Тип: Урок изучения нового материала.
Характеристика класса: Общеобразовательный класс со средним или выше показателем качества знаний
Программа: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.АТростенцовой и других. 5-9 классы, 2013.
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2012- 192 с.
Раздел: Фонетика. Графика.
Метод: проблемно-поисковый
Формы работы: самостоятельная, работа в группах, фронтальная работа, творческая работа, игра.
Тема: «Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие»
Цели:
-
Обучающие: систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков; звонкости-глухости; формировать умение различать их; расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.
-
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
-
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
- расширять кругозор обучающихся;
- воспитывать эстетический вкус.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
- создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
- формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
- знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
- учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
- уметь оценивать свою работу.
Коммуникативные:
- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
- сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
- формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
- извлекать нужную информацию.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные методы обучения:
- Частично-поисковый
- Словесный
- Самоконтроль
- Наглядно-вербальный
Оборудование
- Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. Баранова М. Т., Ладыженской Т. А.;
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- раздаточный материал.
План-конспект урока
1 этап. Организационный. Мотивирование к учебной деятельности
Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу, ситуацию успеха, мотивацию на учёбу.
Учитель: Добрый день, дорогие пятиклассники. Давайте сегодня будем очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить, чтобы наш урок прошёл в благоприятной атмосфере. Сегодня вы сможете за каждое выполненное задание получить жетоны (смайлики). В конце урока получает «5» тот, кто больше всего набрал жетонов.
2 этап. Актуализация знаний. Формулирование темы
Параграф 50. Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?
(Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.)
Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки.
- На какие две группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные.)
- Запишите, пожалуйста, пословицу: Красно поле пшеном, а беседа умом.
- Охарактеризуйте гласные звуки в слове "красно". ([а] - гласный, безударный, [о] - гласный, ударный.)
- Охарактеризуйте согласные звуки по твёрдости-мягкости в слове "беседа". ([б'] - согласный, мягкий, [с'] - согласный, мягкий, [д] - согласный, твёрдый.)
- В каком слове есть непарный по твёрдости-мягкости звук? (Пшеном - звук [ш]).
- Какие непарные звуки по твёрдости-мягкости вам известны? (Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц], всегда мягкие звуки: [ч'], [щ'], [й'].)
Учитель: Молодцы! А теперь послушайте, ребята, сказку.
Сказка о глухих и звонких согласных
Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.
- Что случилось? - забеспокоился Алфавит. Вы заболели?
- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача - обозначить звонкий звук З, а на деле что получается?
На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными.
Может, звук З простудился и голос теряет?
- А вы на что жалуетесь? - обратился Алфавит к букве ЭС.
Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:
- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!
Улыбнулся Алфавит:
- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.
- О каких звуках идёт речь в сказке?
- О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками, упоминается в сказке? (озвончение и оглушение.)
Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.
Учитель: На доске написана фраза. Прочитайте её.
(учащиеся читают)
Учитель: Посмеялись, а теперь давайте ответим на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме?
(учащиеся: парные звонкие и глухие)
- Прочитаем, как нужно.
- Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?
(учащиеся: искажается смысл слов и фразы)
- Какой вывод можно сделать?
(нельзя подменять согласные)
Учитель: Ребята! На доске записаны слова:
Стал-сталь, банка-банька, ел-ель, угол-уголь.
- Чем они различаются?
(Значением, всего из-за одной буквы. В одних словах твёрдые согласные на конце, в других- мягкие)
Учитель: Проанализировав нашу работу, давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Итак, тема урока: «Согласные звонкие и глухие»
3 этап. Целеполагание и мотивация
- Исходя из темы урока, поставьте, пожалуйста, цели, которых следует достичь нам сегодня. (Ответы учеников)
- знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова;
- знать, что по глухости-звонкости согласные бывают парными и непарными
4 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний
Получение новой информации происходит из материала параграфа 56 стр. 130
Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф.
Работа с текстом после прочтения:
- Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)
- Какая информация была новой?
- А о чём вы думали иначе?
-Что осталось непонятным?
- Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.
Кто сможет разгадать его?
б-п ...... г-к ...... д-т
в-ф ...... з-с ......ж-ш
л......м ...... н ...... р......й
ч......щ......ц
Парные по звонкости-глухости
Всегда звонкие (сонорные)
Всегда глухие
(уч-ся думают и отвечают: некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими)
Учитель: Хорошо! Итак, мы с вами познакомились с согласными, которые имеют пары по звонкости-глухости, и такими, которые бывают только звонкими или только глухими. Узнали процессы, которые могут происходить в слове.
Ребята, чуть не забыла! Перед уроком на своём столе нашла вот такое письмо. Честно признаюсь: ничего не поняла. Помогите! Попробуйте прочитать странное письмо. Для этого вам надо знать парные звонкие и глухие согласные.
Приглашаю тебя на свадьбу дочери.
Том № жесть под корой. Зелёная тверь налево. Дам будет много костей.
Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.
Задания: (здесь можно устроить соревновательный момент: кто быстрее справиться с заданием, тот получает что-нибудь, н-р , жетон, дополнительный балл и т.д.)
Выпиши слова в таком порядке: в которых
- только глухие согласные;
- только звонкие согласные;
- есть и глухие, и звонкие согласные (работа в парах)
1. У Мари..ки и Серё..ки есть коври..ки и лепё..ки.
2. У хорошей ска..ки хорошая развя..ка.
3. Ло..ь всегда опередит
Истину немно..ко,
Но не бойтесь: победит
Правда-босоно..ка.
4. Людоеда людое..
Приглашает на обе...
Людое.. ответил: - Нет!
Не пойду к тебе, сосе..
На обе.. попасть не худо,
Но отню..ь не в виде блюда!
Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:
1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким - сам звеню я на раздолье.
(Колос - голос)
2) С глухим - траву она срезает,
Со звонким - листья объедает. (Коса - коза)
Физкультминутка
Назвали все предметы по порядку, Теперь я приглашаю на зарядку. Мелкие шажки - раз, два, три. Лёгкие прыжки - раз, два, три. Вот и вся зарядка - раз, два, три. Мягкая посадка - раз, два, три.
5 этап. Первичное закрепление
Игра-эстафета «Не подведи свой ряд»
Учитель раздает учащимся первых парт по карточке (обычный тетрадный лист), на которых записаны слова:
мо...г, дро...д, ска...ка, ру…ка, гво..дь, гру...ть, гро...дь, ду..., ло...ка, звё.. .д, сва…ьба, оши…ка, зу…, улы…ка, про…ьба,огоро… .
Задание: вставьте пропущенную букву, дайте проверочные слова. Каждый ученик выполняет по одному слову, передавая, как эстафетную палочку, дальше, затем в обратном порядке. Выигрывает ряд, который первым заполнит карточку и сделает меньше всего ошибок. (Звучит лёгкая музыка)
Незнайка побывал в городе Цветов на конкурсе «Знаешь ли ты сказки». И наделал много ошибок. Исправьте его ответы.
- «Снежная принцесса» («Снежная королева»)
- «Жёлтая кепочка» («Красная шапочка»)
- «Волк и пятеро козлят» («Волк и семеро козлят»)
- «Илья-царевич и серый волк» («Иван-царевич и серый волк»)
- «Ледяная королева» («Снежная королева»)
- «Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»)
- «Стойкий железный солдатик» («Стойкий оловянный солдатик»)
ИГРА «Путешествие в страну «русский язык»
Задание 1. Сколько звуков [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (четыре)
Задание 2. Сколько звуков [ц] в предложении: Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск. (пять)
Задание 3. В каком слове звуков больше, чем букв:
А) якорь Б) земля В) уголь Г) пояс (прав.)
Задание 4. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
А) родной Б) шесть В) широко (прав.) Г) час
Задание 5. В каком слове все согласные звуки глухие?
А) вскачь (прав.) Б) мышь В) плащ Г) стон
Задание 6. Написание какого слова не расходится с произношением?
А) счёт Б) ряд В) стать (прав.) Г) сдать
Индивидуальное задание: решить фонетическую задачу.
1. Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов: 1) счастье, 2) пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать - он напишет с буквой щ?
А) 1, 2, 3;
Б) 1, 2, 4;
В) 2, 3;
Г) 1, 4;
Д) все.
Ответ: Б.
2. Найди лишнее слово по звонкости-глухости согласных звуков:
- отбой, шорох, сдобный.
3. Найди лишнее слово по твёрдости-мягкости согласных звуков:
- тишина, песня, у речки.
7 этап. Домашнее задание (надо ученикам его объяснить)
- параграф 56,
- упражнение 284.
А ещё я предлагаю вам побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, попробуйте выполнить их, а на следующем уроке сможете оценить свои работы сами.
I вариант
1. Выберите правильный ответ.
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий
1) нормы правильного произношения звуков и ударения в словах
2) способы обозначения звуков на письме
3) звуки речи
4) правописание гласных и согласных
2. Отметьте неправильное утверждение.
1) Звук - кратчайшая, далее неделимая часть произносимого слова.
2) В нашей речи преобладают гласные звуки.
3) Буквы обозначают звуки на письме.
4) Гласные звуки состоят только из голоса.
3. Сколько мягких согласных в пословице?
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
1) три
2) четыре
3) пять
4) шесть
4. Сколько звуков [с] в пословице?
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
1) четыре
2) пять
3) шесть
4) семь
5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Правда, есть слова, которые состоят из одного звука: например, предлоги в, к, союзы, а, и.
Б. При этом сами по себе отдельные звуки лишены содержания.
В. Но и они начинают работать только в соединении с другими словами: в лесу, дождь и ветер и т.д.
Г. В языке всё, что мы произносим, выражено звуками речи.
1) В, А, Б, Г
2) Г, Б, А, В
3) Б, Г, А, В
4) Г, В, Б, А
II вариант
1. Выберите правильный ответ.
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий
1) устную речь
2) правила произношения звуков и ударения в словах
3) звуки речи
4) значимые части слова
2. Отметьте правильное утверждение.
Согласные звуки в русском языке делятся на
1) звонкие, глухие и мягкие
2) звонкие, глухие и твёрдые
3) звонкие и глухие, твёрдые и мягкие
4) звонкие, глухие и шипящие
3. Сколько мягких согласных в пословице?
Любишь кататься - люби и саночки возить.
1) семь
2) восемь
3) десять
4) одиннадцать
4. Сколько звуков [с] в пословице?
Свой глаз - алмаз, чужой глаз - стекло.
1) два
2) три
3) четыре
4) пять
5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Произнесите звуки [о], [д], [м], и никто ничего не поймёт.
Б. Слова состоят из звуков.
В. Звуки речи сами по себе лишены содержания.
Г. Но стоит эти звуки произнести в определённом порядке - дом, как станет ясно, что речь идёт о строении, в котором живут люди.
1) А, В, Г, Б
2) Б, В, А, Г
3) В, Б, А, Г
4) Б, А, В, Г
III вариант
1. Выберите правильный ответ.
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий
1) правила начертания букв, их виды
2) правила произношения звуков речи
3) расположение букв в определённом, обязательном для всех порядке
4) звуки речи
2. Отметьте неправильное утверждение.
1) Гласные звуки бывают ударными и безударными.
2) Все согласные звуки имеют пары по твёрдости-мягкости.
3) В нашей речи преобладают согласные звуки.
4) Согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума.
3. Сколько мягких согласных в предложении?
Гуси на лугу прячутся в стогу.
1) один
2) два
3) три
4) четыре
4. Сколько звуков [д] в пословице?
Сядем рядком да поговорим ладком.
1) один
2) два
3) три
4) четыре
5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Сами по себе отдельные звуки речи лишены содержания.
Б. Устная речь состоит из звуков.
В. Только складываясь в определённом порядке, они создают слова.
Г. Если изменить место звука в слове или заменить его другим, то изменится и смысл слова: дом - дым - том - ком.
1) Б, А, В, Г
2) А, Г, Б, В
3) Б, В, А, Г
4) А, Б, В, Г
VI. Итоги урока.
- В чём отличие звонких согласных от глухих?
- Какие парные согласные по звонкости-глухости вам известны?
- Какие согласные не имеют пары по звонкости-глухости?
- Как называется приём усиления звуковой выразительности?
8 этап. Рефлексия
Учитель: - Нужно написать на стикерах: «Что для тебя было ценным на уроке?» и прикрепить на Дерево. (данная стратегия помогает услышать «голос» ученика, увидеть ценности урока глазами учащихся). А теперь посчитайте жетоны для выставления оценок.