Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться?).
Достижению положительных результатов обучения не достаточна работа на уроке. Опыт работы показывает, что проведение индивидуальных консультаций и групповых дополнительных занятий по предмету приводит к ликвидации пробелов в знаниях учащихся и повышению качества обучения математике. Такие занятия должны носить регулярный и обязательный характер, особенно для слабых учеников.
Задача учителя - всемерно способствовать удовлетворению потребностей запросов школьников, проявляющих интерес к предмету. Необходимо посещать и участвовать во всевозможных конкурсах по предмету (помимо олимпиад)
Вывод: Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим желанием работать. Подводя итог сказанному, следует отметить, что использование современных средств, методов и форм обучения является необходим условием повышения качества образования.
Использованные источники информации
- Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П.Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
- Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учебник. - М.,2010.
- Смирнова Н.А. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. - Псков: ПГПИ, 2004.
- Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. № 1. 2003.