Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Класс: 5

Ключевые слова: согласные звуки, согласные буквы


Тип: Урок изучения нового материала.

Характеристика класса: Общеобразовательный класс со средним или выше показателем качества знаний

Программа: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.АТростенцовой и других. 5-9 классы, 2013.

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2012- 192 с.

Раздел: Фонетика. Графика.

Метод: проблемно-поисковый

Формы работы: самостоятельная, работа в группах, фронтальная работа, творческая работа, игра.

Тема: «Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие»

Цели:

  • Обучающие: систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков; звонкости-глухости; формировать умение различать их; расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.
  • Развивающие:
    • развивать творческие способности учащихся;
    • развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
    • расширять кругозор обучающихся;
    • воспитывать эстетический вкус.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

  • создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
  • создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Предметные:

  • знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
  • уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
  • извлекать нужную информацию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные методы обучения:

  • Частично-поисковый
  • Словесный
  • Самоконтроль
  • Наглядно-вербальный

Оборудование

  • Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. Баранова М. Т., Ладыженской Т. А.;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • раздаточный материал.

План-конспект урока

1 этап. Организационный. Мотивирование к учебной деятельности

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу, ситуацию успеха, мотивацию на учёбу.

Учитель: Добрый день, дорогие пятиклассники. Давайте сегодня будем очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить, чтобы наш урок прошёл в благоприятной атмосфере. Сегодня вы сможете за каждое выполненное задание получить жетоны (смайлики). В конце урока получает «5» тот, кто больше всего набрал жетонов.

2 этап. Актуализация знаний. Формулирование темы

Параграф 50. Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?

(Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.)

Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки.

- На какие две группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные.)

- Запишите, пожалуйста, пословицу: Красно поле пшеном, а беседа умом.

- Охарактеризуйте гласные звуки в слове "красно". ([а] - гласный, безударный, [о] - гласный, ударный.)

- Охарактеризуйте согласные звуки по твёрдости-мягкости в слове "беседа". ([б'] - согласный, мягкий, [с'] - согласный, мягкий, [д] - согласный, твёрдый.)

- В каком слове есть непарный по твёрдости-мягкости звук? (Пшеном - звук [ш]).

- Какие непарные звуки по твёрдости-мягкости вам известны? (Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц], всегда мягкие звуки: [ч'], [щ'], [й'].)

Учитель: Молодцы! А теперь послушайте, ребята, сказку.

Сказка о глухих и звонких согласных

Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

- Что случилось? - забеспокоился Алфавит. Вы заболели?

- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача - обозначить звонкий звук З, а на деле что получается?

На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными.

Может, звук З простудился и голос теряет?

- А вы на что жалуетесь? - обратился Алфавит к букве ЭС.

Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:

- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!

Улыбнулся Алфавит:

- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.

- О каких звуках идёт речь в сказке?

- О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками, упоминается в сказке? (озвончение и оглушение.)

Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.

Учитель: На доске написана фраза. Прочитайте её.

(учащиеся читают)

Учитель: Посмеялись, а теперь давайте ответим на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме?

(учащиеся: парные звонкие и глухие)

- Прочитаем, как нужно.

- Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?

(учащиеся: искажается смысл слов и фразы)

- Какой вывод можно сделать?

(нельзя подменять согласные)

Учитель: Ребята! На доске записаны слова:

Стал-сталь, банка-банька, ел-ель, угол-уголь.

- Чем они различаются?

(Значением, всего из-за одной буквы. В одних словах твёрдые согласные на конце, в других- мягкие)

Учитель: Проанализировав нашу работу, давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Итак, тема урока: «Согласные звонкие и глухие»

3 этап. Целеполагание и мотивация

- Исходя из темы урока, поставьте, пожалуйста, цели, которых следует достичь нам сегодня. (Ответы учеников)

  • знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова;
  • знать, что по глухости-звонкости согласные бывают парными и непарными

4 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний

Получение новой информации происходит из материала параграфа 56 стр. 130

Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф.

Работа с текстом после прочтения:

- Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)

- Какая информация была новой?

- А о чём вы думали иначе?

-Что осталось непонятным?

- Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.

Кто сможет разгадать его?

б-п ...... г-к ...... д-т

в-ф ...... з-с ......ж-ш

л......м ...... н ...... р......й

ч......щ......ц

Парные по звонкости-глухости

Всегда звонкие (сонорные)

Всегда глухие

(уч-ся думают и отвечают: некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими)

Учитель: Хорошо! Итак, мы с вами познакомились с согласными, которые имеют пары по звонкости-глухости, и такими, которые бывают только звонкими или только глухими. Узнали процессы, которые могут происходить в слове.

Ребята, чуть не забыла! Перед уроком на своём столе нашла вот такое письмо. Честно признаюсь: ничего не поняла. Помогите! Попробуйте прочитать странное письмо. Для этого вам надо знать парные звонкие и глухие согласные.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том № жесть под корой. Зелёная тверь налево. Дам будет много костей.

Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.

Задания: (здесь можно устроить соревновательный момент: кто быстрее справиться с заданием, тот получает что-нибудь, н-р , жетон, дополнительный балл и т.д.)

Выпиши слова в таком порядке: в которых

  • только глухие согласные;
  • только звонкие согласные;
  • есть и глухие, и звонкие согласные (работа в парах)

1. У Мари..ки и Серё..ки есть коври..ки и лепё..ки.

2. У хорошей ска..ки хорошая развя..ка.

3. Ло..ь всегда опередит
Истину немно..ко,
Но не бойтесь: победит
Правда-босоно..ка.

4. Людоеда людое..
Приглашает на обе...
Людое.. ответил: - Нет!
Не пойду к тебе, сосе..
На обе.. попасть не худо,
Но отню..ь не в виде блюда!

Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким - сам звеню я на раздолье.
(Колос - голос)

2) С глухим - траву она срезает,
Со звонким - листья объедает. (Коса - коза)

Физкультминутка

Назвали все предметы по порядку, Теперь я приглашаю на зарядку. Мелкие шажки - раз, два, три. Лёгкие прыжки - раз, два, три. Вот и вся зарядка - раз, два, три. Мягкая посадка - раз, два, три.

5 этап. Первичное закрепление

Игра-эстафета «Не подведи свой ряд»

Учитель раздает учащимся первых парт по карточке (обычный тетрадный лист), на которых записаны слова:

мо...г, дро...д, ска...ка, ру…ка, гво..дь, гру...ть, гро...дь, ду..., ло...ка, звё.. .д, сва…ьба, оши…ка, зу…, улы…ка, про…ьба,огоро… .

Задание: вставьте пропущенную букву, дайте проверочные слова. Каждый ученик выполняет по одному слову, передавая, как эстафетную палочку, дальше, затем в обратном порядке. Выигрывает ряд, который первым заполнит карточку и сделает меньше всего ошибок. (Звучит лёгкая музыка)

Незнайка побывал в городе Цветов на конкурсе «Знаешь ли ты сказки». И наделал много ошибок. Исправьте его ответы.

  1. «Снежная принцесса» («Снежная королева»)
  2. «Жёлтая кепочка» («Красная шапочка»)
  3. «Волк и пятеро козлят» («Волк и семеро козлят»)
  4. «Илья-царевич и серый волк» («Иван-царевич и серый волк»)
  5. «Ледяная королева» («Снежная королева»)
  6. «Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»)
  7. «Стойкий железный солдатик» («Стойкий оловянный солдатик»)

ИГРА «Путешествие в страну «русский язык»

Задание 1. Сколько звуков [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (четыре)

Задание 2. Сколько звуков [ц] в предложении: Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск. (пять)

Задание 3. В каком слове звуков больше, чем букв:

А) якорь Б) земля В) уголь Г) пояс (прав.)

Задание 4. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

А) родной Б) шесть В) широко (прав.) Г) час

Задание 5. В каком слове все согласные звуки глухие?

А) вскачь (прав.) Б) мышь В) плащ Г) стон

Задание 6. Написание какого слова не расходится с произношением?

А) счёт Б) ряд В) стать (прав.) Г) сдать

Индивидуальное задание: решить фонетическую задачу.

1. Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов: 1) счастье, 2) пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать - он напишет с буквой щ?

А) 1, 2, 3;
Б) 1, 2, 4;
В) 2, 3;
Г) 1, 4;
Д) все.

Ответ: Б.

2. Найди лишнее слово по звонкости-глухости согласных звуков:

  • отбой, шорох, сдобный.

3. Найди лишнее слово по твёрдости-мягкости согласных звуков:

  • тишина, песня, у речки.

7 этап. Домашнее задание (надо ученикам его объяснить)

  1. параграф 56,
  2. упражнение 284.

А ещё я предлагаю вам побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, попробуйте выполнить их, а на следующем уроке сможете оценить свои работы сами.

I вариант

1. Выберите правильный ответ.

Фонетика - раздел науки о языке, изучающий

1) нормы правильного произношения звуков и ударения в словах

2) способы обозначения звуков на письме

3) звуки речи

4) правописание гласных и согласных

2. Отметьте неправильное утверждение.

1) Звук - кратчайшая, далее неделимая часть произносимого слова.

2) В нашей речи преобладают гласные звуки.

3) Буквы обозначают звуки на письме.

4) Гласные звуки состоят только из голоса.

3. Сколько мягких согласных в пословице?

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

1) три

2) четыре

3) пять

4) шесть

4. Сколько звуков [с] в пословице?

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

1) четыре

2) пять

3) шесть

4) семь

5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А. Правда, есть слова, которые состоят из одного звука: например, предлоги в, к, союзы, а, и.

Б. При этом сами по себе отдельные звуки лишены содержания.

В. Но и они начинают работать только в соединении с другими словами: в лесу, дождь и ветер и т.д.

Г. В языке всё, что мы произносим, выражено звуками речи.

1) В, А, Б, Г

2) Г, Б, А, В

3) Б, Г, А, В

4) Г, В, Б, А

II вариант

1. Выберите правильный ответ.

Фонетика - раздел науки о языке, изучающий

1) устную речь

2) правила произношения звуков и ударения в словах

3) звуки речи

4) значимые части слова

2. Отметьте правильное утверждение.

Согласные звуки в русском языке делятся на

1) звонкие, глухие и мягкие

2) звонкие, глухие и твёрдые

3) звонкие и глухие, твёрдые и мягкие

4) звонкие, глухие и шипящие

3. Сколько мягких согласных в пословице?

Любишь кататься - люби и саночки возить.

1) семь

2) восемь

3) десять

4) одиннадцать

4. Сколько звуков [с] в пословице?

Свой глаз - алмаз, чужой глаз - стекло.

1) два

2) три

3) четыре

4) пять

5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А. Произнесите звуки [о], [д], [м], и никто ничего не поймёт.

Б. Слова состоят из звуков.

В. Звуки речи сами по себе лишены содержания.

Г. Но стоит эти звуки произнести в определённом порядке - дом, как станет ясно, что речь идёт о строении, в котором живут люди.

1) А, В, Г, Б

2) Б, В, А, Г

3) В, Б, А, Г

4) Б, А, В, Г

III вариант

1. Выберите правильный ответ.

Фонетика - раздел науки о языке, изучающий

1) правила начертания букв, их виды

2) правила произношения звуков речи

3) расположение букв в определённом, обязательном для всех порядке

4) звуки речи

2. Отметьте неправильное утверждение.

1) Гласные звуки бывают ударными и безударными.

2) Все согласные звуки имеют пары по твёрдости-мягкости.

3) В нашей речи преобладают согласные звуки.

4) Согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума.

3. Сколько мягких согласных в предложении?

Гуси на лугу прячутся в стогу.

1) один

2) два

3) три

4) четыре

4. Сколько звуков [д] в пословице?

Сядем рядком да поговорим ладком.

1) один

2) два

3) три

4) четыре

5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А. Сами по себе отдельные звуки речи лишены содержания.

Б. Устная речь состоит из звуков.

В. Только складываясь в определённом порядке, они создают слова.

Г. Если изменить место звука в слове или заменить его другим, то изменится и смысл слова: дом - дым - том - ком.

1) Б, А, В, Г

2) А, Г, Б, В

3) Б, В, А, Г

4) А, Б, В, Г

VI. Итоги урока.

- В чём отличие звонких согласных от глухих?

- Какие парные согласные по звонкости-глухости вам известны?

- Какие согласные не имеют пары по звонкости-глухости?

- Как называется приём усиления звуковой выразительности?

8 этап. Рефлексия

Учитель: - Нужно написать на стикерах: «Что для тебя было ценным на уроке?» и прикрепить на Дерево. (данная стратегия помогает услышать «голос» ученика, увидеть ценности урока глазами учащихся). А теперь посчитайте жетоны для выставления оценок.