Дополнительная общеобразовательная программа «Страна фантазии»

Разделы: МХК и ИЗО, Дополнительное образование

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6


Паспорт программы

Возраст обучающихся

5-12 лет

Срок реализации

3 года

Направленность

художественная

Тип программы

общеразвивающая

Вид программы

модифицированная

Уровень освоения

общекультурный

Цель

выявление и развитие творческих способностей учащихся посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству

Задачи

Обучающие:

    познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  • познакомить обучающихся с декоративноприкладным творчеством русского и осетинского народов;
  • научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества.

Развивающие:

    развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка (фантазию, наблюдательность);
  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, художественный вкус;
  • развивать эмоционально - волевую сферу ребенка;
  • развивать моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

    формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно-прикладным творчеством;
  • приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
  • побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
  • способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Совокупный объем

480 ч.

Форма обучения

групповая, очная

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещении, ИКТ и др.)

Для преподавателя:

    Учебные столы и стулья;
  • Магнитно-меловая доска;
  • Выставочные стенды;
  • Схемы складывания изделий;
  • Журналы и книги по работе;
  • Альбом для лучших работ;
  • Конверты для незаконченных работ;
  • Мультимедиа-проектор, компьютер, экран.

Для учащихся:

    Ластик, простые и цветные карандаши, фломастеры;
  • Флористический материал, гербарий, семена;
  • Леска, бисер, бусины, тонкая проволока;
  • Трафареты, шаблоны.
  • Ножницы, резаки;
  • Клей ПВА, кисточки для клея, клеевой пистолет;
  • Бумажные, влажные салфетки;
  • Цветной картон, белая и цветная бумага;
  • Цветная бумага плотная, двухсторонняя цветная бумага:
  • Кусочки кожи, ткани;
  • Глина, пластилин;
  • Гуашь, витражные краски.

Пояснительная записка

«Едва ли есть высшее из наслаждений, чем наслаждение творить» - утверждал Н.В.Гоголь. Нельзя не согласиться с ним, ведь на протяжении всей истории обществу нужна была творческая энергия человека. И современный период требует от личности инициативности, жажды нового, способности находить нетривиальные решения встающих перед обществом проблем. Следовательно, проблема развития творческой личности ребенка сегодня актуальна. Ведь чем больше будет творческих людей, тем богаче будет общество. Но творчество - это еще и тяжелый труд. От него зависит, на какую вершину поднимется в своем творении человек. Есть высказывание Эдисона, что талантливость составляется из 1% вдохновения и 99% тяжелого труда.

Воспитание творческой личности - основная задача, стоящая перед системой дополнительного образования. Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность обучающимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Одним из инструментов успешного решения данной задачи является использование в образовательной практике УДО деятельности, связанной с художественным творчеством, которая должна содействовать развитию творческой индивидуальности обучающихся.

Направленность программы: художественная.

Одним из эффективных средств формирования и развития творческой личности детей является декоративно-прикладное искусство. Знания, приобретенные на занятиях по декоративно-прикладному творчеству, обеспечат эстетическое и художественное развитие учащихся. Занятия носят воспитательный характер, прививают чувство цвета, фактуры, развивают у учащихся умение и желание украсить свой быт, воспитывают уважение к народным традициям. Изучение традиционных народных ремесел при работе с разнообразным художественным материалом приобщает детей к истории и культуре народа, позволяет ощутить связь времен.

Декоративно-прикладное искусство способствует формированию и развитию художественного вкуса, творческой активности.

Развивая умение претворять в жизнь результаты своего труда, дети проявляют свою независимость и свободу самовыражения, которая с возрастом развивается все больше.

Дополнительная образовательная программа «Страна фантазии» способствует зарождению интереса у обучающихся к декоративно-прикладному творчеству, их творческой активности. В основу программы положена идея развития познавательной и креативной сфер обучающихся; их способности образно (а иногда и нестандартно) мыслить и практически воспроизводить свой замысел средствами декоративно-прикладного творчества.

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена многими факторами. Прежде всего требованиями, предъявляемыми обществом к современной системе образования, которые заключаются в гармоничном всестороннем развитии и воспитании личности ребенка. Занятия декоративно - прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания и творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением школьных интерьеров, т.к. обладают эстетической ценностью. Эстетическая значимость общения с декоративно-прикладным искусством очень важна для общего художественного развития ребят.

Педагогическая целесообразность

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления обучающихся, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при изготовлении сувениров, поделок, подарков, участвовать в выставках, конкурсах.

При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик, как любознательность, способность к организации собственной деятельности, доброжелательность. В рамках реализации данной программы учащимся предоставляются возможности творческого развития.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии:

  • общих способностей (способность к обучению и труду);
  • творческих способностей (воображение, креативность мышления, художественное восприятие и др.).

Развивающий характер обучения ориентирован на:

  • развитие фантазии, памяти, наблюдательности;
  • развитие ассоциативного и образного мышления обучающихся.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Страна фантазии» разработана в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008)
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 )
  • Требованиями к структуре и содержанию программы дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. №28-02-484/16);
  • Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844);
  • Сан ПиНом 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Основной идеей общеобразовательной программы является идея гуманизма, основанная на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, содружестве между педагогами, детьми и родителями.

Дополнительная образовательная программа позволяет обучающимся приобрести общекультурный уровень развития в области прикладного творчества.

Программа является общеразвивающей по уровню освоения, модифицированной. При ее разработке были использованы авторская дополнительная общеобразовательная программа «Креатив» педагога дополнительного образования Сафриной А.В. (г.Новосибирск, ЦДО "Лад") и дополнительная общеобразовательная программа «Сувенир» педагога дополнительного образования Стефаровой К.В. (г.Ставрополь, ОЦДиЮТ)

Новизна программы

Программа представляет собой синтез разных видов декоративно-прикладного творчества. Знания и умения с одной области переносятся в другую, расширяя и углубляя их, что позволяет детям создавать индивидуальные и коллективные авторские творческие работы, используя различные виды и техники декоративно-прикладного искусства. Содержание программы состоит из различных блоков по видам декоративно - прикладного творчества. Изучение выборочных тем, заключенных в блоки, ни в коей мере не ограничивает кругозор детей, а также их творческую активность. В программе сочетаются различные по своей технике, материалу и творческой самобытности темы, которые способствуют обогащению внутреннего мира учащегося, формируют в его сознании чувство прекрасного и развивают интерес к художественно-эстетической культуре.

Отличительные особенности программы

Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить:

  • комплексность -сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов (природных, пластиковых, текстильных и др.), и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами);
  • преемственность - взаимодополняемость используемых техник и технологий применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение;
  • не подражание, а творчество - овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся

Принципы составления программы

  • Принцип целостности (достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса)
  • Принцип доступности - программа разработана таким образом, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных и физических нагрузок, а материал был для них понятен и доступен
  • Принцип последовательности - предполагает логическое построение материала, где каждое последующее занятие является логическим продолжением предыдущего.
  • Принцип наглядности - использование на занятиях разнообразного наглядного материала.
  • Принцип природосообразности - педагогический процесс строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся
  • Принцип ориентации на достижение успеха - необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и возможность достижения успеха.

Цель программы: выявление и развитие творческих способностей учащихся посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  • познакомить обучающихся с декоративно-прикладным творчеством русского и осетинского народов;
  • научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества.

Развивающие:

  • развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка(фантазию, наблюдательность);
  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, художественный вкус;
  • развивать эмоционально-волевую сферу ребенка;
  • развивать моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

  • формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно-прикладным творчеством;
  • приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
  • побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
  • способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Возраст обучающихся по данной программе - 6-11 лет. Учебный материал распределен согласно возрастным психологическим особенностям детей.

Дошкольник (6-7 лет) - это критический период в жизни ребенка. Он переходит на следующую стадию развития, формирования готовности к обучению в школе. Поведение детей меняется: они нарушают правила, становятся непослушными, упрямыми, с ними бывает трудно справиться. Этот этап необходим для развития ребенка. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вступая в споры с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого. У ребенка исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям. Он начинает осмысливать переживания, обобщать их, соответственно изменяется его поведение. Самооценка становится более адекватной, видит в себе и в других не только положительное, но и отрицательное. Ребенок может придерживаться установленных правил. Происходит активный рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной. Появляются новые интересы и устремления. Дети начинают мечтать о школе, меняется их режим дня. Дети хотят больше самостоятельности, хуже воспринимают требования, но по собственной инициативе все делают хорошо и с удовольствием.

Младшие школьники (7-10 лет) отличаются остротой восприятия действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими руками. Аналитическая деятельность находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета. Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление. Поэтому для занятий декоративно-прикладным творчеством оптимальными являются демонстрационные, иллюстративные методы. В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. У детей совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека, не отвлекаясь и не перебивая его. К возрастным особенностям внимания относится его сравнительно небольшая устойчивость, поэтому во время занятий необходимы небольшие паузы для отдыха (физкультминутки и релаксирующие паузы). Дети еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо, наспех, импульсивно. Поэтому педагог берет на себя роль наставника.

Условия набора в объединение - без предварительного отбора, без ограничений по состоянию здоровья.

Сроки реализации программы

Срок освоения программы - 3 года обучения. Совокупная продолжительность реализации программы 480ч. По учебному плану в первый, второй и третий год обучения предусмотрены по 160 часа занятий

Режим занятий: в соответствии с САНПиН 2.4.4.3172 - 14 занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (45 мин) с перерывом 10 мин.. Объединение могут посещать как мальчики, так и девочки. Наполняемость групп - 15-20 человек.

Форма обучения в объединении - групповая, очная.

Основными формами организации образовательного процесса на занятии являются:

Фронтальная

  • Предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.

Индивидуальная

  • Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».
  • Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах.

Групповая

  • Ориентирует обучающихся на создание «творческих групп», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой группе», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у обучающихся получались быстрее и (или) качественнее.

Модель выпускника объединения должна являть нам следующие качества и характеристики:

Духовно-нравственные качества:

  • доброта;
  • отзывчивость;
  • взаимопонимание;
  • умение сопереживать;
  • умение сотрудничать;
  • радость сотворчества;
  • потребность созидать, дарить.

Художественно-творческие способности:

  • творческая активность;
  • художественное отношение к явлениям окружающего мира;
  • эстетическое восприятие действительности;
  • владение навыками самоанализа, необходимыми для оценки собственной работы и работы других.

Учебно-творческие знания, умения, владения

  • устойчивая познавательная активность;
  • интерес к искусству;
  • знание основ композиции, цветоведения, истории развития изучаемых разделов декоративно - прикладного искусства;
  • уверенное владение навыками изобразительной деятельности;
  • владение приемами работы с материалом;

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые коллективные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:

  • участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях Центра;
  • участие в городских и областных конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.

Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:

1 год обучения

  • Личностные:
      формирование ответственного отношения к учению;
    • развитие эстетического сознания через освоение декоративно - прикладного творчества;
    • умение рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности.
  • Метапредметные:
      развитие фантазии, образного мышления, воображения;
    • формирование устойчивой заинтересованности в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира.
  • Предметные:
      формирование практических навыков в области декоративно - прикладного творчества;
    • владение изученными техниками и технологиями изготовления предметов ДПИ из различных материалов;
    • умение отличать различные виды ДПИ;
    • освоение терминологических знаний;
    • формирование базовых знаний по композиции и цветоведению.

2 год обучения

  • Личностные:
      формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
    • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
    • умение оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.
  • Метапредметные:
      умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
    • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
    • способность работать индивидуально и в группе;
  • Предметные:
      развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
    • приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном искусстве;
    • освоение знания об изучаемых видах декоративно-прикладного творчества

3 год обучения

  • Личностные:
      формирование навыков самостоятельной творческой, учебно-исследовательской, проектной деятельности;
    • формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию.
  • Метапредметные:
      умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
    • умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • Предметные:
      овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов своего труда;
    • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира.

Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов

Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Уровень освоения теоретического материала выявляется в беседах, в опросе, тестировании по заданным темам, Уровень формирования практических навыков - в выполнении практических упражнений и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка.

Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определенному заданию, что подразумевает создание каждым из учащихся собственного эскиза по теме изучаемого блока и выполнение готового изделия по заданному эскизу.

Важными показателями успешности освоения программы является участие обучающихся в конкурсных мероприятиях, выставках, мастер-классах. Интересной формой контроля результативности обучения является также портфолио творческих достижений (фото работ, грамоты, дипломы, сертификаты и др.). Итоговой формой оценки результатов обучения по программе является защита творческого проекта.

См. продолжение программы