Развитие творческих способностей на уроках английского языка в начальной школе (из опыта работы)

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: английский язык, ролевые игры


Вызвать интерес к изучению иностранного языка и постоянно поддерживать его - важная задача творческих урочных мероприятий. Развитие творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащегося.

В моей работе накоплен определенный опыт по развитию творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время. Творчество предполагает самостоятельность, оригинальность мышления. Для развития творческой активности учащихся я использую следующие приемы:

  • игровые приемы;
  • иллюстрирование;
  • элементы декоративно-прикладного творчества;
  • проектная работа.

Теперь подробнее о каждом пункте.

1. Игровые приемы

Использование игр в процессе обучения и развития творческих способностей чрезвычайно велико, особенно для младших школьников. В возрасте 7-9 лет ведущим типом деятельности для них является игровая деятельность.

Подача материала в игровой форме активизирует творчество, мыслительный процесс, энергию и интерес ребёнка к предмету. Поэтому на своих уроках я часто использую игровые приемы при введении и закреплении новой лексики. Цель этих игр - способствовать развитию речевых навыков и умений, они тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.

Например, игры, в которых нужно придумать рифму.

Игра «Придумай рифму». Учитель произносит слово, а учащиеся называют рифмующиеся с ним, например, по теме «Food».

Примеры: street-sweet; make-cake.

Игра «Рассказ по цепочке»

Ход игры: играющим предлагается вместе, по цепочке, составить рассказ на заданную тему. Дается описание ситуации или общий сюжет, который необходимо развить до уровня развернутого текста.

Ролевые игры

На своих уроках я использую ролевые игры для развития творческой активности, так как различные роли, с одной стороны, способствуют развитию воображения, а с другой, мотивируют речевую деятельность.

Например, я предлагаю ученикам выступить в роли учителя. В класс пришел какой-либо герой сказки или мультфильма, и он будет изучать английский язык. Теперь ребята не только повторяют звуки, они стараются научить данного героя правильному произношению. Герой сказки показывает детям транскрипционные знаки, и ребята хором называют их. А чтобы проверить, как учащиеся запомнили эти знаки, герой начинает делать ошибки. Если звук произнесен правильно, дети молчат, а если неправильно, они дружно хлопают в ладоши.

По каждой пройденной теме дети, разделившись на пары, составляют соответствующий диалог. Потом разыгрывают их. Иногда мы устраиваем конкурс на лучший диалог.

Также учебники содержат большое количество ситуативно-обусловленных упражнений, которые дети используют для составления диалогов. Им уделяю особое внимание, и обязателен творческий подход. Это не механическое заучивание диалога из учебника, а составление на их основе своих диалогов.

Задания к составлению диалогов могут быть различными:

  • составьте диалог на основе набора обязательных реплик, добавляя другие реплики по смыслу;
  • составьте диалог по картинке;
  • составьте диалог на основе ключевых слов;
  • расширьте имеющийся диалог.

Ролевые задания - это первый шаг от репродуктивной речи к инициативной. Поскольку такие задания стимулируют школьников самостоятельно решать речевую задачу.

Дети всегда с интересом относятся к игровым формам работы, любят исполнять различные роли людей. Участие в игре сопровождается многообразными и сильными эмоциями, связанными с пробой собственных сил, самоутверждением. В результате дети получают удовольствие, выполняя игровые действия.

2. Иллюстрирование

Рисование и иллюстрирование развивает воображение, творческие способности. Задания (например, загадки), ответы к которым представляют собой рисунок, особенно интересны детям младшего школьного возраста. Такие задания чаще всего выполняем с учащимися 2 класса. В 3 и 4 классах использую прием иллюстрирования на уроках чтения. Сначала дети читают или слушают рассказ. После этого я задаю учащимся нарисовать самый важный, с их точки зрения, или интересный, момент в рассказе. Или нарисовать героев рассказа и описать их своим одноклассникам.

3. Элементы декоративно-прикладного творчества

Это не только действенный способ повышения мотивации, совершенствование лексических и грамматических навыков, но и интересный и увлекательный способ знакомства с иноязычной культурой и традициями, развития мелкой моторики и координации рук, развития творческих способностей.

На своих уроках применяю следующие виды декоративно-прикладной деятельности: изготовление атрибутов праздников, открыток (например, во 2 классе к Новому году изготавливали елочные украшения и открытки, открытки к празднику 8 марта с поздравлением на английском языке) и др.

4. Проектная работа

Другой приём развития творчества - проектная деятельность. Нужно отметить, что проектная работа позволяет сформировать у учащихся коммуникативные, творческие, интеллектуальные умения и навыки, культуру общения, умение формулировать собственные мысли, умение добывать и обрабатывать информацию.

Этот приём применяется со 2-го класса (например, проект «Создай собственную книгу», где дети оформляют книгу по одной из тем, затем проводим выставку творческих работ, проект «Волшебный остров», где дети должны придумать, нарисовать и описать свой остров).

Проектная работа является активным средством обучения. Учащиеся при этом используют самые различные виды деятельности:
а) собирают информацию;
б) рисуют, вырезают картинки,
д) раскрашивают;
г) учатся оформлять работу.

Также на уроках активно использую рифмовки, стихотворения, кроссворды по темам «Числительные», «Цвета», «Животные» и т.д. С их помощью провожу фонетическую зарядку, физминутку, использую при изучении лексического и грамматического материала.

Выявление творческого потенциала и развитие творческих способностей во внеурочной деятельности у нас было связано с подготовкой к районному конкурсу знатоков английского языка. Так, например, при подготовке к конкурсу комиксов наиболее подготовленным и активным ученикам было дано задание - придумать историю, рассказ, сначала на русском языке, затем мы выделяли диалоги, реплики в рассказе, перевели их на английский язык. Следующий этап - рисование учениками комикса в соответствии с сюжетом рассказа. Хочу отметить, что при составлении комиксов дети использовали изученную лексику и грамматические конструкции, которые успели изучить (2 класс).

В заключение хочется подчеркнуть, что при помощи перечисленных приемов обучения наблюдается не только развитие творческих способностей у школьников, усвоение и закрепление пройденного материала, но и повышается интерес к изучению иностранного языка.