Пояснительная записка
Настоящая программа представляет собой систему, включающую принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития и популяризации географических знаний среди обучающихся.
Программа определяет механизмы, инструменты, ресурсное обеспечение, целевые показатели и ожидаемые результаты.
Документальная поддержка:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
- Концепция развития географического образования в Российской Федерации
- Требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования
- Требования к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования
- Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География».
Срок реализации программы – 10 лет (сентябрь 2025 – август 2035).
Согласно Концепции развития географического образования в РФ география – это наука о природных и общественных системах, формирующая представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой на локальном, региональном и глобальной уровне.
Географическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой, включая экологические, социальные, экономические.
География – учебный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся комплексное, системное представление о своей стране и о Земле в целом. Это единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук; география – базовый учебный предмет для формирования у обучающихся традиционных российских духовных ценностей и самосознания.
Школьное образование является базисным для всей системы географического образования.
В настоящее время существует ряд проблем мотивационного характера:
- низкий престиж географии;
- непонимание и недооценка значимости географического образования для повседневной жизни и деятельности человека;
- невостребованность географии как предмета на вступительных экзаменах в ВУЗах.
К сожалению, в практике школьного географического образования недостаточно используются практикоориентированные технологии, основанные на проектно-исследовательской, игровой, коммуникативной, самостоятельной деятельности. Необходимо развивать индивидуальность, творческие инициативы, опыт обучающихся средствами географии.
Цель программы: популяризация географических знаний среди обучающихся, получение географических знаний должно стать осознанным и внутренним мотивированным процессом у обучающихся.
Задачи программы:
- подготовка и реализация современных учебно-методических комплексов, соответствующих требованиям ФГОС и требованиям общества;
- определение методов работы, технологий и набора учебных материалов (в том числе вспомогательных) для обеспечения качественно нового уровня преподавания географии;
- определение минимума необходимой для учащихся информации, базовой географической номенклатуры и требований к достигнутым предметным результатам;
- совершенствование содержания и форм оценки образовательных достижений учащихся по географии;
- определение форм организации внеурочной деятельности, дополнительного образования, обеспечивающих взаимосвязь географических знаний с жизнью, развитие познавательного интереса к географии, творчества и сотрудничества средствами географии;
- систематическое повышение квалификации, повышение качества повседневной работы;
- использовать возможности лучших педагогических практик мирового уровня, достижений современных образовательных технологий в области географического образования;
- создание и реализация собственных педагогических подходов и авторских программ;
- популяризация географических знаний и географического образования.
Основные направления реализации Программы.
На уровне основного общего образования необходимо:
- использовать потенциал географии как яркого, увлекательного, образного предмета, используя современные средства: картографические (ГИС, моделирование), иллюстративные (в т.ч. видео, компьютерная графика) и др.;
- воспитывать чувства патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики;
- предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения высокого уровня географической культуры и географических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе, в т.ч. для решения практических задач;
- развивать навыки самостоятельной творческой работы обучающихся, ориентированные на формирование умения учиться;
- использовать дополнительные учебные материалы, электронные и печатные: хрестоматии, карты и атласы, словари географических терминов, справочники и др.;
- предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения любого уровня географической подготовки с учётом индивидуальных потребностей и способностей посредством создания, развития и внедрения в образовательную практику электронных учебных пособий и использования дистанционных технологий.
На уровне среднего общего образования необходимо:
- обеспечивать изучение географии в соответствии с запросами обучающихся и предусматривать их подготовку как на базовом, так и на углубленном уровне;
- обеспечивать выпускников школы необходимым объёмом географических знаний и умений, достаточным для продолжения образования по направлениям подготовки, требующим наличия серьёзной базы географических знаний;
- обеспечивать формирование базовых представлений и понятий национальной идентичности гражданина России;
- обеспечить формирование у обучающихся базовых представлений о наличии географических систем в природе и общества;
- подготавливать учеников к решению практических задач, связанных с повседневными проблемами и глобальными вызовами современной цивилизации.
Ожидаемые результаты
У педагога:
- Повышение профессиональной компетентности в области методики преподавания географии.
- Разработка дидактических средств, направленных на формирование у обучающихся прочных географических знаний в виде повышения уровня успеваемости, качества образования и мотивации обучающихся.
- Разработка системы мер, направленных на рост мотивации и творческого потенциала обучающихся.
Среди обучающихся:
- Увеличение количества обучающихся, сдающих ЕГЭ (до 5 человек к 2035 году).
- Увеличение количества участников всероссийского географического диктанта и других географических тестирований на 20% к 2035 году.
- Увеличение среднего балла ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и всероссийских географических диктантов (тестирования) на 20% к 2035 году.
- Увеличение количества участников кружков, клубов и секций по географической направленности на 25% к 2030 году.
- Увеличение числа географических акций, выставок и других мероприятий в школе на 50% к 2026 году.
- Увеличение количества участников всероссийских и региональных мероприятий географической направленности на 30% к 2035 году.
Индикатором качества реализации Программы будут также являться данные социологических опросов, востребованность географической литературы (в первую очередь школьной библиотеки), участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах по географии различного уровня, участие обучающихся в практикоориентированной, туристической, краеведческой деятельности.
ПРОГРАММА развития и популяризации географических знаний по направлениям
I. Развитие познавательного интереса
Изучение географии в школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всём её географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
ПЛАН реализации направления.
| № пп | Содержание деятельности |
Сроки |
1. Совершенствование профквалификации |
||
1. |
Участие в работе методических семинаров, педсоветов. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
2. |
Участие в педагогических чтениях различного уровня. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
3. |
Прохождение курсов повышения квалификации, переквалификации. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
4. |
Изучение нормативно-правовой базы по географии. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
5. |
Участие в работе районного методического объединения учителей географии. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
2. Внедрение активных методов обучения |
||
1. |
Освоение инновационных педагогических технологий. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
2. |
Организация работы по внедрению инновационных педагогических технологий. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
3. Оснащение материально-технической базы кабинета географии |
||
1. |
Разработка уроков с применением инновационных технологий. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
2. |
Разработка презентаций уроков в электронном варианте. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
3. |
Разработка контрольных и практических заданий с применение активных методов обучения. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
4. Организация исследовательской деятельности обучающихся |
||
1. |
Создание проблемных ситуаций на уроках географии. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
2. |
Увеличение числа выполненных исследовательских проектов обучающимися. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
3. |
Увеличение числа обучающихся, участвующих в мероприятиях различного уровня по защите исследовательских проектов. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
5. Мероприятия в рамках учебного процесса |
||
1. |
Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах и др. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
2. |
Создание постоянно действующей выставки литературы по географической тематике в кабинете географии. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
3. |
Оформление тематического стенда по различным географическим темам. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
4. |
Оформление тематического стенда, посвящённого ЕГЭ, ОГЭ по географии. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
6. Внеклассные мероприятия |
||
1. |
Выставка творческих работ и сочинений по географическим темам. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
2. |
Выпуск школьной географической газеты по календарю географических дат. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
3. |
Выпуск буклетов по краеведению, проблемам географии. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
4. |
Проведение предметной декады по географии. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
5. |
Проведение спецкурсов, географических кружков. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
7. Работа с родителями |
||
1. |
Родительский всеобуч: выступление на родительских собраниях (классных, общешкольных) «Итоговая аттестация выпускников 9-х, 11-х классов по географии». |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
2. |
Участие родителей в школьных мероприятиях по географии. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
Ожидаемые результаты
В результате реализации данного направления программы предполагается, что введение в учебный процесс активных форм обучения, создание проблемных ситуаций приведёт к раскрытию личностного потенциала ребёнка, активизация познавательного интереса к географии. В итоге происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Кроме того, деятельность учащихся носит характер проектирования, что подразумевает получение конкретного результата исследования и его публичное предъявление.
II. Профессиональное самоопределение школьников
Возросшие требования современного высокотехнологического производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодёжи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики России
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряжённость, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.
Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодёжи.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди школьников, которая должна опираться на глубокие знания всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
Курс школьной географии имеет широкие возможности в подготовки обучающихся к процессу профессионального самоопределения. В связи с этим необходимо акцентировать внимание школьников на использование информации регионального рынка труда в географическом образовании и формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в процессе профессиональных проб, написании проектов и исследовательских работ, участия в различных мероприятиях по профориентации, курсов (по выбору) географического содержания.
Цель профессионального самоопределения обучающихся: использование содержания географического образования для подготовки обучающихся к процессу профессионального самоопределения через урочную и внеурочную деятельность.
Задачи:
- создание условий для профориентации обучающихся, используя широкие профориентационные возможности курса школьной географии;
- популяризация географических профессий;
- апробировать новое содержание, формы и методы профилизации с учётом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора обучающимися будущей профессии;
- налаживать деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
- сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, региона, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
ПЛАН реализации направления
| № пп. | Содержание деятельности |
Сроки |
1. Создание нормативно-правовой базы |
||
1. |
Разработка и утверждение проектов по профориентации подростков. |
сентябрь 2025 – декабрь 2025 |
2. |
Создание банка данных об учебных заведениях, которые готовят специалистов географического профиля. |
ноябрь 2025 – декабрь 2025 |
3. |
Создание банка данных об организациях, предприятиях, которым необходимы специалисты (выпускники) географических специальностей. |
ноябрь 2025 – декабрь 2025 |
2. Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы |
||
1. |
Профориентация обучающихся на уроках географии. Знакомство с географическими профессиями, расширение знаний обучающихся о новых профессиях. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
2. |
Проведение спецкурсов, элективных курсов профессиональной направленности («Я и моя профессия», «Мой выбор» и др.) |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
3. |
Проведение тематических внеклассных мероприятий в образовательной организации в рамках декады по географии («Профессии моих родителей», «Мир профессий», деловые игры, квесты, встречи с представителями разных профессий, с преподавателями ВУЗов, ССУЗов и др.) |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
4. |
Написание творческих проектов по профориентации. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
5. |
Проведение в образовательной организации системной профпропаганды (конкурсы, защита проектов, презентаций, фестивали, классные часы, круглые столы, недели по профориентации и др.) |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
6. |
Организация и проведение экскурсий обучающихся на предприятия и учебные заведения региона. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
7. |
Проведение школьного конкурса по защите творческих проектов «Мир профессий». По возможности участие в конкурсах по профориентации муниципального, регионального, всероссийского уровня. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
8. |
Организация и проведение с обучающимися образовательной организации выставок «Твоя будущая профессия», «Радуга профессий». |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035). |
9. |
Написание и защита исследовательских работ по профориентации выпускниками образовательной организации |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
10. |
Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
11. |
Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
3. Профессиональная диагностика и консультация |
||
1. |
Консультирование и тестирование обучающихся 8 – 11 классов («Карта интересов», «Склонности и профессиональная направленность», «Мотивы выбора» и др.). |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
2. |
Консультации родителей (законных представителей) по вопросам профориентации. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
4. Профессиональная адаптация |
||
1. |
Проекты, конкурсы, фестивали профессий, выставка «Образование и выбор», профессиональные пробы и др. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
5. Мониторинг качества профориентационной работы |
||
1. |
Разработка методических рекомендаций для обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) по профориентации. |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
2. |
Анкетирование школьников старших классов («Я могу» и др.) |
в течение всего периода (сентябрь 2025 – август 2035) |
Ожидаемые результаты.
Профессиональная ориентация школьников является одной из основных образовательных задач общеобразовательной организации и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы, обеспечивающим сформированность у школьников:
- представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;
- универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;
- общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона, в котором школьник живёт, и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике города, региона и страны;
- способности осуществить осознанный выбор выпускником школы профиля обучения или/и будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки.