Опыт работы с результатами исследования IPIPS

Разделы: Общепедагогические технологии


IPIPS - это современный инструмент диагностики, который используется для оценки индивидуального прогресса учеников в освоении базовых навыков по учебным предметам, социально-эмоционального развития, а также для получения сведений о среде, в которой ребенок растет.

Изначально диагностика ориентируется на учителя, поскольку учитель может использовать ее, чтобы глубже понять возможности и потребности ребенка в начале года, а затем, получив независимую оценку прогресса ребенка в конце года, увидеть реальный индивидуальный прогресс каждого ученика. И далее будет возможность проследить развитие детей в последующие несколько лет обучения.

Проводится диагностика в начале и в конце 1 кл, затем в начале 3 кл, а затем в конце 4 кл.

По результатам диагностики мы можем судить

  • об эффективности различных образовательных программ дошкольного образования,
  • о прогрессе детей
  • и эффективности обучения в школе и
  • об эффективности используемых УМК.

По итогам тестирования предоставляются результаты в форме таблиц, диаграмм и графиков, предлагаются рекомендации по работе с детьми.

Анализируя таблицы с результатами мы составляем индивидуальные графики по каждому ребенку, в которых наглядно отражается динамика развития ребенка.

Из таблицы «Индивидуальные результаты учеников» баллы переносим на график: средний балл - 50 и отмечаем индивидуальный балл ребенка.

Из таблицы (в данном случае) «Математическая часть. Индивидуальные баллы учеников»

Выписываем с чем ребенок не справился, не выполнил.

Такая же работа проводится и на конец учебного года. Этот график удобен своей наглядностью:

  • Индивидуальные продвижения ученика
  • Как изменились результаты в течение года по математике
  • Какие проблемы есть.

Таким образом, мы можем выстраивать график до окончания ребенком начальной школы, видеть индивидуальный прогресс ребенка. При этом ученик сравнивается с самим собой, а не с заданной нормой. Особенно, это актуально для «особых» детей.

Данные по каждому ребенку позволяют учителю выделить группы детей из них две пограничные, которые показывают высокий уровень детей по классу и отстающих от основной массы детей. И здесь можно говорить об личностно ориентированном и индивидуально-дифференцированном обучении. Цели, которые могут быть реализованы с помощью этих форм учебной деятельности.

С мотивированными детьми:

  • Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной трудности.
  • Развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли предмета в жизни, науке, технике.
  • Развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой.
  • Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.

С детьми, имеющими минимальный уровень знаний:

  • Ликвидация пробелов в знаниях и умениях.
  • Побуждение интереса к предмету
  • Развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал, решённую задачу.
  • Доведение учащихся до определенного уровня усвоения значений и способов деятельности.

По итогам оценивания с помощью iPIPS были выделены группы учеников, которые отличаются:

  • различным уровнем усвоения материала на данный момент;
  • уровнем работоспособности и темпом работы;
  • особенностями восприятия, памяти, мышления;
  • уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

И разработаны рекомендации по работе с ними.

Учитывая эти рекомендации по результатам диагностики, мы класс делим на рабочие группы, но состав групп меняется в зависимости от типа урока, целей и задач.

Стартовая диагностика может быть интересна педагогам не только, как обще-групповая ориентировка относительно уровня знаний и умений ученика, группы, класса, но как основание для планирования индивидуальной работы с отдельными детьми, а также планирование внеурочной деятельности.

По результатам проведения диагностики проводится детальный анализ индивидуального продвижения каждого ребенка для выделения тех, 1 - у которых нет динамики и 2 - тех, у которых высокие результаты.

Необходимо сопоставлять предметные результаты с успехами или трудностями в личном, социальном и эмоциональном развитии. Так как ребенок может быть успешен в освоении предметных знаний и умений, но при этом совершенно не уметь общаться со сверстниками и взрослыми. Или же наоборот, социальное развитие в норме, а с предметным обучением - проблема. Эти связи необходимо понимать, чтобы делать акцент в работе с учеником на следующем этапе.

Анализ уровня математической грамотности у обучающихся

После проведения тестирования, через 2 недели школа получает отчет с результатами.
В данном случае проанализируем математическую грамотность, относительно 1-го класса, нашей школы.

Набор заданий, используемый для диагностики ребенка, включает в себя несколько блоков заданий

  • Представления о математике
  • Простой счет (сосчитать количество нарисованных объектов)
  • Простое сложение и вычитание (прибавление или вычитание изображенных объектов)
  • Знание чисел
  • Математические задачи (логические задачи, задачи с символами и без, текстовые задачи, контекстные задачи)

Таким образом, набор заданий для диагностики дает вполне конкретное представление о том, какими учебными навыками ребенок обладает на момент начала его обучения в школе.

Математическая часть

«Базовая математика»

В данном блоке заданий оценивалось, может ли ребенок выполнять счет и сложение с опорой на предмет. (Задачи типа - «Если к 4 ракетам добавить еще три ракеты, сколько всего будет ракет?». Задачи сопровождаются иллюстрацией.)

Также оценивалось, могут ли дети правильно различать и правильно называть многозначные числа - двузначные, трехзначные, а также четырёхзначные и пятизначные.

(Прим.: Ученику присваивался 1 балл, если он или она могли правильно назвать 5 из 7 одно или двухзначных чисел; 2 из 3 трехзначных числа; хотя бы 2 из многозначных чисел.)

Доля учеников, справившихся с каждым из описанных заданий, отражена на диаграмме:

Мы видим в этом классе, хорошую картину, высокие проценты в счете, в сложении с опорой на предметы, в знании одно и двузначных чисел, меньше результаты в знаниях трехзначных и многозначных числах, что является нормой для этого возраста

Блок «Умение решать задачи и примеры»

  • данном обширном блоке ученикам предъявлялись задания нескольких типов:
  • логические задачи (например, на продолжение последовательности чисел)
  • текстовые задачи, которые проговариваются для ребенка вслух. (Например, «В автобусе едут 14 человек. На остановке зашли еще 3. Сколько теперь человек едет в этом автобусе?»)
  • относительно нетрудные примеры на сложение и вычитание (решение примеров на сложение и вычитание с использованием знаков «+» и «-», без перехода через десяток). Например, ребенку предлагалось решить примеры типа «7+3=» или «15-4=»
  • очень небольшому проценту учеников предлагалось решить более трудные примеры (с переходом через десяток), такие, как, например, «14+27=».

Доля учеников, справившихся с каждым из описанных заданий, отражена в таблице:

В данном классе высокий уровень решения логических задач, достаточный уровень решения примеров. Примерно половина класса справилась с решением простых примеров.

Мы видим над чем надо поработать:

  • над текстовыми задачами
  • примерами на вычитание
  • и в свое время над сложными примерами и контекстными задачами.

Далее мы анализируем таблицу с индивидуальными результатами по математике, затем более подробная таблица с индивидуальными баллами учеников.

По каждому ребенку, по всем заданиям виден результат тестирования.

Анализируя эту таблицу, выделяем успешных детей и отстающих, с ограниченным уровнем знаний.

Исходя из проведенного анализа планируется индивидуальная и групповая работа с детьми.

Уже говорилось о том, что диагностика ориентирована на учителя и предоставляет огромный материал для правильного построения учебного процесса.

Презентация