IPIPS - это современный инструмент диагностики, который используется для оценки индивидуального прогресса учеников в освоении базовых навыков по учебным предметам, социально-эмоционального развития, а также для получения сведений о среде, в которой ребенок растет.
Изначально диагностика ориентируется на учителя, поскольку учитель может использовать ее, чтобы глубже понять возможности и потребности ребенка в начале года, а затем, получив независимую оценку прогресса ребенка в конце года, увидеть реальный индивидуальный прогресс каждого ученика. И далее будет возможность проследить развитие детей в последующие несколько лет обучения.
Проводится диагностика в начале и в конце 1 кл, затем в начале 3 кл, а затем в конце 4 кл.
По результатам диагностики мы можем судить
- об эффективности различных образовательных программ дошкольного образования,
- о прогрессе детей
- и эффективности обучения в школе и
- об эффективности используемых УМК.
По итогам тестирования предоставляются результаты в форме таблиц, диаграмм и графиков, предлагаются рекомендации по работе с детьми.
Анализируя таблицы с результатами мы составляем индивидуальные графики по каждому ребенку, в которых наглядно отражается динамика развития ребенка.
Из таблицы «Индивидуальные результаты учеников» баллы переносим на график: средний балл - 50 и отмечаем индивидуальный балл ребенка.
Из таблицы (в данном случае) «Математическая часть. Индивидуальные баллы учеников»
Выписываем с чем ребенок не справился, не выполнил.
Такая же работа проводится и на конец учебного года. Этот график удобен своей наглядностью:
- Индивидуальные продвижения ученика
- Как изменились результаты в течение года по математике
- Какие проблемы есть.
Таким образом, мы можем выстраивать график до окончания ребенком начальной школы, видеть индивидуальный прогресс ребенка. При этом ученик сравнивается с самим собой, а не с заданной нормой. Особенно, это актуально для «особых» детей.
Данные по каждому ребенку позволяют учителю выделить группы детей из них две пограничные, которые показывают высокий уровень детей по классу и отстающих от основной массы детей. И здесь можно говорить об личностно ориентированном и индивидуально-дифференцированном обучении. Цели, которые могут быть реализованы с помощью этих форм учебной деятельности.
С мотивированными детьми:
- Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной трудности.
- Развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли предмета в жизни, науке, технике.
- Развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой.
- Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С детьми, имеющими минимальный уровень знаний:
- Ликвидация пробелов в знаниях и умениях.
- Побуждение интереса к предмету
- Развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал, решённую задачу.
- Доведение учащихся до определенного уровня усвоения значений и способов деятельности.
По итогам оценивания с помощью iPIPS были выделены группы учеников, которые отличаются:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
- уровнем работоспособности и темпом работы;
- особенностями восприятия, памяти, мышления;
- уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
И разработаны рекомендации по работе с ними.
Учитывая эти рекомендации по результатам диагностики, мы класс делим на рабочие группы, но состав групп меняется в зависимости от типа урока, целей и задач.
Стартовая диагностика может быть интересна педагогам не только, как обще-групповая ориентировка относительно уровня знаний и умений ученика, группы, класса, но как основание для планирования индивидуальной работы с отдельными детьми, а также планирование внеурочной деятельности.
По результатам проведения диагностики проводится детальный анализ индивидуального продвижения каждого ребенка для выделения тех, 1 - у которых нет динамики и 2 - тех, у которых высокие результаты.
Необходимо сопоставлять предметные результаты с успехами или трудностями в личном, социальном и эмоциональном развитии. Так как ребенок может быть успешен в освоении предметных знаний и умений, но при этом совершенно не уметь общаться со сверстниками и взрослыми. Или же наоборот, социальное развитие в норме, а с предметным обучением - проблема. Эти связи необходимо понимать, чтобы делать акцент в работе с учеником на следующем этапе.
Анализ уровня математической грамотности у обучающихся
После проведения тестирования, через 2 недели школа получает отчет с результатами.
В данном случае проанализируем математическую грамотность, относительно 1-го класса, нашей школы.
Набор заданий, используемый для диагностики ребенка, включает в себя несколько блоков заданий
- Представления о математике
- Простой счет (сосчитать количество нарисованных объектов)
- Простое сложение и вычитание (прибавление или вычитание изображенных объектов)
- Знание чисел
- Математические задачи (логические задачи, задачи с символами и без, текстовые задачи, контекстные задачи)
Таким образом, набор заданий для диагностики дает вполне конкретное представление о том, какими учебными навыками ребенок обладает на момент начала его обучения в школе.
Математическая часть
«Базовая математика»
В данном блоке заданий оценивалось, может ли ребенок выполнять счет и сложение с опорой на предмет. (Задачи типа - «Если к 4 ракетам добавить еще три ракеты, сколько всего будет ракет?». Задачи сопровождаются иллюстрацией.)
Также оценивалось, могут ли дети правильно различать и правильно называть многозначные числа - двузначные, трехзначные, а также четырёхзначные и пятизначные.
(Прим.: Ученику присваивался 1 балл, если он или она могли правильно назвать 5 из 7 одно или двухзначных чисел; 2 из 3 трехзначных числа; хотя бы 2 из многозначных чисел.)
Доля учеников, справившихся с каждым из описанных заданий, отражена на диаграмме:
Мы видим в этом классе, хорошую картину, высокие проценты в счете, в сложении с опорой на предметы, в знании одно и двузначных чисел, меньше результаты в знаниях трехзначных и многозначных числах, что является нормой для этого возраста
Блок «Умение решать задачи и примеры»
- данном обширном блоке ученикам предъявлялись задания нескольких типов:
- логические задачи (например, на продолжение последовательности чисел)
- текстовые задачи, которые проговариваются для ребенка вслух. (Например, «В автобусе едут 14 человек. На остановке зашли еще 3. Сколько теперь человек едет в этом автобусе?»)
- относительно нетрудные примеры на сложение и вычитание (решение примеров на сложение и вычитание с использованием знаков «+» и «-», без перехода через десяток). Например, ребенку предлагалось решить примеры типа «7+3=» или «15-4=»
- очень небольшому проценту учеников предлагалось решить более трудные примеры (с переходом через десяток), такие, как, например, «14+27=».
Доля учеников, справившихся с каждым из описанных заданий, отражена в таблице:
В данном классе высокий уровень решения логических задач, достаточный уровень решения примеров. Примерно половина класса справилась с решением простых примеров.
Мы видим над чем надо поработать:
- над текстовыми задачами
- примерами на вычитание
- и в свое время над сложными примерами и контекстными задачами.
Далее мы анализируем таблицу с индивидуальными результатами по математике, затем более подробная таблица с индивидуальными баллами учеников.
По каждому ребенку, по всем заданиям виден результат тестирования.
Анализируя эту таблицу, выделяем успешных детей и отстающих, с ограниченным уровнем знаний.
Исходя из проведенного анализа планируется индивидуальная и групповая работа с детьми.
Уже говорилось о том, что диагностика ориентирована на учителя и предоставляет огромный материал для правильного построения учебного процесса.